Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческий Центр 7 страница






Конечно, социальная педагогика в силу господствую­щих в стране идеологических, политических и социокуль-


турных традиций и ориентации не может не относиться к философским течениям и школам избирательно, диффе­ренцированно. Следовательно, по-разному могут выглядеть и выглядят как социальные идеалы, которые пытается сфор­мировать с помощью философии социальная педагогика, так и жизненные ориентации и ценности, представления о социальной справедливости, о роли социальных институтов в жизни человека и общества. Вместе с тем, нельзя не учи­тывать и некоторые универсальные, общепризнанные, гло­бальные тенденции в мировом развитии, в эволюции со­временной цивилизации, общечеловеческие ценности.

Важное место занимают взаимосвязи социальной педаго­гики и этики. Этика «анализирует общие закономерности развития моральных представлений и отношений, а также реализуемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сфор­мулированные этикой принципы нравственности, опреде­ляя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя про­блемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания»1.

Важное место занимает этика при формировании Кодек­са социального педагога и социального работника.

Социальная педагогика и социальная история. В прило­жении к социальной педагогике социальная история может трактоваться следующим образом:

а) как история общества в целом. Социальная педагоги­
ка в этом случае рассматривается в контексте истори­
ческого развития, возникновения и смены формаций,
цивилизаций, эпох, событий, государственных уст­
ройств, систем жизнеобеспечения;

б) как история развития социальной структуры общества,
эволюции, зарождения, расцвета и исчезновения, транс­
формации различных социальных слоев, общественных
групп, этносов, наций. Социально-педагогическая прак­
тика при такой трактовке социальной истории пред­
ставляется более разнообразно, так как в обществе по
различным основаниям выделяются разные слои, отли­
чающиеся по уровню благосостояния, здоровью, мес­
ту жительства, педагогическим системам и др.;

в) как история развития социально-педагогической сфе­
ры общества, системы образовательных учреждений

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. С. 179.


и социального обслуживания, способов и возможно­стей удовлетворения социально-педагогических по­требностей населения;

г) как история социальных институтов, обеспечивающих жизнестойкость общества: здравоохранения, образо­вания, науки, семьи, средств массовой информации, церкви и др.

Характерно, что интерес историков к социально-педаго­гической проблематике в последние годы стал более заме­тен. В частности, некоторые исторические исследования на­столько «пропитаны» социальной педагогикой, что авторы соответствующих диссертаций предпочитают защищаться по педагогическим специальностям31'.

Таким образом, рассмотрение объектов и явлений соци­альной педагогики в рамках исторического развития в лю­бом случае позволяет выявить направленность разрешения противоречия — тенденцию, а также ее объективную осно­ву — закономерность, которые являются инвариантами на­учного социально-педагогического знания.

Социальная педагогика и религиоведение. В мировоззрен­ческом плане социальная педагогика и религия влияют друг на друга, несмотря на то, что к светскому способу органи­зации социального развития каждая из религиозных кон­фессий относится весьма специфически, подчеркивая его вторичный, неистинный характер. При этом социальная пе­дагогика в ее светском варианте абсолютным большинством религиозных конфессий не признается, критикуется, хотя, по существу, каждая из них разрабатывает и осуществляет свои концепцию и стратегию социально-педагогической деятельности, выдвигая, поддерживая или отвергая те или иные социальные идеалы, представления о справедливом и несправедливом, добре и зле в обществе, в жизни отдель­ного человека.

Религиозная конфессия является системообразующим элементом общественной практики. Ее влияние может быть безграничным или незаметным в разные исторические пе­риоды развития государства, но влияние на традиции в сфере образования и воспитания, особенно семейного, всегда можно выявить и оценить. Особенно большое зна­чение имеет система норм (религиозного права, морали и ПР), образцов (многочисленных примеров для подража­ния), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).


—-


Если иметь в виду социальную базу для развертывания социально-педагогической деятельности1, то прежде всего речь может идти об общей социальной доктрине религиоз­ных конфессий.

Для России актуально рассмотрение социально-педагоги­ческой деятельности, концепции социально-религиозного воспитания, развиваемой Русской Православной церковью, которая переживает в настоящее время возрождение, этап активной деятельности. При этом внутри православной церк­ви (в том числе и русской) идет борьба по вопросам не только веры, но и власти, а также по проблемам социально-политической ориентации конфессии.

Нельзя не отмет" ить активное развитие в России сети уч­реждений православного образования, где формируются но­вая, достаточно гибкая доктрина религиозно-социального воспитания, социально-педагогической деятельности; новые формы общения, традиции совместного бытия; идет поиск социальных ценностей, адекватных нуждам человека в со­временной России; возрождаются основы русской социаль­ной культуры как культуры общения, патриотически ориен­тированной социальной жизни людей. При всех противоре­чиях, издержках, проблемах этот процесс в целом, очевидно, носит позитивный, конструктивно направленный характер.

