Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Творческий Центр 12 страница
Педагогика социальной -среды раскрывается посредством частных теории второго уровня, к которым относятся: общие вопросы педагогики социальной среды; теория педагогики социальной среды; педагогические технологии преоб-? разования социальной среды. Педагогика социальной работы включает теории второго уровня: общие вопросы педагогики социальной работы; теорию педагогики социальной работы; педагогику социальной работы с различными группами населения; педагогику социальной работы в различных видах социума; педагогические технологии социальной работы. Профессиональное образование в области социальной педагогики также содержит теории второго уровня: общие вопросы профессионального образования; допрофессиональную подготовку и начальное профессиональное образование; среднее специальное профессиональное образование; вузовское профессиональное образование; поствузовское профессиональное образование и повышение квалификации; подготовку научных и научно-педагогических кадров. Направления в социальной педагогике связаны областями I знаний, к которым относятся социально-педагогические: аксиология; праксеология; диагностирование; квалиметрия; прогнозирование; моделирование; проектирование; программирование; руководство и управление; инноватика; информационное обеспечение и др. Эти направления разработаны в разной степени. К научным областям социальной педагогики относятся: социально-педагогическая валеология; социально-педагогическая конфликтология; социально-педагогическая информатика; социально-педагогическая виктимология; со-циокинематика и, возможно, ряд других. Кроме того, в научно-содержательную структуру социальной педагогики входят социально-педагогические научные течения. Далее, категориально-терминологический аппарат социальной педагогики, обусловленный научно-содержательной И научно-дисциплинарной структурами, формирует ее категориальный профиль, который выступает не только одной из характеристик научной школы, но и инструментом формирования основных направлений научных исследований в объектно-предметном поле социальной педагогики, механизмом формирования ее научно-проблемного поля. Кроме того, категориальный профиль социальной педагогики выполняет несколько прогностических функций. Функция описания проблем социально-педагогической практики. Направления научных исследований формируются, как. правило, на основе осознания практическими социальными педагогами и учеными-исследователями конкретных проблем практики. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что временные показатели момента возникновения проблемы существенно отличаются от показателей, относящихся к моменту научного осознания проблемы и отнесения ее к направлениям. научного исследования (тем более к моменту ее решения). Как правило, первый всегда и значительно опережает второй и третий; иными словами, только сформировавшаяся проблема (или совокупность проблем) как отражение насущной потребности (потребностей) социально-педагогической практики осознается и переводится в разряд научных направлений исследования. Запаздывание-во времени приводит к тому, что основные направления исследования представляют собой научное отражение тех социально-педагогических проблем, которые возникли в прошлом. К настоящему времени они уже имеют некоторое обоснование и решения (на эмпирическом или научно-эмпирическом уровнях). Функция отражения в научных терминах и категориях результатов анализа, систематизации и формулирования основного содержания социально-педагогической деятельности. Социальная педагогика как научная дисциплина отражает отдельные стороны социально-педагогической практики, ее потребности и проблемы, что проявляется в сформулированных направлениях научно-исследовательской деятельности. Совокупность научных направлений исследований (научно-проблемное поле социальной педагогики) представляет собой (с той или иной степенью точности) научное отражение содержания ее организации, технологий и методики, что должно мобили-зовывать исследователей на научное обоснование и решение проблем социально-педагогической практики. Именно теория социальной педагогики должна способствовать расширению социально-педагогической деятельности, уточнению ее содержания и повышению эффективности практической работы. Функция формирования научной структуры наука1. Перечень основных направлений научных исследований по социальной педагогике, представленный в классифицированном виде, отражает прежде всего структуру социальной педагогики как научной дисциплины. Отнесение той или иной проблемы к конкретному разделу социальной педагогики позволяет более точно определить ее структуру, а следовательно, и области социально-педагогической практики, где проблема зародилась, где она существует и ожидает научного решения. Такой подход обеспечивает достаточно устойчивые предпосылки для управления научно-исследовательской деятельностью42*. Управление научными исследованиями может осуществляться на иерархически взаимосвязанных уровнях. Так, стратегическим уровнем управления научно-исследовательской деятельностью является управление развитием научных направлений исследований, оперативным уровнем — проблемное или проблемно-тематическое управление научными исследованиями, тактическим уровнем — управление формированием тематики научных исследований2. По мнению К.