Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческий Центр 12 страница






Педагогика социальной -среды раскрывается посредством частных теории второго уровня, к которым относятся: об­щие вопросы педагогики социальной среды; теория педаго­гики социальной среды; педагогические технологии преоб-? разования социальной среды.

Педагогика социальной работы включает теории второго уровня: общие вопросы педагогики социальной работы; те­орию педагогики социальной работы; педагогику социаль­ной работы с различными группами населения; педагогику социальной работы в различных видах социума; педагоги­ческие технологии социальной работы.

Профессиональное образование в области социальной пе­дагогики также содержит теории второго уровня: общие воп­росы профессионального образования; допрофессиональную подготовку и начальное профессиональное образование; сред­нее специальное профессиональное образование; вузовское профессиональное образование; поствузовское профессио­нальное образование и повышение квалификации; подго­товку научных и научно-педагогических кадров.

Направления в социальной педагогике связаны областями I знаний, к которым относятся социально-педагогические: аксиология; праксеология; диагностирование; квалиметрия; прогнозирование; моделирование; проектирование; про­граммирование; руководство и управление; инноватика; ин­формационное обеспечение и др. Эти направления разра­ботаны в разной степени.



К научным областям социальной педагогики относятся: социально-педагогическая валеология; социально-педаго­гическая конфликтология; социально-педагогическая ин­форматика; социально-педагогическая виктимология; со-циокинематика и, возможно, ряд других.

Кроме того, в научно-содержательную структуру соци­альной педагогики входят социально-педагогические науч­ные течения.

Далее, категориально-терминологический аппарат соци­альной педагогики, обусловленный научно-содержательной И научно-дисциплинарной структурами, формирует ее ка­тегориальный профиль, который выступает не только одной из характеристик научной школы, но и инструментом фор­мирования основных направлений научных исследований в объектно-предметном поле социальной педагогики, меха­низмом формирования ее научно-проблемного поля.

Кроме того, категориальный профиль социальной педа­гогики выполняет несколько прогностических функций.

Функция описания проблем социально-педагогической прак­тики. Направления научных исследований формируются, как. правило, на основе осознания практическими социальными педагогами и учеными-исследователями конкретных проблем практики. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что вре­менные показатели момента возникновения проблемы суще­ственно отличаются от показателей, относящихся к моменту научного осознания проблемы и отнесения ее к направлениям. научного исследования (тем более к моменту ее решения). Как правило, первый всегда и значительно опережает вто­рой и третий; иными словами, только сформировавшаяся проблема (или совокупность проблем) как отражение на­сущной потребности (потребностей) социально-педагогиче­ской практики осознается и переводится в разряд научных направлений исследования. Запаздывание-во времени приво­дит к тому, что основные направления исследования пред­ставляют собой научное отражение тех социально-педагоги­ческих проблем, которые возникли в прошлом. К настояще­му времени они уже имеют некоторое обоснование и решения (на эмпирическом или научно-эмпирическом уровнях).

Функция отражения в научных терминах и категориях результатов анализа, систематизации и формулирования ос­новного содержания социально-педагогической деятельности. Социальная педагогика как научная дисциплина отражает от­дельные стороны социально-педагогической практики, ее по­требности и проблемы, что проявляется в сформулированных


направлениях научно-исследовательской деятельности. Сово­купность научных направлений исследований (научно-проблем­ное поле социальной педагогики) представляет собой (с той или иной степенью точности) научное отражение содержания ее организации, технологий и методики, что должно мобили-зовывать исследователей на научное обоснование и решение проблем социально-педагогической практики. Именно теория социальной педагогики должна способствовать расширению социально-педагогической деятельности, уточнению ее содер­жания и повышению эффективности практической работы.

Функция формирования научной структуры наука1. Пе­речень основных направлений научных исследований по со­циальной педагогике, представленный в классифицирован­ном виде, отражает прежде всего структуру социальной пе­дагогики как научной дисциплины. Отнесение той или иной проблемы к конкретному разделу социальной педагогики позволяет более точно определить ее структуру, а следова­тельно, и области социально-педагогической практики, где проблема зародилась, где она существует и ожидает научно­го решения. Такой подход обеспечивает достаточно устойчи­вые предпосылки для управления научно-исследователь­ской деятельностью42*.

