Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Творческий Центр 11 страница
Таким образом, базовые науковедческие характеристики социальной педагогики как научной дисциплины существенно отличаются от характеристик, которые описывают предыдущее ее качественное состояние — практическую деятельность. Так как существуют имманентные связи практики и науки, эти характеристики также взаимосвязаны, что проявляется прежде всего в объекте и предмете социальной' педагогики (см. схему 11). Вместе с тем, социальная педагогика имеет и третье качественное состояние — социально-образовательный комплекс, который тоже связан с прак- 1 Галагузова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов. М., 2001. С. 102 тической социально-педагогической деятельностью и научной дисциплиной. Социальная педагогика как образовательный комплекс. В данном качестве (третьем) социальная педагогика отражает научно-образовательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества. Объектом социальной педагогики как образовательного комплекса являются научные (результаты научных исследований) и научно-эмпирические (результаты обобщения опыта социально-педагогической деятельности) знания (естественно, в их взаимосвязи) в области социума, социальных отношений в нем, социальной работы и социальной педагогики, т.е. педагогические закономерности взаимодействия человека и социума1. Ее предметом становится научная социально-педагогическая картина социума, социальной познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности субъектов (т.е. система отношений в обществе)40. Цель социальной педагогики как образовательного комплекса — формирование научной социально-педагогиче-екой картины мира у всех, кому предстоит работать с людьми в разных сферах и областях социума. Это — практические социальные работники и социальные педагоги (первая роль социальной педагогики), социальные педагоги-исследователи (соискатели, аспиранты и докторанты) и теоретики науки (вторая роль социальной педагогики), преподаватели, студенты и слушатели различных структур образовательного комплекса (третья роль социальной педагогики). Функциями социальной педагогики как образовательного комплекса являются: ? формирование системы научных знаний у социального педагога и социального работника (в зависимости от назначения, содержания и сферы их деятельности); *??. развитие системы знаний, навыков и умений (также в зависимости от функционального назначения, содержания и характера деятельности); Р '? передача опыта (способов) репродуктивной и продуктивной (творческой) профессиональной деятельности в социальной сфере; См.: Обучение социальной работе в России. Программы и техко-ии. Ч. II. Педагогика социальной работы. М., 1997; Расчетина С.А. альная педагогика — развивающаяся область образования. Псков, ? формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (человеку и социуму, их взаимодействию и взаимоотношениям). В совокупности перечисленные и другие функции представляют собой группу научно-образовательных функций. Содержание подготовки кадров социальной сферы обусловливается в общем плане целевым назначением: подготовка специалиста-исследователя (аспирантура, докторантура), подготовка специалиста социальной сферы — практического работника (полифункционального назначения: от политика до работника сферы социального обслуживания населения — специализированные колледжи, институты, университеты, структуры переподготовки и повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов); подготовка научно-педагогических кадров для собственного образовательного комплекса. Необходимо отметить, что социальная педагогика ориентирована на решение основной проблемы — противоречия между личностной и социальной жизнедеятельностью человека. Следовательно, и социальное образование «имеет четыре функции: три из них — профессиональная, духовно-нравственная и культурная — рассчитаны на человека, четвертая — гуманитарная — на гуманитаризацию всего общества»1. На основе анализа базовых понятий высшего педагогического образования, которые нашли отражение в нормативно-правовых актах, представители екатеринбургской научной школы социальной педагогики выявили и охарактеризовали, основные противоречия профессиональной деятельности и подготовки социальных педагогов2. Характеризуя образовательный стандарт специальности «социальная педагогика» второго поколения, который был введен в 2000 году, некоторые специалисты утверждают, что он ориентирован «на подготовку специалистов, которых никто нигде не ждет, поскольку соответствующих должностей нет ни " в организациях специально для этого со- зданных", ни тем более " в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)". Негативные социальные последствия этого уже начинают проявляться в падении престижа социальной педагогики в целом и профессии социального педагога в частности»1. Уже указывалось на тот факт, что некоторые исследователи определяют третью