![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фоника художественной речи. Типы звуковых повторов. Эвфония и инструментовка
Фоника (от греч. phone – звук), или поэтическая фонетика – раздел поэтики, учение об эстетическом использовании звуков как речевого материала в художественном тексте (такое понимание фоники основано на концепции лингвиста Л.П. Якубинского). Основная эстетическая функция звуков в художественном тексте – гармонизирующая. Авторы и читатели всех эпох всегда были внимательны к благозвучию художественной речи. Это свойство речи с античных времен называют эвфонией. Б.В. Томашевский предложил расширительную трактовку эвфонии, выделив её количественную и качественную разновидности. «Если организованы количественные моменты произношения, то мы получаем ритмическую речь; совокупность приемов организации ритмической речи составляет эвритмию». Он отождествил с «количественной» эвфонией случаи деления фраз на соизмеримые колоны, отрезки, которые мы получаем в результате разбивки отдельного предложения на своеобразные интонационные группы. Однако традиционно эвфонию связывают только с качеством звуков, которое регулируется запретительными правилами их использования, а также инструментовкой, т.е. совокупностью приемов организации звуковых единиц текста. Запретительные правила для русских писателей сформулировал ещё М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию», и 2 из них в дальнейшем получили широкое распространение в отечественной литературе: · «оберегать непристойного и слуху противного стечения согласных» · «удаляться от стечения письмен гласных, а особливо то же или подобное произношение имеющих» «Стечение гласных» называется хиатусом («Япон ия и её ие роглифы») Инструментовка текста включает 2 основных способа его фонетической организации: автор может избегать использования в собств. речи определенных звуков или, наоборот, перенасытить строку, предложение, текст определенными фонемами. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Первый способ прежде был известен как средство демонстрации сочинителем своего профессионального мастерства. Писатели европейских стран «изгоняли» из своих произведений наиболее часто используемые в национальной устной речи фонемы, а в письменной – буквы. Выпадение звука всегда было следствием отказа от определенной буквы; этот прием получил название липограммы (термин введен Соломоном Сертоном). Начиная с эпохи барокко, липограмматическая техника была усовершенствована до такой степени, что из произведений стали исчезать целые группы звуков, чаще всего – гласные, за исключением какого-нибудь одного. Так возникло явление унивокализма. Примеры липограмм в русской литературе мы встречаем в творчестве Г.Р.Державина. В стихотворении «Желание» он не только изгнал из речи сонорные [р] и [р’], но и насытил звуковую ткань повторами шипящих [ж], [ш], [ш’], имитирующими шепот, воплощающими тему покоя. Более распространенный способ инструментовки – применение звуковых повторов, или звукопись. Существуют повторы конвенциональные и окказиональные. Первую группу составляют разные типы рифм, т.е. повторы, занимающие определенное положение в колонах и стихах. Они являются конвенциональными (т.е. «договорными»), потому что удовлетворяют рифменные ожидание, возникающее у читателя. К группе окказиональных (случайных) повторов относятся все прочие. Они «случайны» только потому, что мы, приступая к чтению текста, изначально их не ожидаем. В европейской литературе звуковые повторы существовали уже в античную эпоху. Греческая и римская поэтическая традиция не знали рифмы, однако в их стихах место неё нередко появлялся гомеоптотон – повтор грамматических форм в конце слов, относящихся к одной части речи. Квинт Энний: Restitant occurunt obstant obstringillant obagitant («Встанут, бросятся, обступят, не пускают, теребят» - пер. М.Л. Гаспарова). С точки зрения звуковой организации речи результатов гомеоптотона является гомеотелевтон – повторение в абсолютном конце 2 и более смежных слов общих для них согласных звуков или целого слога. Средневековая поэзия европейского Севера строилась на обязательных фонетических повторах. Аллитерированным стихом были написаны самые ранние эпические поэмы средневековья: «Песнь о Хильдебранте», «Беовульф» и др. В современной науке аллитерация – повтор «нажимного» согласного, т.е. начального в слове или предшествующего ударному гласному. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе П и р ует П ет р. И го р д, и ясен, И славы п олон взо р его. И ца р ский п и р его пр ек р асен.
Сплошную аллитерацию цельной части текста (строки или строфы, фразы или периода) называют паромеоном, а звуковой повтор, при котором автор все слова в тексте, от первого до последнего, начинает с одного и того же звука (гласного или согласного) – тавтограммой. Писатели 20 века использовали эту форму для подражания древним текстам, но чаще – как комический прием или как знак литературного эксперимента. С этой целью обратился к тавтограмме на г - поэт Николай Ладыгин в стихотворном послании «Николаю Глазкову» Г лазкова г орние г лаголы Г армонией г ремят, И г ордые г лаза на г оды Г рядущего г лядят.
Ассонанс – концентрированный в отдельном отрезке текста повтор ударных гласных («Мело, мело по всей земле во все пределы») Кроме общего деления звуковых повторов на аллитерации и ассонансы, современное литературоведение использует и другие классификации. Рассмотрим классификацию О.М.Брика (применительно к стихотворным текстам). Он разделил повторы: 1. По количеству повторяемых звуков · двузвучные (упал на пол) · многозвучные (посланник в спаленке) 2. по количеству самих повторов · простые (плененный исполин) · многократные (полено упало на палец Наполеона) 3. по расстановке звуков внутри повторяющейся группы · АВ (спал на полу) · ВА (купил лупу) · АВС (поляна полна ягод) · АСВ (футболист выполнил пенальти) · ВАС (спилен ли пень) · ВСА (Полине лень петь) 4. по расположению созвучий в началах и концах смежных ритмических отрезков – на скреп, концовку, стык, кольцо (= анафора, эпифора, анадиплосис и прозаподосис) Кроме структурной, гармонизирующей функции, звуковые повторы в тексте могут быть наделены функцией выражения смысла, или семантической. Уже в «Слове о полку Игореве» есть примеры звукового символизма, или ономатопеи: · «храбрая дружина рыкают акы туры ранены» ([р], [р’] как фонетическое выражение темы войны, ярости) · «милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима соглядати» ([м], [м’], [л], [л’] как выражение темы любви, ласки и т.п.) В начале 20 века русская поэзия переживает и увлечение парономазией, т.е. соединением в одном речевом отрезке слов, сходных по звучанию, но разных по значению (В.Маяковский «Про это»: «мяс ом ды мяс ь, рас труб а труб ки разинув…) В 20 веке было положено начало изучению одного из самых древних и едва ли не самого сложного приема фонетической инструментовки текста, применяемого прежде всего в поэтических произведениях – анафонии. Её сущность – в многократном повторении в тексте разрозненных звуков (чаще всего – только согласных), которые в совокупности образуют какое-либо слово, определяющее смысл и тему данного фрагмента. Чаще других ключевыми словами являются имена собственные. Пример – «Полтава» Пушкина (Петр) Выходит Петр. Его глаза Сияю т. Лик его ужасен. Движенья быс тр ы. Он п рек р асен. Он весь, как божия гр оза. Иде т. К нему коня подводя т. Р е т ив и сми р ен ве р ный конь…
Вывод: внимание к фонике способствует более глубокому восприятию индивидуального авторского стиля, позволяет определить свойственную творчеству писателя меру искусности и меру естественности, их соотношение.
|