Управление научными исследованиями может осуществ­ляться на иерархически взаимосвязанных уровнях. Так, стра­тегическим уровнем управления научно-исследовательской деятельностью является управление развитием научных на­правлений исследований, оперативным уровнем — проблем­ное или проблемно-тематическое управление научными ис­следованиями, тактическим уровнем — управление форми­рованием тематики научных исследований2.

По мнению К.М. Варшавского, «для предложений тем научных исследований должен быть установлен тот же пра­вовой режим, что и для рационализаторских предложений: они должны учитываться, изучаться, рассматриваться кол­легиально и вознаграждаться на тех же основаниях, что и рационализаторские предложения»3.

1 См.: Устимежо AM. Проблема формулировки сложных проблем­ных рубрик на основе категорийного метода. Дис.... канд. пед. наук. 1977.

1 См.: Андрейкееич А.В. Тематическое планирование исследований и разработок. Минск, 1991.

3 Варшавский КМ. Некоторые вопросы разработки тематического плана в научно-исследовательских учреждениях // Проблемы повы­шения эффективности научно-исследовательской работы: Материалы кнауч.-практ. конф. Новосибирск, 1968. Ч. 1. С. 13.


Функция прогнозирования нового знания в теории и прак­тике социальной педагогики. Научные исследования, как рравиЛо, ориентированы на решение проблем, возник­ших задолго до момента их научного осознания, поэтому особое значение приобретает организация специализиро­ванной деятельности ученых по прогнозированию новых проблем в социально-педагогической практике, нового знания в социальной педагогике как научной дисципли­не и области практической социальной деятельности.

Прогнозирование развития научных исследований — спе­циальный вид научно-теоретической познавательной дея­тельности. Эта деятельность характеризуется применением особых методов исследования — методов прогнозирования, к которым относятся экспертная оценка, моделирование, экстраполяция тенденций, публикационный метод, обсуж­дения и конференции, морфологический анализ и др.1

По мнению ученых, прогнозирование нового научного знания является одной из актуальных проблем научно-ис­следовательской деятельности2.

Сущность прогностической деятельности в научных ис­следованиях заключается в определении перспектив разви­тия нового знания, подготовке общественного сознания кад­ров социальных педагогов к его восприятию, фиксации внимания на тех аспектах социальной практики, которые еще не актуальны, но могут стать таковыми в течение не­которого времени или при изменении соответствующих ус­ловий. Иными словами, прогнозирование научных исследо­ваний в социальной педагогике — это вид деятельности и процесс определения перспективных потребностей личнос­ти и социума (в их взаимодействии) на фоне текущих и актуальных их потребностей.

Так, например, в социальной педагогике общепризнан­ной является технология социально-педагогического диаг­ностирования, которая изучается такой научной дисцип-

1 См.: Липский И.А. Прогнозирование развития военно-педагоги­
ческих исследований: Дис.... д-ра пед. наук. 1995.

2 См.: Бычкова Л.Н. Вопросы создания системы прогнозирования
направлений тематики научно-исследовательских работ в условиях ав­
томатизированной системы управления (на примере отраслевого НИИ).
Дис.... канд. эконом, наук. 1980; Коренной А.А., Мищенко С.А. Организа­
ция системы прогнозирования научных исследований // Информати­
ка и науковедение: Краткие тез. докл. и сообщ. к I Всесоюз. науч. конф.
(1— 4 июля, г. Тамбов) Тамбов, 1988. С. 26!; Методы планирования и
прогнозирования научно-исследовательских работ в вузах. М., 1976.


линой, как «социально-педагогическая диагностика». Вместе с тем, перспективными являются исследования технологии социально-педагогического оценивания и соответственно формирования новой научной дисциплины «социально-пе­дагогическая квалиметрия», технологии социально-педаго­гического проектирования и соответственно формирования новой научной дисциплины «социально-педагогическая про-ектика» и др. Однако в среде социальных педагогов эти технологии пока не рассматриваются как текущие или ак­туальные проблемы. По-видимому, их осознание практика­ми придет позже, и только специалисты в области прогно­зирования способны сейчас поставить их в ряд перспек­тивных проблем, несмотря на скептическое отношение к ним сегодня.