роль социальной педагогики лишь в качестве учебного предмета. Не отрицая факта наличия^ такого предмета в образовательных учреждениях, нельзя согласиться с возникаемой в этом случае триадой социальной педагогики: практика — научная дисциплина — учебный предмет2. Последняя часть триады представляет собой «образовательный комплекс» как органически взаимосвязанное, взаимообусловленное и практически функционирующее единство: профессии «социальный педагог»; Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика»; учебных пособий по социальной педагогике и пособий-хрестоматий; учебного предмета в образовательных учреждениях; курса лекций по социальной педагогике для разных уровней образования и подготовки специальностей; социально-педагогических факультетов высших и средних специальных учебных заведений; профессорско-преподавательского состава, ведущего курс социальной педагогики; научных исследований по социальной педагогике в целях повышения научного уровня преподавания и т.д. Все это в совокупности можно определить как «образовательный комплекс» социальной педагогики. Таким образом, на логико-гносеологическом уровне методологического анализа инвариантами социально-педагогического знания являются объект и предмет, термины и категории, цели и задачи социальной педагогики в совокупности и взаимосвязи всех трех качественных состояний. Каждое качественное состояние социальной педагогики генерирует свои собственные объекты и предметы, цели и задачи, функции и виды деятельности. Находясь в диалек-
1 Жуков В.И. Сущность и функции социального образования // По 2 См.: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Профессиональная деятель : -' Сопоставительный анализ различных концепций социальной пе-Дагогики // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. конф. Самара, 2002. С. 45. 1 Даже сопоставление трех частей данной триады показывает, что-при равновзвешенном отношении первой и второй частей {практика -^ научная дисциплина) ее третья часть (учебный предмет) весьма незначительна по своему весу и статусу в сравнении с двумя первыми, гм
тическом единстве, они позволяют отразить всю сложность и богатство содержания социальной педагогики в целом (схема 15). Дальнейшая работа по углублению понимания основных инвариантов социально-педагогического знания на логико-гносеологическом уровне анализа тесно связана с выбором конкретной парадигмы развития социальной педагогики. Произвольное или непроизвольное игнорирование конкретных парадигм существенно деформирует социальную педагогику не только как научную дисциплину, но н как образовательный комплекс, так как влияет на подготовку кадров данной специальности в образовательных учреждениях. Выбор парадигмы должен быть одним из первых шагов в дальнейшем развитии социальной педагогики. Анализ показал, что существует несколько исходных позиций для выбора парадигмы. Во-первых, это'— опора на ту или иную науку, представителем которой является (являлся) ученый. Социолог будет отстаивать свое видение социальной педагогики, представитель педагогической науки — свое. Такой путь бесперспективен, несмотря на возможные интересные теоретические разработки. Во-вторых, это — ориентация исследователя на традиции своей научной школы, в рамках которых формируется особенное понимание социальной педагогики. Различия в понимании социальной педагогики между научными школами могут и должны существовать, но не на уровне концептуального понимания сути новой становящейся науки, области практической деятельности, образовательного комплекса. Потребности практики и людей, тенденции в развитии научной мысли в целом ориентируют любого серьезного исследователя на приоритетную реализацию интегрирующей функции науки, в рамках которой есть место для дифференциации научного знания. В-третьих, это — ориентация социальных педагогов на существующий государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «социальная педагогика». Нужно отметить, что именно данная позиция определяет сегодня своеобразие подготовки социальных педагогов к будущей деятельности, что этот документ не только далек от совершенства, но и во многом не отражает суть профессиональной социально-педагогической деятельности. Однако нельзя не согласиться с тем, что ориентация только на государственный стандарт, имеющий к тому же определенные временные границы существования, не может быть единственным ориентиром для серьезного исследователя, анализирующего сущность социально-педагогических процессов в. повседневной жизни. В настоящее время развитие социальной педагогики переходит от допарадигмального периода к периоду становления парадигмального знания, поэтому логично предположить, что формирование у социального педагога-исследователя высокой методологической культуры будет способствовать более точному отражению социально-педагогических процес- сов, протекающих в разных социальных системах и подсистемах социальной сферы. Самым важным, базовым