М. Варшавского, «для предложений тем научных исследований должен быть установлен тот же правовой режим, что и для рационализаторских предложений: они должны учитываться, изучаться, рассматриваться коллегиально и вознаграждаться на тех же основаниях, что и рационализаторские предложения»3. 1 См.: Устимежо AM. Проблема формулировки сложных проблемных рубрик на основе категорийного метода. Дис.... канд. пед. наук. 1977. 1 См.: Андрейкееич А.В. Тематическое планирование исследований и разработок. Минск, 1991. 3 Варшавский КМ. Некоторые вопросы разработки тематического плана в научно-исследовательских учреждениях // Проблемы повышения эффективности научно-исследовательской работы: Материалы кнауч.-практ. конф. Новосибирск, 1968. Ч. 1. С. 13. Функция прогнозирования нового знания в теории и практике социальной педагогики. Научные исследования, как рравиЛо, ориентированы на решение проблем, возникших задолго до момента их научного осознания, поэтому особое значение приобретает организация специализированной деятельности ученых по прогнозированию новых проблем в социально-педагогической практике, нового знания в социальной педагогике как научной дисциплине и области практической социальной деятельности. Прогнозирование развития научных исследований — специальный вид научно-теоретической познавательной деятельности. Эта деятельность характеризуется применением особых методов исследования — методов прогнозирования, к которым относятся экспертная оценка, моделирование, экстраполяция тенденций, публикационный метод, обсуждения и конференции, морфологический анализ и др.1 По мнению ученых, прогнозирование нового научного знания является одной из актуальных проблем научно-исследовательской деятельности2. Сущность прогностической деятельности в научных исследованиях заключается в определении перспектив развития нового знания, подготовке общественного сознания кадров социальных педагогов к его восприятию, фиксации внимания на тех аспектах социальной практики, которые еще не актуальны, но могут стать таковыми в течение некоторого времени или при изменении соответствующих условий. Иными словами, прогнозирование научных исследований в социальной педагогике — это вид деятельности и процесс определения перспективных потребностей личности и социума (в их взаимодействии) на фоне текущих и актуальных их потребностей. Так, например, в социальной педагогике общепризнанной является технология социально-педагогического диагностирования, которая изучается такой научной дисцип- 1 См.: Липский И.А. Прогнозирование развития военно-педагоги 2 См.: Бычкова Л.Н. Вопросы создания системы прогнозирования линой, как «социально-педагогическая диагностика». Вместе с тем, перспективными являются исследования технологии социально-педагогического оценивания и соответственно формирования новой научной дисциплины «социально-педагогическая квалиметрия», технологии социально-педагогического проектирования и соответственно формирования новой научной дисциплины «социально-педагогическая про-ектика» и др. Однако в среде социальных педагогов эти технологии пока не рассматриваются как текущие или актуальные проблемы. По-видимому, их осознание практиками придет позже, и только специалисты в области прогнозирования способны сейчас поставить их в ряд перспективных проблем, несмотря на скептическое отношение к ним сегодня. Таким образом, научно-содержательный уровень методологического анализа социально-педагогического знания позволяет максимально полно охарактеризовать и представить в обобщенном виде основные его инварианты. Вместе с тем, современный уровень развития социальной педагогики еще не позволяет сформулировать ее содержание в законченном виде на основе общепризнанных всеми специалистами положений. Логично предположить, что инварианты социально-педагогического знания, полученные на данном уровне анализа, являются важнейшими объектами специальных научных исследований. Кроме того, категориальный профиль, отражающий проблемы социально-педагогической практики, обосновывает структуру научной дисциплины, формирует научно-проблемное поле социальной педагогики. И, наконец, категориальный профиль социальной педагогики позиционирует ее как межпредметную, междисциплинарную дисциплину, которая занимает вполне определенное место в качестве одной из отраслей социальной науки. VII. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Известно, что «каждая наука может быть представлена в виде совокупности научных направлений, охватывающих процессы накопления новых знаний о свойствах изучаемых и создаваемых объектов. К числу характерных признаков научных направлений относится самостоятельность цели и ожидаемых результатов, а также потенциальная возможность ее достижения независимо от использования результатов других направлений»1. Следует отметить, что «научное направление» является наиболее общим понятием, отражающим целевую ориентацию научно-исследовательской деятельности и относительную самостоятельность результатов исследования. Каждое научное направление исследования включает совокупность однородных, тесно взаимосвязанных научных проблем, решение которых средствами исследовательской работы способствует возникновению относительно однородного знания, отражающего одну и ту же сторону, сферу, вид практической деятельности. Каждая из проблем может иметь практически неограниченное число тем научного исследования в зависимости от избранных объекта, предмета, гипотезы, целей и задач и мировоззренческих установок ученого, от избранных методологических и общенаучных подходов. Такая диалектика соотношения научных направлений, научных проблем и тем научных исследований (схема 21) требует уточнения содержания каждого из названных терминов2. Проблема (от греч. преграда, трудность, задача) — объективно возникающий в ходе познания вопрос или целостный 1 Комков Н.И., Балаян Г.Г. Методические рекомендации по подготов 2 Обратимся к материалам украинских педагогов-методологов и вос
комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес1. В науке проблема — это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения2. Научная проблема отличается от любой другой проблемы, возникающей в практической деятельности человека тем, что она разрешается только путем проведения научного исследования, а ее разрешение возможно лишь на основе разработки -новых теоретических или эмпирических средств. Научная проблема выступает в роли промежуточного звена (элемента среднего уровня) иерархической цепи планов (или задач) реализации комплекса научных исследований и без ущерба своему функциональному назначению может называться, например, комплексом научных тем или комплексной научной тематикой. Важно понимать, что, выступая в роли актуальной научной задачи, научная проблема определяет в наиболее общем виде цели, объекты и конечные результаты исследований по отдельным входящим в нее научным темам. Для правильной постановки и формулирования научной проблемы исследования прежде всего необходимо однозначно определить ее уровень (место между научными проблемами высшего и низшего по отношению к ней рангов) и установить, не была ли решена данная проблема раньше, т.е. убедиться в ее новизне. Затем проводится тщательный системный анализ запросов соответствующих сфер социально-педагогической практики и потребностей развития самой социальной педагогики как научной дисциплины, на основе которого устанавливается актуальность разработки научной проблемы. И, наконец, исходя из основных наиболее.типичных (глубинных) противоречий между существующей теорией и реальным состоянием практики формируется (синтезируется) научная проблема и входящие в нее аспекты (научные темы), ограничивающие область предпринимаемого социально-педагогического исследования. Для практического решения поставленной таким образом научной проблемы разрабатывается ее структура — совокупность всех входящих в нее проблем низших рангов, представляемая, как правило, в виде структуры плана научных исследований, в котором выделяются научные темы, и разделы 1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 533. 2 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1984. С- 1062. тем. При этом в разработанном плановом документе по каж-дой научной теме определяется примерная область исследований и фиксируется предполагаемый конечный результат. Следовательно, каждая выявленная научная проблема.отражается в конкретных научных темах научного исследования, являющихся ее составной частью. Результаты исследований по той или иной научной теме1 отвечают на более 1 Нужно особо отметить, что научная тема исследования в системе Управления научно-исследовательской деятельностью учебного заведения или НИИ не тождественна теме научного исследования, выполнен-нв?, например, в форме диссертации. В рамках одной научной темы организации или вуза существует значительное число разнообразных Ф°Рм, отражающих результаты ее исследования. Каждая такая форма Шонографил, научный доклад, диссертация и пр.) имеет свою целевую направленность и специфику реализации.
