Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дольник, тактовик, акцентный стих, полиметрия
Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение) — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих. Дольник – переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике), некоторые стиховеды считают дольник разновидностью тонического стиха. В стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические ударения, колеблется, но нерезко, в основном в пределах: 1-2 слога. Используя термин '' икт '' (икт - слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же, как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры – число слогов между ними). Например:
Термин дольник был предложен В.Я.Брюсовым. Приведенные выше строки дольника из стихотворения Есенина можно разделить не на стопы, но на доли, границы которых совпадают со словоразделами:
Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока: Девушка пела в церковном хоре - 2 – 2 – 1 - 1 Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина ''дольник'' связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и ''решающее значение имела работа А.Блока в ''Стихах о Прекрасной Даме''. Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога. 3-иктный тактовик – стих гораздо более ''расшатанный'', интонационно он ближе к акцентному стиху:
Сам термин ''тактовик'' был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую ''тактометрическую'' теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ''Наш марш'' В.В.Маяковского, ''Синие гусары'' Н.Н.Асеева и др.
Акцентный стих – чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений. Рухнула штукатурка в нижнем этаже, - 4 - 1- 3 - Нервы - большие, маленькие, многие! - - 2 - 1 - 3 - 2 скачут бешеные, и уже - 1 - 5 - у нервов подкашиваются ноги! 1 - 2 - 4 - (В.Маяковский «Облако в штанах») Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма. В освоении и раскрытии возможностей акцентного стиха участвовали многие поэты: В.Хлебников, В.Г.Шершеневич, Демьян Бедный, И.Л.Сельвинский, И.Г.Эренбург, П.Н.Васильев, М.К.Луконин и др.(см.: Гаспаров М.Л. Современный русский стих. С.454-466). В частности, к этой форме стиха обращался С.А.Есенин. Приведем в заключение начальные строки монолога Хлопуши из его драматической поэмы ''Пугачев'':
|