основанием для дальнейшей разработки проблем социальной педагогики должен стать человек во взаимодействии с социальной средой и его проблемы. Человек реализует личную и социальную жизнедеятельность в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимостей, в единстве и борьбе противоположных социальных феноменов, в системе философско-идеологических, этических, экономических, политических, социальных, психологических и других связей. Именно проблемы человека в постоянном, имманентном взаимодействии с социумом, со средой его обитания лежат в основе социально-педагогической концепции общественного развития. Следовательно, и социальная педагогика должна развиваться не на базе различных концептуальных положений, а на основе собственной парадигмы. VI. НАУЧНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Научно-содержательный уровень методологического анализа научного знания включает элементы, которые связаны с сущностью, связями, структурой, составом, качествами, количественными и временными характеристиками, функциями, свойствами, спецификой, принципами познания и преобразования объекта, стадиями и этапами становления, функционирования и развития, формами существования и проявления, направлениями и путями познания и преобразования и т.д.1 Элементы научного знания обусловливаются содержанием объекта познания и преобразования (в данном случае социальной педагогики в трех ее качественных состояниях), поэтому имеются все основания отнести их к уровню методологического анализа. Вместе с тем, само знание, составляющее содержание данных элементов, не обладает методологическим характером; оно принадлежит к собственно теоретическому знанию: в зависимости от включения в тот или иной вид деятельности (научно-исследовательскую или научно-преобразовательную) могут относиться как к той, так и другой деятельности2. Кроме того, данные элементы не обладают характером инвариантных элементов именно потому, что далеко не каждый из них может быть необходим в научном познании или преобразовании социально-педагогического объекта. Их необходимость и обязательное присутствие определяются задачами конкретной деятельности, поставленными для достижения социальным педагогом той или иной цели (схема 16). 1 См., например: Баранов О.С. Идеографический словарь русского 2 Например, такие элементы, как свойства или структура (впро 14!
Обозначим в общем виде содержание некоторых из названных элементов. Одним из элементов являются основания — наиболее общие, фундаментальные положения, определяющие исходные, базовые знания в социальной педагогике. К настоящему времени в некоторой мере выявлены следующие теоретические основания социальной педагогики: социально-педагогические факторы и условия; закономерные зависимости и тенденции; противоречия и трудности; технологии, модели, главные направления и пути повышения эффективности социально-педагогической деятельности в различных видах социума и др. Законы, закономерности, принципы, подходы, концепции, правила и постулаты социальной педагогики обеспечивают связь в ней сущего и должного. Вместе с тем, они составляют часть логической структуры социальной педагогики как научной дисциплины, которая особо сложна для научной разработки и требует специальных исследований на логико-гносеологическом уровне. В настоящее время продолжается научно-теоретическая работа по осмыслению практической социально-педагогической
Схема 16. Структура знания на научно-содержательном уровне методологического анализа деятельности с целью уточнения формулировок ее принципов1, выявления требований, которые предъявляют сформулированные принципы, и условий эффективной реализации требований. Ряд исследователей уже пытается обосновать принципы социальной педагогики, но, к сожалению, пока они носят характер принципов других наук, применяемых в ее объектно-предметном, задачно-целевом и проблемном полях. Так, например, некоторые исследователи2 выделяют среди принципов социальной педагогики принципы природосо-образности, культуросообразности, гуманизма. При этом весьма существенной является оговорка, что эти принципы носят общечеловеческий характер, проверены многовековой практикой отечественной и зарубежной педагогической мысли. Исследователи открыто признают, что социальная педагогика опирается и на принципы педагогической науки. Детально анализируя принципы социальной педагогики, Л.В. Мардахаев вполне оправданно выделяет: принципы социальной педагогики как науки; принципы социальной педагогики как практики; принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Среди принципов социальной педагогики как практики он выделяет принципы, обусловленные соответствующими факторами, которые влияют на деятельность и ее результат. На основе объектного фактора выделяются принципы лриродосообразности, индивидуальной обоснованности (индивидуального подхода), гуманизма; на основе субъектного фактора — принципы личной обусловленности, взаимосвязи профессионализма и действенности социально-ледагогической деятельности; на основе средового фактора — принципы культуросообразности, социальной и средовой обусловленности. На основе технологического фактора Л.