Таким образом, научно-содержательный уровень мето­дологического анализа социально-педагогического знания позволяет максимально полно охарактеризовать и предста­вить в обобщенном виде основные его инварианты. Вместе с тем, современный уровень развития социальной педагоги­ки еще не позволяет сформулировать ее содержание в за­конченном виде на основе общепризнанных всеми специа­листами положений. Логично предположить, что инвариан­ты социально-педагогического знания, полученные на данном уровне анализа, являются важнейшими объектами специальных научных исследований.

Кроме того, категориальный профиль, отражающий про­блемы социально-педагогической практики, обосновывает структуру научной дисциплины, формирует научно-про­блемное поле социальной педагогики. И, наконец, катего­риальный профиль социальной педагогики позиционирует ее как межпредметную, междисциплинарную дисциплину, которая занимает вполне определенное место в качестве од­ной из отраслей социальной науки.


VII. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

НАУЧНО-ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Известно, что «каждая наука может быть представлена в виде совокупности научных направлений, охватывающих процессы накопления новых знаний о свойствах изучаемых и создаваемых объектов. К числу характерных признаков научных направлений относится самостоятельность цели и ожидаемых результатов, а также потенциальная возможность ее достижения независимо от использования результатов дру­гих направлений»1.

Следует отметить, что «научное направление» является наиболее общим понятием, отражающим целевую ориен­тацию научно-исследовательской деятельности и отно­сительную самостоятельность результатов исследования. Каждое научное направление исследования включает со­вокупность однородных, тесно взаимосвязанных научных проблем, решение которых средствами исследовательской работы способствует возникновению относительно одно­родного знания, отражающего одну и ту же сторону, сфе­ру, вид практической деятельности.

Каждая из проблем может иметь практически неограни­ченное число тем научного исследования в зависимости от избранных объекта, предмета, гипотезы, целей и задач и мировоззренческих установок ученого, от избранных мето­дологических и общенаучных подходов. Такая диалектика соотношения научных направлений, научных проблем и тем научных исследований (схема 21) требует уточнения содер­жания каждого из названных терминов2.

Проблема (от греч. преграда, трудность, задача) — объек­тивно возникающий в ходе познания вопрос или целостный


1 Комков Н.И., Балаян Г.Г. Методические рекомендации по подготов­
ке и формированию научно-исследовательских программ. Препринт. М.,
1978. С. 21.

2 Обратимся к материалам украинских педагогов-методологов и вос­
пользуемся предложенным ими пониманием соотношения научных
направлений, проблем и тем исследований. См.: Клименюк А.В., Кали­
та А.А., Бережная Э.П.
Методология и методика педагогического ис­
следования. Постановка цели и задач исследования. Киев, 1988. С. 78.


 


комплекс вопросов, решение которых представляет суще­ственный практический или теоретический интерес1.

В науке проблема — это противоречивая ситуация, вы­ступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адек­ватной теории для ее разрешения2.

Научная проблема отличается от любой другой проблемы, возникающей в практической деятельности человека тем, что она разрешается только путем проведения научного исследо­вания, а ее разрешение возможно лишь на основе разработки -новых теоретических или эмпирических средств. Научная про­блема выступает в роли промежуточного звена (элемента сред­него уровня) иерархической цепи планов (или задач) реали­зации комплекса научных исследований и без ущерба своему функциональному назначению может называться, например, комплексом научных тем или комплексной научной темати­кой. Важно понимать, что, выступая в роли актуальной на­учной задачи, научная проблема определяет в наиболее об­щем виде цели, объекты и конечные результаты исследова­ний по отдельным входящим в нее научным темам.

Для правильной постановки и формулирования научной проблемы исследования прежде всего необходимо однозначно определить ее уровень (место между научными проблемами высшего и низшего по отношению к ней рангов) и устано­вить, не была ли решена данная проблема раньше, т.е. убе­диться в ее новизне. Затем проводится тщательный систем­ный анализ запросов соответствующих сфер социально-пе­дагогической практики и потребностей развития самой социальной педагогики как научной дисциплины, на осно­ве которого устанавливается актуальность разработки науч­ной проблемы. И, наконец, исходя из основных наиболее.типичных (глубинных) противоречий между существующей теорией и реальным состоянием практики формируется (син­тезируется) научная проблема и входящие в нее аспекты (научные темы), ограничивающие область предпринимае­мого социально-педагогического исследования.

