![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями
1.1. Сущность лидерства / Лидерство и руководство — два основополагающих понятия, с ко-; торыми связано эффективное управление организациями. Руководство — это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к Лидерство — комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих: — ассоциация с человеческими качествами, — процессом, в котором " ведут ведомых", — результатом деятельности человека /1/. Другие авторы — М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют лидера следующим образом: " Лидер — человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей /2/. С точки зрения этих авторов, " Лидер организации — человек, эффективно осуществляющий формальное и неформаль Сравнивая понятия лидерства и руководства, другой автор — Б.Д. Парыгин отметил как общие, так и различающие черты лидеров и руководителей /3/. Что касается различий между ними, то, прежде всего, следует отметить, что: 1. Руководитель назначается официально. Лидер выдвигается 2. Руководителю даны права и полномочия законом. Лидер не 3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей. Дея 4. Руководитель несет перед законом ответственность за деятель Лидер не несет перед законом ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит /3/. Следует в этой связи отметить, что между лидером и руководителем имеются общие аспекты в их деятельности. Прежде всего, это Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение — полная подчиненность принятым в организации целям; постоян Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями
Гв^отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Оно является средством организации и управления этими отношениями. Как отметил наш отечественный социальный психолог Р.Л. Кричевский, "... лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. Лидерство есть проявление психологического влияния, неформальной власти" /А/. По Р.Л. Кричевскому, лидерство относится к персонифицированным формам социального влияния и контроля и объединения всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения наилучшего эффекта в групповой деятельности и общении /4/. В зависимости от выполняемой деятельности лидеры выполняют различные роли, например, такие, как роль интегратора идей и лидера-мотиватора. Выполнение этих ролей связано с упорядочиванием групповой деятельности, а также подчинением решению стоящих перед группой задач /5/. Для управления важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как " ведомые". Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или, наоборот, нивелировки личностных черт, мотивационной сферы и т.д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже — наставлениями. Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всеми миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова " руководитель" и " лидер" употребляются как синонимы, что не редко является волне оправданным. Неформальное лидерство — это только часть рассмотрения проблемы лидерства. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе В. А. Розанова
В ситуациях, где лидер сталкивается с работой ранее сформированных групп, имеющих развитые навыки работы, с его стороны уделяется большое внимание инструктированию и контролю для дальнейшего развития умений и навыков работников. Лидер должен уделять должное внимание также моральному состоянию в группе и чувству принадлежности к ней. В такой атмосфере уменьшается доля приказов по сравнению с разъяснительной работой. Дальнейшие отношения лидеров с подчиненными строятся таким образом, что от них требуется большего проявления ответственности за выполняемую работу. При этом лидер ограничивает контроль и прямые указания в работе исполнителей, настраивая их на самоконтроль и проводя консультации только по отдельно взятым вопросам. При этом им рекомендуется больше общаться с работниками, поощрять идущие от них советы, устанавливать обратную связь. Чтобы развивать мышление работников, лидеры ставят перед ними цели, не сообщая способов их достижения. Основную часть работы лидеры отдают подчиненным, им так же отдается надзор и контроль за работой других членов группы. Такой стиль управления применяется в основном при руководстве квалифицированными работниками. Лидеры стараются, как можно меньше вмешиваться в работу хорошо организованных групп-. Причем, каждая группа, подобно отдельному работнику, требует большего или меньшего времени для своего развития. Это — сложный и длящийся во времени процесс. В этой связи можно выделить несколько стадий отдельно взятой группы: 1. не способная и не желающая работать группа; 2. Восприимчивая, но не способная к работе группа; 3. способная.и желающая работать группа /6/. Обычно лидер помогает группе развиваться и достигать определенного уровня ответственности и компетентности. Возможны случаи, когда группа развивается неравномерно или останавливается в своем развитии. В таких случаях лидер ведет себя как воспитатель, следя за развитием всей группы. Отношение лидеров к своим подчиненным в сильной степени влияет на выбор им стиля управления. Известные английские ученые Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями
Чтобы влиять на людей, каждому лидеру требуется определенная власть по той причине, что он зависит от людей в пределах цепи команд, а также вне ее. Влияние на людей может оказываться различными средствами. Что касается полномочий, то они могу быть сведены на нет, если подчиненные отказываются выполнять распоряжения своих начальников. Поэтому можно себе представить, что было бы, если бы руководители не имели власти. В таком случае внутри организации не было бы порядка. Власть полномочий так же, как и власть влияния, полностью зависит от личности и используется руководителями в конкретных управленческих ситуациях. Власть и влияние тесным образом связаны между собой. Однако и руководители зависят от своих подчиненных, поскольку информация распространяется не только " сверху вниз", но и " снизу вверх". Умный и компетентный руководитель, по мнению Д. МакКлелланда, не станет демонстрировать свою власть подчиненным и другим людям, в большей степени он будет заботиться о выполнении организационных целей, а также поддерживать инициативу своих подчиненных и помогать им /6/. Власть, которой пользуются руководители внутри организаций, имеет разные формы. Известна следующая классификация форм власти, по Френчу и Рейвену /2/: 1. Власть, основанная на принуждении. 2. Власть, основанная на вознаграждении. 3. Экспертная власть. 4. Эталонная власть. 5. Законная власть (традиционная). Американский современный психолог Дж. П Кенджеми, 30 лет занимавшийся проблемами лидерства, отметил, что власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, то есть, мотивировать людей, убеждать, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается В. А. Розанова
С психологической точки зрения, власть авторитета является своего рода наградой. При помощи власти авторитета можно положительно мотивировать людей в гораздо большей степени, чем при использовании власти полномочий. В основе власти авторитета, по большей части, лежит уважение к личности. Особенностью авторитета является, вместе с тем, его переменчивость, т.е. непостоянство. В ряде случаев его легко можно потерять. Если руководитель, имеющий власть авторитета и власть полномочий, теряет свой авторитет, то в результате этого он остается обладателем власти полномочий, что для руководителя явно недостаточно, поскольку только при помощи принуждения и силы не-водможно выполнять цели организации. | Если говорить о лидерах-руководителях, пользующихся властью авторитета, то, по всей видимости, они приобретают его с помощью рефлексирования своих способностей и особенностей, а также и своих подчиненных. Лидеры приходят к власти авторитета в связи с наличием у них высокой самооценки, высокого уровня притязаний, самоуважения и самосознания. К тому же они оценивают свои не только сильные, но слабые стороны /8/Д При решении проблем лидерства в управлении положительную роль сыграла теорияч^отивации Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона, в которой были систематизированы стимулирующие личность факторы, наиболее важными, из которых являются: а) стремление к успеху, б) стремление к признанию, в) стремление к власти /7/. Стремление к успеху расценивалось этими учеными как желание выделиться по сравнению с друг^ими людьми, получить доступ к определенным жизненным стандартам*, -решать важные проблемы и нести ответственность за свою работу. Стремление к власти определяется желанием влиять на других людей, а% также направлять их деятельность в нужное русло. Стремящийся к власти не только хочет влиять на людей, но и управлять ими, используя силу властного влияния. Указанные Д. МакКлелландом и Д. Аткинсоном факторы имеют прямое отношение к лидерским качествам руководителя, которые имеют не только стимулирующее, но и мотивирующее значение /7/. Лидер, являющийся одновременно и руководителем, может использовать каждый из факторов, чтобы поддерживать стремления своих подчиненных добиваться успеха, а также признания и власти. Такой подход со стороны лидера-руководителя может привести к положительным результатам в работе подчиненных. Такой подход можно применить и на целой группе работников. Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями
Следует отметить, что ^настоящее время меняется отношение к лидерству. Оно конкретизируется в том, что новые лидеры вырабатывают новые подходы к решению проблем, выявляющих новые сферы деятельности., Они готовы пойти на риск там, где имеются благоприятные возможности достигнуть успеха. 1.2. Теории и стили лидерства
Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Известным ученым P.M. Стогдиллом к 1974 году было проработано больше трех тысяч работ, посвященных этой проблематике. Одним из первых подходов в изучении лидерства был подход с точки зрения метода черт, основой которого стало изучение черт характера, которыми обладают лидеры. Наиболее известной теорией лидерства стала теория " великого человека", согласно которой, лидерами рождаются, а не становятся. По существу такая позиция была отражена еще в работах древних греков и римлян, как указывают современные исследователи проблем управления Г. Кунц и С. О'Доннелл /10/. P.M. Стогдилл отмечал, что различные исследования черт и качеств личности основывались на подтверждении способностей людей к сотрудничеству и умениям быть хорошими администраторами. Анализ феномена лидерства показал, что в теориях лидерства в основном преобладал бихевиористский подход. /11/.
