Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! I Часть II. Глава 2. Принятие управленческих решений
Решение осуществляется только после приведения в действие всего процесса управления и, прежде всего, организующей и мотивационной функций. В процесс принятия управленческого решения входит органичной составляющей обратная связь. Обратная связь вступает в силу сразу после того, как принятое решение начало воплощаться. По мнению Харрисона, " Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения" /9/. В процессе обратной связи оцениваются последствия принятого решения. По сути это — оценка того, что происходило " до" и " после" реализации принятого решения. Оценка осуществления решения производится с помощью функции контроля.
Процедура решения конкретной управленческой задачи во многих отношениях идентична процедуре принятия решений. Основным критерием выступают два основных параметра: 1) качество решения и 2) согласие с решением тех, кто его будет реализовывать. Условно эффективность решения может быть представлена в виде следующей формулы: ЭР = П х К, где: П — степень принятия решения исполнителями, К — качество, т.е. оценка профессиональной стороны решения /9/. Принятие решения (П) понимается как положительная реакция на него со стороны исполнителей. Качественная сторона решения (К) заключается: 1) в выборе лучшей альтернативы из тех, что предлагает конкретная управленческая ситуация и 2) в учете возможностей самих исполнителей /2, 7, 8/. Если все управленческие решения сгруппировать по этим двум критериям, то станет очевидным, что многие из них нужно принимать коллективно. К единоличным решениям в основном относятся те, которые необходимы для технологических и технических процессов. Однако имеется большой круг проблем и задач, которые успешно могут быть решены и без участия руководителя. К ним относятся различные задачи по самоуправлению и по осуществлению некоторых строго регламентированных действий, например, в случае ликвидации аварии на конкретном участке технической линии. В иерархически организованных группах процедуры принятия решений непосредственно связаны со стилем руководства /13/, В. А. Розанова Авторитарный стиль проявляется в том, что руководитель основывается, главным образом, на собственном видении проблемы и исходит из своих идей и планов. Он ориентируется на субъективные оценки проблемы и определяет средства, с помощью которых проблема может быть решена. Если же обсуждает со своими подчиненными, как решать проблему, то все же стремится склонить их к своей концепции решения. Не исключается также, что точка зрения руководителя формируется на основании мнения других лиц, имеющих непосредственное отношение к управлению. Но эта точка зрения получает окончательную оценку только в интерпретации руководителя как самого ответственного лица за принятие решения. При групповом принятии решения руководитель утверждает свое мнение, которое должно рассматриваться челнами группы как приказ. Наиболее оптимальным при коллективной выработке решения представляется демократический стиль. Он обеспечивает инициативу участников, которые в соответствии со своими способностями, степенью компетентности и личностных особенностей активно включаются в процесс обсуждения проблемы. В условиях анархического или либерального стиля руководства степень личного участия руководителя в процессе принятия решения находится на уровне ниже оптимального. Члены группы предоставлены сами себе. В таком случае инициативу берет на себя неформальный лидер. Роль руководителя по существу сводится к тому, что он следит за высказываемыми мнениями и подсчитывает голоса при окончательном решении проблемы. ---------------------- 1 Стили руководства оказывают непосредствен- Стили ное влияние на процесс принятия решений. Выде- руководства | ддюхся также стили взаимодействия с должностными лицами, привлекаемыми к принятию решения. Так, А.И. Китов выделяет четыре разновидности такого взаимодействия /13/. 1. Абсолютное преобладание руководителя над участниками, при 2. Сильное преобладание руководителя. Руководитель выслуши Часть II. Глава 2. Принятие управленческих решений к своей точке зрения. Участники принятия решения высказываются и прислушиваются друг к другу. 3. Оптимальная активность руководителя при взаимодействии с 4. Конфликтные отношения руководителя с неформальным лиде В процессе принятия коллективных решений в условиях иерархически организбванной группы все же доминирует мнение руководителя. Несмотря на то, что проблемы обсуждаются участниками принятия решения, все находятся в условиях жесткой системы отношений типа " руководство — подчинение". Исключение составляет ситуация, где проявляется либеральный тип руководства. Подобное явление наблюдается и в том случае, если в коллективе находится авторитетный лидер, склоняющийся к демократическому стилю руководства. Такая же атмосфера необходима и в группах, не связанных отношениями подчинения, т.е. в группах экспертов и привлекаемых со стороны специалистов для принятия решений.