Для практического решения поставленной таким образом научной проблемы разрабатывается ее структура — совокуп­ность всех входящих в нее проблем низших рангов, представ­ляемая, как правило, в виде структуры плана научных иссле­дований, в котором выделяются научные темы, и разделы

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 533.

2 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1984. С- 1062.


тем. При этом в разработанном плановом документе по каж-дой научной теме определяется примерная область исследова­ний и фиксируется предполагаемый конечный результат.

Следовательно, каждая выявленная научная проблема.отражается в конкретных научных темах научного исследо­вания, являющихся ее составной частью. Результаты иссле­дований по той или иной научной теме1 отвечают на более

1 Нужно особо отметить, что научная тема исследования в системе Управления научно-исследовательской деятельностью учебного заведе­ния или НИИ не тождественна теме научного исследования, выполнен-нв?, например, в форме диссертации. В рамках одной научной темы организации или вуза существует значительное число разнообразных Ф°Рм, отражающих результаты ее исследования. Каждая такая форма Шонографил, научный доклад, диссертация и пр.) имеет свою целе­вую направленность и специфику реализации.


 



 

 

узкий по сравнению с проблемой вопрос, однако они необ­ходимы для решения проблемы в целом. Окончательный выбор научных тем исследования конкретизируется с уче­том проблем, разрабатываемых организацией, которой при­надлежит план научных исследований.

Таким образом, характеризуя научное направление, нужно отметить, что оно представляет собой совокупность более или менее однородных научных проблем, относящихся к конкрет­ной области научного исследования, отражающего, в свою очередь, соответствующую область практической социально-педагогической деятельности. Эти проблемы конкретизируют­ся в научных темах исследований (или в их совокупности), которые представляют собой нижний ранг структуры управ­ления научным исследованием. Такой подход к научно-иссле­довательской работе является устоявшимся и широко приме­няется в деятельности научно-исследовательских организаций и в научно-исследовательской деятельности высшей школы. Он обеспечивает возможность управления научно-исследова­тельской работой применением двух стратегий. Первая страте­гия — «снизу вверх», в соответствии с которой совокупность тем научных исследований конкретной организации форми­рует научную проблему (проблемы) для ее деятельности, а сама проблема входит средним звеном в научное направление. Вторая стратегия — «сверху вниз» — позволяет осуществлять целенаправленные научные исследования в соответствии с научными ориентациями научной школы, подбирать конк­ретных исследователей для конкретной тематики научных ис­следований, планомерно получать соответствующее знание и определять содержание приоритетных разделов научной дис­циплины. Очевидно, что наиболее эффективна в данном слу­чае та организация научно-исследовательской деятельности, которая гибко сочетает обе стратегии.

Направления научных исследований в социальной педаго­гике могут быть представлены в различной форме, Наиболее предпочтительна форма систематизированного представления направлений, иерархически взаимосвязанных в'соответствии с заранее определенными критериями группирования.

В качестве оснований для такого группирования направ­лений научных исследований были избраны: статусно-сущ­ностная структура социальной педагогики; ее научно-дис­циплинарная структура; проблемно-прогностический под­ход к формулированию содержания направления.

Прогноз развития социальной педагогики и направлений ее научных исследований представляет собой: а) общий про-

160 -: i


^развития социальной педагогики как области практи­ческой деятельности, как научной дисциплины, как науч-? НО-обРазовательного комплекса; б) перечень направлений I научных исследований, составленный в соответствии со струк­турой социальной педагогики как научной дисциплины1.

В рамках направлений научных исследований представлен ны научные проблемы.

На гносеологическом уровне социальная педагогика будет развиваться в направлении изучения и научного обоснова­ния сфер ее взаимодействия как научной дисциплины с науками и научными дисциплинами более высокого мето­дологического статуса. Весьма значимыми будут исследова­ния взаимосвязей социальной педагогики с социальной I философией, политологией, социологией, педагогикой, а также с такими науками и научными дисциплинами, как социальная психология, социальное право, социальная ин­форматика, социальная медицина, социальная геронтоло­гия, социальная работа, валеологая, акмеология, психиат­рия и др.