В. Мардахаев выделяет в социальной педагогике принципы, которые, по его мнению, тождественны ^принципам воспитания в общей педагогике3. ' «Принцип (от лат. principium — начало, основа) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; руководящая идея, основное правило деятельности; внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения; внутреннее убеждение человека». См.: Словарь-справочник по социальной педагогике. гМ., 2002. С. 224. 2 См.: Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. М, 2000. : с. no-no. 3 См.: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций. М.. Не возражая против применения диалектической взаимосвязи между категориями «общее» и «особенное» при разработке принципов социальной педагогики, нужно отметить, что пока не выделены основания для формулирования принципов социальной педагогики из-за отсутствия четко сформулированных ее закономерностей. Однако к таким принципам должны относиться не только общие для нее и других наук базовые принципы, но и ее собственные, специфические. Среди разрабатываемых в настоящее время принципов социальной педагогики можно назвать следующие: ? принцип превентивное™, профилактического воздей ? принцип социокультурной направленности социаль ? принцип приоритета семьи во всех видах и сферах ? принцип личностно-социально-деятельностного под ? принцип межведомственной (межинститутской, меж ? принцип единства практического (преобразовательно ? принцип открытости социально-педагогических сис Каждый из перечисленных принципов включает: положения, которые обусловливают содержание, организацию и методику теоретической и практической преобразующей социально-педагогической деятельности в разных видах и условиях социума; требования, которые социум предъявляет к этой деятельности, социально-педагогическому процессу на любом его уровне; условия, которые обеспечивают успешность реализации целей и задач социальной педагогики. Известно, что принципы по своему характеру двойственны: 6 одной стороны, по содержанию они объективны, так как обусловливают эффективность социально-педагогической деятельности (познавательной и преобразовательной) в ситуациях, когда следуют требованиям принципов; с другой — они субъективны по форме существования, 144- яоекольку отражаются в сознании человека и всегда носят субъективную окраску, печать личности человека1. В логической структуре социальной педагогики определены И апробируются научно-теоретические подходы к реализации практических задач организации социального взаимодействия людей, целей и задач социально-педагогической работы с населением в различных видах социума, к преобразованию социума в целом. Обобщение научных исследований позволило выявить и обосновать такие научно-теоретические подходы в социальной педагогике: практико-ориентированный; федерально-региональный; социокультурный; модельно-проектный; межорганизационный; интегративный (единство практической деятельности, научного исследования и образования кадров) и др. Научно-теоретические подходы в социальной педагогике являются формами реализации тех или иных требований, предъявляемых принципами (в различных сочетаниях). Кроме того, наряду с подходами в рамках социальной педагогики как научной дисциплины продолжается исследовательская работа по обоснованию ее базовых концепций1. При этом под концепцией понимается внутренне непротиворечивая и фиксированно завершенная совокупность теоретических положений, отражающая взгляды автора на отдельные, наиболее существенные стороны, аспекты, подсистемы социальной педагогики. Каждая концепция описывает соответствующие качественные и количественные характеристики различных сторон социально-педагогической практики. Концепции социальной педагогики являются формой отражения научно-теоретических подходов, в которых, в свою очередь, проявляется совокупность требований соответствующих принципов в их.взаимодействии3. I Основными среди них являются: 1 Однако приходится признать, что принципы социальной педагогики в настоящее время не являются объектом самостоятельного научного исследования, хотя актуальность такой работы весьма высока. г Данные концепции не являются внешними по отношению к социальной педагогике и не носят парадигмальный характер. Они развиваются внутри данной науки в связи с акцентуацией внимания исследователей на различные ее стороны. 5 Более подробно о концепциях в научном познании см.: Лиекоп-А.