В управленческой деятельности процедура принятия коллективных решений подчиняется требованию, действия не-' скольких принципов. Ими являются принципы единогласия, большинства, минимизации разногласий и согласования. Принцип единогласия. В процессе принятия решений проявляются два вида единогласия: а) реальное и б) мнимое. Первое предполагает творческое обсуждение проблемы и анализ различных альтернатив возможного решения. Второе — это формальное согласие с руководителем " и подлинное, хотя и не высказанное в явном виде, расхождение с этим мнением. В. А. Розанова • При формальном единогласии выработанное в результате труп-; повой работы решение не принимается членами группы. То же наблюдается и среди исполнителей решения. Отрицательная роль формального единогласия состоит в том, что участники группы не высказывают своих истинных мнений. Настоящее единогласие говорит об однородности мнений должностных лиц и участников группы по обсуждаемой проблеме. При подлинном единогласии принимаются решения, наиболее соответствующие целям организации. Коллективные решения имеют и отрицательные стороны. Заключаются они в том, что при " монотонном" единогласии участники коллективных решений постепенно теряют интерес к критике и самокритике. Там, где отсутствует критика, не бывает и деловой коллегиальной работы. Принцип большинства. Этот принцип проявляется при наличии " коалиций". В процессе выработки коллективного мнения, когда соперничают две или более неформальные группы. В таких ситуациях необходимо голосование. При этом может наблюдаться: а) разделение голосов на равные части, б) преобладание большинства голосов, в) абсолютное большинство голосов. Если голоса делятся поровну, возникает ситуация кризиса в выработке решения. Тогда необходимо предпринимать дополнительные меры. Большинство голосов в этом случае может в некоторой степени способствовать'успеху дела. Но решение, выработанное таким образом, с трудом принимается исполнителями. Наиболее приемлемым вариантом является абсолютное большинство голосов. Общепринятой нормой считается 2/3 голосов, что является достаточным для доминирования над участниками, сохраняющими иные точки зрения. Однако такую ситуацию нельзя считать вполне благополучной, поскольку она потенциально таит в себе возможность противодействия. Абсолютное большинство голосов при принятии решения является утверждением господства большинства над меньшинством. Принцип минимизации разногласий. Применение этого принципа возможно как при принятии решения в иерархически организованной группе, так и в ситуациях в группах экспертов. Здесь наблюдается: а) преобладает мнения руководителя (лидера) и б) активность участников обсуждения проблемы. Основным спосо- Часть II. Глава 2. Принятие управленческих решений бом минимизации разногласий между членами группы является дискуссия. Принцип согласования. Использование данного принципа связано с необходимостью подготовительной работы, которая проводится как на начальном этапе выработки решения (уведомление должностных лиц, визирование проектов и т.п.), так и в процессе самого обсуждения проблемы. В большинстве случаев принцип согласования применяется на стадии выработки проекта. Таким образом, принятие решения в иерархически организованной группе непосредственно связано с деятельностью руководителя. Эффективность решения непосредственно зависит от личности руководителя, а также его умения пользоваться властью и авторитетом /2, 7/. Если руководитель пользуется авторитетом, то его мнение воспринимается без всякого нажима. Для коллективных решений свойственны сопуствтующие явления. Они состоят в следующем: 1. Групповая деформация. К групповой деформации относятся а) конформизм мышления, проявляющийся в том, что некоторые б) защитные тенденции, проявляющиеся в том, что член группы в) тенденциозный подбор фактов. Это явление выступает в виде г) сверхскептицизм, проявляющийся в своеобразном стремлении 2. Увеличение уровня риска. Из управленческой практики изве Такое явление обусловлеено несколькими факторами: В. А. Розанова 1. Разделением, ответственности. В группе, где принимается кол 2. Ценностью риска, т.к. риск веселит сердце, люди не стремятся В психологической интерпретации риск характеризуется неопределенностью исхода деятельности и возможностью неблагоприятных последствий. Термину " риск" могут соответствовать следующие значения: а) мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; б) действие, грозящее субъекту утратой (имеется в виду травма, проигрыш, ущерб и т.