узкий по сравнению с проблемой вопрос, однако они необходимы для решения проблемы в целом. Окончательный выбор научных тем исследования конкретизируется с учетом проблем, разрабатываемых организацией, которой принадлежит план научных исследований. Таким образом, характеризуя научное направление, нужно отметить, что оно представляет собой совокупность более или менее однородных научных проблем, относящихся к конкретной области научного исследования, отражающего, в свою очередь, соответствующую область практической социально-педагогической деятельности. Эти проблемы конкретизируются в научных темах исследований (или в их совокупности), которые представляют собой нижний ранг структуры управления научным исследованием. Такой подход к научно-исследовательской работе является устоявшимся и широко применяется в деятельности научно-исследовательских организаций и в научно-исследовательской деятельности высшей школы. Он обеспечивает возможность управления научно-исследовательской работой применением двух стратегий. Первая стратегия — «снизу вверх», в соответствии с которой совокупность тем научных исследований конкретной организации формирует научную проблему (проблемы) для ее деятельности, а сама проблема входит средним звеном в научное направление. Вторая стратегия — «сверху вниз» — позволяет осуществлять целенаправленные научные исследования в соответствии с научными ориентациями научной школы, подбирать конкретных исследователей для конкретной тематики научных исследований, планомерно получать соответствующее знание и определять содержание приоритетных разделов научной дисциплины. Очевидно, что наиболее эффективна в данном случае та организация научно-исследовательской деятельности, которая гибко сочетает обе стратегии. Направления научных исследований в социальной педагогике могут быть представлены в различной форме, Наиболее предпочтительна форма систематизированного представления направлений, иерархически взаимосвязанных в'соответствии с заранее определенными критериями группирования. В качестве оснований для такого группирования направлений научных исследований были избраны: статусно-сущностная структура социальной педагогики; ее научно-дисциплинарная структура; проблемно-прогностический подход к формулированию содержания направления. Прогноз развития социальной педагогики и направлений ее научных исследований представляет собой: а) общий про- 160 -: i ^развития социальной педагогики как области практической деятельности, как научной дисциплины, как науч-? НО-обРазовательного комплекса; б) перечень направлений I научных исследований, составленный в соответствии со структурой социальной педагогики как научной дисциплины1. В рамках направлений научных исследований представлен ны научные проблемы. На гносеологическом уровне социальная педагогика будет развиваться в направлении изучения и научного обоснования сфер ее взаимодействия как научной дисциплины с науками и научными дисциплинами более высокого методологического статуса. Весьма значимыми будут исследования взаимосвязей социальной педагогики с социальной I философией, политологией, социологией, педагогикой, а также с такими науками и научными дисциплинами, как социальная психология, социальное право, социальная информатика, социальная медицина, социальная геронтология, социальная работа, валеологая, акмеология, психиатрия и др. Однако знания указанных выше и других наук и научных дисциплин необходимо трансформировать через специфику сущности и содержания социальной педагогики, через своеобразие практической деятельности социального педагога, что позволит более глубоко и разносторонне изучить социальную сферу и определить место социальной педагогики в системе наук о человеке и обществе, ее функции и содержание деятельности в различных секторах социальной сферы. На мировоззренческом уровне получат развитие проблемы, позволяющие исследовать возможности социальной педагогики в познании и преобразовании социума в изменяющихся экономических, политических, социальных, религиозных условиях. При этом социальной педагогике предстоит: Г-* определить свое место в структуре общих социальных воздействий, направленных на исследование и педагогически целесообразное преобразование социума (пе-, дагогика социальной среды); > i ' Попытки выполнить такую работу уже предпринимались и ранее. > vM.: Проблемное поле современных социально-педагогических исследований // Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч. П. Педагогика социальной работы. М., 1997. С. 258-260. Однако впервые результаты такой работы представляются практически в-полном их объеме. В-2171
? научно обеспечить практическую деятельность соци ? осуществлять подготовку специалистов для социаль В области социально-педагогического знания на гносеологическом и мировоззренческом уровнях анализа может быть сформирована теория методологических основ социальной педагогики. На логико-гносеологическом уровне будет развиваться на-уковедческий аппарат социальной педагогики. Развитие получат следующие направления: ? уточнение сущности, целей и задач, объекта и предме ? конкретизация сфер практического применения и об ? разработка методов и методики научного социально- ? определение логики и основных функций социальной ? формирование и дальнейшее развитие социально-пе ? становление и развитие различных научных школ; ? формирование образа ученого — социального педа ? уточнение нравственно-этического кодекса социаль В области социально-педагогического знания на логико-гносеологическом уровне анализа может быть сформирована теория проблем методологии социальной педагогики. На научно-содержательном уровне будут продолжены исследование закономерных зависимостей и принципов соци- 1 См.: Рахманова Ю.