На ранних этапах изучения лидерства ученые стремились выявить качества и свойства личности наиболее эффективных лидеров. В этой связи и появилась1 теория " великих лю- В. А. Розанова1
Следующим этапом в развитии учения о лидерстве стал " поведенческий подход", рассматривавшийся в рамках бихевиористской теории. Полученные данные явились основанием для различных! классификации стилей руководства, или стилей поведения лидеров.1 Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей. Следующим этапом в развитии теорий лидерства стала ситуационная теория лидерства Ф. Фидлера, согласно которой лидер может вести себя различным образом, исходя из конкретной ситуации. /12, 13/. Авторы более ранних исследований по этой проблематике не нашли постоянной связи между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью, что послужило основой признания того, что в разных ситуациях действуют дополнительные факторы. Для поиска этих факторов ученые обращали внимание не только на лидера и его подчиненных, но и на саму ситуацию.
Ф. Фидлер вместе со своими коллегами из Иллинойского университета соединили в определенной степени подход с точки зрения теории черт и ситуационный подход, предложив ситуационную теорию лидерства /13/. С позиций понимания Ф> Фидлером лидерства, люди становятся ими " не только в силу особенностей своей личности, но и в силу различных ситуационных факторов и взаимосвязи между лидером и ситуацией". Недостатком поведенческого подхода к изучению лидерства в рамках бихевиоризма явилось предположение о существовании одного эффективного стиля лидерства. Основываясь на своих работах, Ф. Фидлер приходит к следующему выводу: " Работа лидера так же зависит от организации, как она зависит и от личных качеств лидера. Просто бессмысленно говорить об эффективном лидере или неэффективном лидере; мы можем говорить только о лидере, который имеет тенденцию быть эффективным в одной ситуации и неэффективным в другой. Если мы хотим увеличить организационную и групповую эффективность, мы должны научиться не только тому, как более эффективно подготавливать лидеров, но и как создавать организационное окружение, в котором лидер может хорошо работать /13/. Теория Ф. Фидлера была неоднократно проверена на практике, в результате чего ученые пришли к заключению о том, что там, где Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями
В явлении лидерства могут быть отмечены меняющиеся факторы, такие как личностные качества самого лидера, характера отношений его с подчиненными, а также цели и психологический климат группы. Каждый лидер должен использовать особенности ситуации внутри управления, чтобы найти наиболее правильные подходы и получить наилучшие результаты деятельности персонала. Ф. Фидлер выделил три критические величины ситуации, которые влияют на самый эффективный стиль лидерства: 1. Влияние должности. Это — та степень влияния, которя в отли 2. Структура задач. Ф. Фидлер понимал под структурой задач 3. Взаимоотношения между лидерами и членами группы. Для Говоря о стилях лидерства, Ф. Фидлер выделил два основных из них: 1. Ориентированность на задание. 2. Ориентированность на установление хороших межличност Характеризуя ситуационную модель лидерства, Г. Кунц и С. О'Доннел отметили, что эта модель (теория) показывает, что " работа группы будет зависеть от соответствующего согласования стилей лидерства и степени благоприятности групповой ситуации по отношению к лидеру, т.е. в той степени, в какой ситуация позволяет лидеру влиять на членов его группы" /10/. Несмотря на критику своего подхода к управлению, Ф. Фидлер, по мнению разных авторов, " заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению". Этот подход внес и продолжает вносить вклад в понимание сущности и концепции лидерства /29/. В. А. Розанова