п.); в) ситуация выбора между двумя возможными вариантами действий: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным, исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями" /14/. В зависимости от соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша риск может быть оправданным при реализации соответствующего действия. Выделяются два вида ситуаций: а) ситуация типа " уровень притязаний", при которой успех и б) ситуация, когда неуспех влечет за собой наказание, примене 3. Роль лидера. Благодаря авторитетному лидеру в группе уста Лидер дискуссии организует и деятельность группы. От того, как он сумеет повести себя в процессе дискуссии, во многом зависит качество решения. Резюме 1. Эффективность решения определяется его качеством и приня 2. Мотивация в условиях системы " руководство — подчинение" Часть II. Глава 2. Принятие управленческих решений 3. Мотивации принятия коллективных и индивидуальных реше 4. Одной из основных обязанностей руководителя является инди 5. Существуют определенные правила мотивирования персонала. 6. Процедура принятия решений и процесс решения по суще 7. Характеристика и содержание задач определяют вид управ 8. Управленческая практика показала, что в своем большинстве в 9. Существуют определенные принципы принятия коллективных Ключевые слова Мотивация — Система побудительных сил человека. Стиль руководства — Обобщенные характеристики пове- дения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Решение — Выбор альтернативы. Рациональное решение — Выбор, подкрепленный результатами объективного анализа. Интуитивное решение — Решение, основанное на знаниях и опыте. Ситуация для анализа На столичном предприятии " Квант" создалось положение, вынуждающее повысить плановые задания, одновременно уменьшив количество персонала. Такую ситуацию нельзя отнести к числу нормальных. Однако кризис нашей экономики прямым образом ухудшает деятельность наших организаций государственного подчинения. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1. Какие управленческие решения могут быть приняты в этой 2. Из каких возможных критериев будут исходить руководители, приняв решение сокращать персонал? В. А. Розанова 3. Нужны ли в этом случае коллективные решения? 4. Кто будет конкретно отвечать за принятие таких решений? 5. Чем чреваты увольнения квалифицированных кадров пред Вопросы для усвоения 1. Как нужно мотивировать подчиненных? 2. Нужно ли мотивировать руководителя? 3. От чего зависит принятие эффективного решения? 4. Кто отвечает за принятие решений? 5. Какие подходы существуют к принятию решений? 6. Чем характеризуется рациональное решение? 7. Как нужно оценивать решения, основанные на суждениях? 8. Чем характеризуются коллективные решения? 9. Для какого вида задач принимают индивидуальные решения? Вопросы для повторения и обсуждения 1. Что означает мотивация принятия решений? 2. Что такое мотивация и почему трудно мотивировать персонал? 3. Чем определяется характер мотивации руководителя и подчи- ненного? 4. Какова роль риска в принятии решений? 5. Может ли принести пользу интуитивное решение? 6. Кто имеет право принимать интуитивные решения? 7. Чем характеризуется рациональное решение? 8. Какое решение называют оптимальным? 9. Принимаются ли в организациях оптимальные решения? 11. Являются ли тождественными понятия " эффективное решение" и " оптимальное решение"? Часть II. Глава 2. Принятие управленческих решений Литература 1. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. — Воронеж: Изд. 2. Уразаева В.А. (Розанова В.А.). Психология решения управленческих 3. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М.: 4. Асеев ВТ. Личность и значимость побуждений. — М.: ИП РАН, 1993. 5. КунцГ., О'Доннелл С. Управление. Системный и ситуационный анализ 6. Likert R. The Huma№ Organization. - N.Y., 1976. 7. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. — М.: Ника, 1992. 8. Перлаки И. Нововведения в организациях / Пер. со словацк. — М.: 9. Harrison RE The Managerial Decision Making Process. — Boston: Houghton
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с 11. Katz R.L Management of the Total Enterprise. — Englewood Cliffs, 12. Simon HA Administrative Behavior., 3-rd ed. — New-York, Free Press, 1976. 13. Китов А.И. Психология управления. — M.: Академия МВД, 1979. 14. Психологический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. 15. Шушански Я. Методология рационализации / Пер. с венг. — М.: Эко 16. Tosi H, Rizzo J., Carrol S. Managing Organizational Behavior. — Harper 17. Kleiner A. The Age of Heretics. Heroes, Outlaus and Forerunnes of В. А. Розанова Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. методы решения задач 3.1. Особенности стратегий и тактик решения задач управления 3.2. Стратегии поведения руководителей в условиях конфликтной 3.3. Методы решения управленческих задач Краткое содержание главы 1. Необходимым условием решения поставленной организацион- ной цели является выбор соответствующей стратегии ее решения. 2. Тактика решения задач управления обуславливает корректи 3. В основе выбора стратегий и тактик решения управленческих задач лежат психологические факторы. Ключевые слова Стратегия, тактика, ответственность, конфликтная ситуация, конфликт.
|