А. Научная концепция: структура, генезис: Историко-методоло-ские очерки развития научного знания. М., 1999, Н5 ?.. концепция социокультурного развития явлений, систем и процессов социальной среды; ? личностно-социально-деятельностная концепция на ? содержательно-функциональная концепция методоло ? проблемно-деятельностная концепция социального ? концепция полифункциональности социально-педаго ? концепция активно-деятельностного социального об ? концепция научно-исследовательского обоснования Углубленная разработка содержания концепций и их детальное описание — задачи будущих исследований, однако анализ уже выполненных работ подтверждает закономерную зависимость эффективности социально-педагогической деятельности от концептуальности взглядов социальных педагогов. Среди других элементов логической структуры социальной педагогики можно назвать гипотезы и идеи, отражающие проблемные ситуации в социальной педагогике и намечающие пути решения этих проблем. Необходимо отметить, что социальной педагогике как становящейся научной дисциплине присуще множество самых разных гипотез: от отождествления ее с социальной политикой до определения роли как третьеразрядной учебной дисциплины при подготовке социальных работников; от теоретической основы социальной работы до междисциплинарной области научного знания. При таком множестве гипотез объективно необходимы строгий научный отбор, проверка «встраиваемости» гипотез в складывающуюся систему научного знания социальной педагогики, проверка практикой выводов и рекомендаций. Естественно, что далеко не все гипотезы сегодняшнего времени выдержат такую проверку в будущем. Кроме того, в логическую структуру социальной педагогики входят факты, составляющие ее эмпирический базис. Такие факты поставляет социальная педагогика как область практической деятельности, являясь научно-прак- 1 Именно эта концепция используется при изложении материала в данной книге. тическим и научно-эмпирическим фундаментом социальной педагогики как научной дисциплины. Другой элемент социально-педагогического знания — сгпруктУРа социальной педагогики как научной дисциплины, отражающая социально-педагогическую практику1. Как развитая часть педагогической науки, социальная педагогика практически воспроизводит структуру всей науки (схема 17). В ней выделяются фундаментальные и прикладные разделы, научно-эмпирические (педагогика соци--ального развития личности, или социальное воспитание), интегративные (педагогика среды), междисциплинарные (педагогика социальной работы) и комплексные (профессиональное образование в социальной педагогике) облас-; ти, научные направления, течения, школы (схема 18). Общими разделами являются: история социальной педагогики; методология социальной педагогики; сравнительная социальная педагогика. Общие разделы содержат знание, являющееся общим для частных дисциплин социальной педагогики, для ее научных направлений, областей и течений. Знания общих разделов проявляются на всех уровнях и во всех видах социально-педагогической деятельности, во всех типах социально-педагогических систем, во всех социально-педагогических процессах (схема 19). История социальной педагогики включает частные подразделы, или теории второго уровня: общие вопросы истории социальной педагогики; история социальной педагогики по периодам и этапам развития; персоналии в истории социальной педагогики; социально-педагогические истори-, Ко-научные исследования. Методология социальной педагогики включает теории второго уровня, к которым относятся: методологические основы социальной педагогики; социально-педагогическое науковедение; научно-исследовательская деятельность в социальной педагогике; научно-преобразовательная деятельность в социальной педагогике; научно-образовательная деятельность в социальной педагогике. Сравнительная социальная педагогика представлена теориями второго уровня, которые отражают: мировую соци- 1 В основу процесса формирования структуры социальной педаго-положены методологические разработки педагогического науковедения. См.: Титова Е.В. Строение педагогической науки // Образование и культура Северо-запада России. СПб., 2001. Вып. 6. С. 109—118. Разработка структуры социальной педагогики осуществлялась совместно с Л.Е. Никитиной.
> "? ~???? Схема 18. Научно-содержательная структура социальной педагогики как научной дисциплины (отрасли педагогического знания)
ально-педагогическую мысль; развитие социальной педагогики по регионам мира; развитие социальной педагогики по странам мира; научные исследования по социальной педагогике за рубежом; подготовку специалистов социальной сферы за рубежом. Частные дисциплины социальной педагогики отражают ее научно-дисциплинарную структуру. К ним относятся: педагогика социального развития личности (социальное воспитание); педагогика социальной среды; педагогика социальной работы; профессиональное образование в области социальной педагогики (схема 20). Педагогика социального развития личности (социальное воспитание) отражается в теориях второго уровня, к I которым относятся: общие вопросы социального разви-I тия (социального воспитания) личности; теория социаль-. ного развития (социального воспитания) личности; ме-I тодика социального развития (социального воспитания) личности.
|