В психологии управления существует еще одна модель (теория) лидерства, наряду с моделью Ф. Фидлера. Она принадлежит двум ученым — Т. Митчелу и Р. Хаусу. Другое название этой модели — " Путь - цель". В соответствии с этой моделью лидеры должны применять такой стиль руководства, который в большей степени соответствовал бы конкретной управленческой ситуации. Эта модель дает возможность понять, каким образом поведение лидера действует на мотивацию подчиненных, а также на удовлетворенность и производительность их труда /14, 15/. Т. Митчел тл Р. Хаус выделяют несколько средств для достижения целей, которыми пользуются лидеры. Такими средствами являются: • объяснения подчиненным, что они должны сделать, чтобы цель • поддержка и помощь в выполнении поставленных задач, • направления усилий подчиненных на достижение целей, • создание потребностей подчиненных, которые лидер может • удовлетворение дальнейших потребностей подчиненных, ког
Одной из разновидностей ситуационных теорий лидерства явилась " теория жизненного цикла", авторами которой стали П. Херси и К. Бланшар. С позиций этих авторов, эффективность стиля лидерства зависит от " зрелости" исполнителей, причем этот термин не имеет никакого отношения к категории возраста. Зрелось исполнителей предполагает способность нести ответственность за свое поведение и желание достигнуть поставленную цель /16/. П. Херси и К. Бланшар понимают зрелось не как фактор, характеризующий постоянное качество отдельного исполнителя или целой группы, а рассматривают его как характеристику конкретной ситуации. В зависимости от задачи лидер может оценить уровень зрелости исполнителей или группы по тому, как выполняется сама задача, реализуется ответственность и оценивается стремление к' достижению, как важный мотивационный фактор. " Зрелость" исполнителей оценивается руководителями на основании их субъективных оценок. Продолжением ситуативных теорий лидерства стала еще одна модель, авторами которой были В. Вруум и Ф. Йеттон. Согласно Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями
Несмотря на отличие этой модели от других ситуативных моделей, она похожа на них тем, что показывает отсутствие универсального оптимального влияния на подчиненных. В. Вруум и Ф. Йеттон показали, что оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций принятия решений. Для использования модели Вруума-Йеттона применяются следующие критерии: 1. Значение качества решения. 2. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя 3. Степень структурированности проблемы. 4. Значение согласия подчиненных с целями организации и их 5. Определенная на основании прошлого опыта вероятность, что 6. Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организа 7. Степень вероятности конфликта между подчиненными при Как и предыдущие ситуативные модели лидерства, модель Вруума-Йеттона требует дальнейшего уточнения и научного обоснования, с позиций других авторов /2/. Положительным моментом в рассмотренных выше ситуативных теориях лидерства является попытка осознать наличие гибкого подхода к сложнейшему социально-психологическому феномену, каким и является лидерство. Однако, чтобы адекватно оценить управленческую ситуацию, лидер должен хорошо представлять возможности и особенности подчиненных, а также свои собственные. Он должен также четко представлять особенности задачи, потребности, полномочия и качество информации /2/. Независимо от отношений разных авторов к проблеме ситуационного лидерства следует отметить еще попытки классификации лидерства, основанного на разных основаниях. Можем отметить, в частности, Ю. Хемфилла, который предлагал использовать процес-
|