Однако знания указанных выше и других наук и науч­ных дисциплин необходимо трансформировать через специ­фику сущности и содержания социальной педагогики, че­рез своеобразие практической деятельности социального педагога, что позволит более глубоко и разносторонне изу­чить социальную сферу и определить место социальной пе­дагогики в системе наук о человеке и обществе, ее функ­ции и содержание деятельности в различных секторах соци­альной сферы.

На мировоззренческом уровне получат развитие пробле­мы, позволяющие исследовать возможности социальной пе­дагогики в познании и преобразовании социума в изменяю­щихся экономических, политических, социальных, религи­озных условиях. При этом социальной педагогике предстоит: Г-* определить свое место в структуре общих социальных воздействий, направленных на исследование и педа­гогически целесообразное преобразование социума (пе-, дагогика социальной среды);

> i ' Попытки выполнить такую работу уже предпринимались и ранее.

> vM.: Проблемное поле современных социально-педагогических иссле­дований // Обучение социальной работе в России. Программы и техно­логии. Ч. П. Педагогика социальной работы. М., 1997. С. 258-260. Однако впервые результаты такой работы представляются практически в-пол­ном их объеме.

 

В-2171

 


? научно обеспечить практическую деятельность соци­
ального педагога и социального работника (педагоги,
ка социальной работы, педагогика социального раз­
вития);

? осуществлять подготовку специалистов для социаль­
ной сферы и ее программно-методическое обеспече­
ние (научно-образовательный комплекс).

В области социально-педагогического знания на гносео­логическом и мировоззренческом уровнях анализа может быть сформирована теория методологических основ соци­альной педагогики.

На логико-гносеологическом уровне будет развиваться на-уковедческий аппарат социальной педагогики. Развитие по­лучат следующие направления:

? уточнение сущности, целей и задач, объекта и предме­
та, категориально-терминологического аппарата (при­
менительно ко всем ее качественным состояниям);

? конкретизация сфер практического применения и об­
ластей теоретического воздействия и, следовательно,
логической структуры самой науки;

? разработка методов и методики научного социально-
педагогического исследования;

? определение логики и основных функций социальной
педагогики как научной дисциплины, как практи­
ческой деятельности, как научно-образовательного
комплекса;

? формирование и дальнейшее развитие социально-пе­
дагогических технологий и методов социальной педа­
гогики как области практической деятельности;

? становление и развитие различных научных школ;

? формирование образа ученого — социального педа­
гога1;

? уточнение нравственно-этического кодекса социаль­
ного работника и социального педагога.

В области социально-педагогического знания на логико-гносеологическом уровне анализа может быть сформирова­на теория проблем методологии социальной педагогики.

На научно-содержательном уровне будут продолжены ис­следование закономерных зависимостей и принципов соци-

1 См.: Рахманова Ю.В. Формирование личности молодого ученого: Автореф. дис.... канд. социол. иаук. 1997; Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. СПб., 1999; Эти" ческие проблемы творчества ученого: Науч.-аналит. обзор / (Т.В. Виног­радова). М, 1993, и др.


зльнии педагогики как научной дисциплины, как области Практической деятельности, как научно-образовательного комплекса; описание отраслевой, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики, @ic области научного знания. На этом уровне осуществится сближение и начнется интеграция научных парадигм разви­тия социальной педагогики на основе общей парадигмы об­щественного развития страны.

В области социально-педагогического знания на научно-Содержательном уровне анализа могут быть сформированы научно-теоретические основы социальной педагогики, состав­ляющие общую и частные теории.