В. Формирование личности молодого ученого: Автореф. дис.... канд. социол. иаук. 1997; Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. СПб., 1999; Эти" ческие проблемы творчества ученого: Науч.-аналит. обзор / (Т.В. Виноградова). М, 1993, и др. зльнии педагогики как научной дисциплины, как области Практической деятельности, как научно-образовательного комплекса; описание отраслевой, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики, @ic области научного знания. На этом уровне осуществится сближение и начнется интеграция научных парадигм развития социальной педагогики на основе общей парадигмы общественного развития страны. В области социально-педагогического знания на научно-Содержательном уровне анализа могут быть сформированы научно-теоретические основы социальной педагогики, составляющие общую и частные теории. На технологическом уровне анализа социальной педагогики будет продолжаться апробация существующих, формирование и развитие новых технологий различного назначения: »?? технология диагностирования социума (различных видов его «клиентов», структур и пр.); I? технология измерения социально-педагогических процессов, результатов деятельности кадров социальной сферы; *?? технология социально-педагогического прогнозирования развития явлений и процессов макро- и микросоциумов; I? технология социально-педагогического моделирования ^особенно на региональном уровне); |? технология проектирования педагогически целесообразного воздействия на социум; г? технология социально-педагогического программирования познавательной и преобразовательной деятельности в ^социуме; К? технология планирования развития социально-педагогических систем, процессов, видов деятельности; {,? технология инновационных изменений (реализации шланов) в социально-педагогической деятельности; В* технология оценивания результатов и поддержания обратной связи в системе «личность — семья — социум»; ]? технология информационного обеспечения всех видов Практической.и теоретической социально-педагогической Деятельности. На научно-методическом уровне анализа социальной педагогики будет продолжена работа по исследованию структуры, содержания, специфики, границ и правил применения методов практической социально-педагогической деятельности (социальной педагогики как области практической Деятельности), научного исследования (социальной педаго- гики как научной дисциплины), подготовки специалистов социальной сферы (социальной педагогики как научно-образовательного комплекса). Продолжится исследование технологий, методик и методов, социально-педагогической деятельности и социальной работы в ряде зарубежных государств, их научное обобщение и адаптация к российским условиям. В области социально-педагогического знания на техноло Таким образом, в совокупности теория методологических основ, теория проблем методологии, теория научно-методических основ и частные теории будут способствовать формированию научно-содержательной структуры социальной педагогики. В прогнозном варианте проблемное поле социальной педагогики может быть представлено перечнем направлений в исследованиях социально-педагогической практики. К ним можно отнести направления, приведенные ниже. г 1: 1 Л. М. Социальная психология и социальная педагогика..1.1.1.12. Педагогика и социальная педагогика 1.1.1.13.Этнопедагогика и социальная педагогика 1.1.1.14.Социальная педагогика и социальная работа
1.1.1.16.Этика и социальная педагогика 1.1.1.17.Эстетика и социальная педагогика 1.1.1.18.Валеология и социальная педагогика 1.1.1.19.Акмеология и социальная педагогика j I.1.1.20. Антропология и социальная педагогика I; I.1.1.21. Демографические процессы и социальная педагогика 1.1.1.22. Интеграция наук о человеке и использование их выводов в социальной педагогике 1 1.1.1.23. Методологические основы социальной педагогики как области практической деятельности, как научной дисциплины, как научно-образовательного комплекса 1.1.1.24. Философские, мировоззренческие и общенаучные подходы как методологические основы развития социальной педагогики
I. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 1.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 1.1.1. Философско- гносеологические проблемы 1.1.1.1.Социальная педагогика в системе наук о челове 1.1.1.2.Категории диалектики в социальной педагогике 1.1.1.3.Диалектика политологии и социальной педагогики 1.1.1.4.Социальная политика и социальная педагогика 1.1.1.5.Культурология и социальная педагогика 1.1.1.6.Социальное право и социальная педагогика 1.1.1.7.Социально-педагогическая проблематика эконо 1.1.1.8.Экономическая проблематика социальной педагогики 1.1.1.9.Социология и социальная педагогика 1.1.1.10. Социальная информатика и социальная педагогика 1.1.2. Мировоззренческие проблемы 1.1.2.1. Социальные факторы формирования личности, социально-педагогические факторы и их диалектика ; 1.1.2.2. Социальное воспитание личности в контексте социальной педагогики ? 1.1.2.3. Социальное становление личности ; 1.1.2.4. Социальное развитие личности в контексте социальной педагогики ; 1.1.2.5. Социальное формирование личности в контексте социальной педагогики ; 1.1.2.6. Социализация личности в контексте социальной педагогики I 1.1.2.7. Диалектика социального воспитания, социального формирования, социального развития, социального становления и социализации человека 1.1.2.8.Всеобщая декларация прав человека — ценност
|