На технологическом уровне анализа социальной педаго­гики будет продолжаться апробация существующих, фор­мирование и развитие новых технологий различного назна­чения:

»?? технология диагностирования социума (различных видов его «клиентов», структур и пр.);

I? технология измерения социально-педагогических про­цессов, результатов деятельности кадров социальной сферы;

*?? технология социально-педагогического прогнозирова­ния развития явлений и процессов макро- и микросоциумов;

I? технология социально-педагогического моделирования ^особенно на региональном уровне);

|? технология проектирования педагогически целесооб­разного воздействия на социум;

г? технология социально-педагогического программиро­вания познавательной и преобразовательной деятельности в ^социуме;

К? технология планирования развития социально-педа­гогических систем, процессов, видов деятельности;

{,? технология инновационных изменений (реализации шланов) в социально-педагогической деятельности;

В* технология оценивания результатов и поддержания обратной связи в системе «личность — семья — социум»;

]? технология информационного обеспечения всех видов Практической.и теоретической социально-педагогической Деятельности.

На научно-методическом уровне анализа социальной пе­дагогики будет продолжена работа по исследованию струк­туры, содержания, специфики, границ и правил примене­ния методов практической социально-педагогической дея­тельности (социальной педагогики как области практической Деятельности), научного исследования (социальной педаго-


гики как научной дисциплины), подготовки специалистов социальной сферы (социальной педагогики как научно-об­разовательного комплекса).

Продолжится исследование технологий, методик и мето­дов, социально-педагогической деятельности и социальной работы в ряде зарубежных государств, их научное обобще­ние и адаптация к российским условиям.

В области социально-педагогического знания на техноло­
гическом и научно-методическом уровнях анализа могут быть
сформированы научно-методические основы социальной пе­
дагогики.
s с

Таким образом, в совокупности теория методологиче­ских основ, теория проблем методологии, теория научно-методических основ и частные теории будут способствовать формированию научно-содержательной структуры социаль­ной педагогики.

В прогнозном варианте проблемное поле социальной пе­дагогики может быть представлено перечнем направлений в исследованиях социально-педагогической практики. К ним можно отнести направления, приведенные ниже.


г 1: 1 Л. М. Социальная психология и социальная педагогика..1.1.1.12. Педагогика и социальная педагогика

1.1.1.13.Этнопедагогика и социальная педагогика

1.1.1.14.Социальная педагогика и социальная работа
1.1.115. Социальная педагогика и социальная экология

 

1.1.1.16.Этика и социальная педагогика

1.1.1.17.Эстетика и социальная педагогика

1.1.1.18.Валеология и социальная педагогика

1.1.1.19.Акмеология и социальная педагогика

j I.1.1.20. Антропология и социальная педагогика I; I.1.1.21. Демографические процессы и социальная педа­гогика

1.1.1.22. Интеграция наук о человеке и использование их выводов в социальной педагогике

1 1.1.1.23. Методологические основы социальной педагоги­ки как области практической деятельности, как научной дисциплины, как научно-образовательного комплекса

1.1.1.24. Философские, мировоззренческие и общенаучные подходы как методологические основы развития социаль­ной педагогики


 


I. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1.1. Философско- гносеологические проблемы

1.1.1.1.Социальная педагогика в системе наук о челове­
ке и обществе

1.1.1.2.Категории диалектики в социальной педагогике

1.1.1.3.Диалектика политологии и социальной педагогики

1.1.1.4.Социальная политика и социальная педагогика

1.1.1.5.Культурология и социальная педагогика

1.1.1.6.Социальное право и социальная педагогика

1.1.1.7.Социально-педагогическая проблематика эконо­
мики страны

1.1.1.8.Экономическая проблематика социальной педагогики

1.1.1.9.Социология и социальная педагогика

1.1.1.10. Социальная информатика и социальная педагогика


1.1.2. Мировоззренческие проблемы

1.1.2.1. Социальные факторы формирования личности, социально-педагогические факторы и их диалектика

; 1.1.2.2. Социальное воспитание личности в контексте со­циальной педагогики

? 1.1.2.3. Социальное становление личности

; 1.1.2.4. Социальное развитие личности в контексте соци­альной педагогики

; 1.1.2.5. Социальное формирование личности в контексте социальной педагогики

; 1.1.2.6. Социализация личности в контексте социальной педагогики

I 1.1.2.7. Диалектика социального воспитания, социально­го формирования, социального развития, социального ста­новления и социализации человека

1.1.2.8.Всеобщая декларация прав человека — ценност­
ная основа развития социальной педагогики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.