Специфику имеют и другие конфессии России, однако и им в полной мере свойственна активная социально-педа­гогическая деятельность.

Более сложно и проблемно выглядит сегодня в России ситуация с социально-педагогической деятельностью раз­личных сект и так называемых новых религий. В условиях разрушения системы социальных идеалов и практики соци­ального воспитания, существовавших в советском обществе, в условиях отсутствия контроля государства за системой об­разования в первой половине 1990-х годов новые религиоз­ные течения активизировали деятельность, акцентируя вни­мание на расширении своей социальной базы, сближении своих вероучений с проблематикой повседневной жизни россиян.

1 См., например: Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Дис.... канд. филос. наук. 1998; Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социаль­ной реабилитации аномальных детей: Дис.... канд. пед. наук. 1998; Серге­ев А. О. Социально-педагогическая деятельность современных христиан­ских приходов (на материале России и Германии): Дис.... канд. пед. наук. 1998, и др.


Провозглашенный в стране политический и идеологи­ческий плюрализм, деидеологизация учреждений образо­вания, демонтаж ряда общественных организаций создали благоприятную основу для создания сект и проникновения новых религий, которые в социальном плане стремятся быть привлекательными, но формируют характерное для них мировоззрение, которое не имеет ничего общего с отече­ственной культурой, религиозными традициями1.

Анализируя проблемы взаимозависимости социальной педагогики и религиозных верований, следует отметить и актуальность ее взаимодействия с мифологией как" особой формой общественного сознания. Сегодня общепризнано, что мифы — отнюдь не ископаемые в эволюции обществен­ного сознания. Сыграв ведущую роль на ранних этапах ис­тории человечества, мифы и сегодня сохранили за собой серьезную роль в некоторых коллизиях общественной жиз­ни современного мира.

Не случайно современная мифология привлекает все бо­лее пристальное внимание социальных психологов, социо­логов, социальных философов, историков, культурологов и политологов. Небезынтересна она и для социальных педа­гогов, которые вынуждены не только учитывать существо­вание социальных мифов в- массовом сознании, но и ис­пользовать их в социальном воспитании.

Таким образом, мифы позволяют более глубоко пони­мать облик человека прошлых эпох и логику формирования социальных ориентации современного человека. Социальная педагогика, разумеется, не может игнорировать данное об­стоятельство. При этом она объективно вынуждена не толь­ко использовать социальные мифы, но и преодолевать их, бороться с ними как с социальными иллюзиями.

Так, в России в последнее десятилетие социальная педа­гогика была вынуждена одновременно и использовать и бо­роться с мифом о том, что рынок сам по себе приведет к. экономическому росту и социальному благосостоянию, пре­одолевать крайности радикально-либеральной трактовки социального идеала современного общества. Другим мифом, с которым вынуждена сегодня и бороться и работать соци­альная педагогика в России, является миф об абсолютном Приоритете общечеловеческих ценностей как ценностей ин­дивидуально-личностного развития. Эти ценности, проти-

См.: Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. М., 2001.

 


вопоставленные коллективным, общественным, групповым, национально-культурным, поселенческим, государственным ценностям, нередко превращаются в противоположность. Они становятся по преимуществу эгоистическими, разрушитель­ными, антигуманистическими, ограничивающими разносто­роннее развитие индивида, возможности его личностного роста и самореализации в общественно значимых делах.

Несмотря на специфические различия религиозных ве­рований, ученые-религиоведы выделяют мировоззренче­скую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, кулыуротранслирующую и некоторые другие функции ре­лигии. Совершенно понятно, что среди «других» важное ме­сто занимает функция социального воспитания.

Социальная педагогика, будучи светской сферой, осо­бенно в России, имеющей почти столетний опыт отделения школы от церкви, более свободна от религиозного влияния и в науке, и в практике.

Социальная педагогика и социология. Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике «вырос­ла» из социологических теорий. Специальные разделы со­циологии должны быть внимательно изучены социальными педагогами, которые специализируются или по профилю деятельности, или по типу социума, или по категориям населения. Исследования в области социальной педагоги­ки опираются на социологические данные (о социальной структуре государства и общества, институтах социума и др.) или методы анализа социальной реальности.*

Например, при написании социально-педагогических биографий клиентов из групп риска обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов ар­хивов, автобиографий и других источников, а также мето­ды сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования ис­пользуются в прикладных исследованиях по социальной педагогике.

Кроме того, нельзя понять и использовать социально-пе­дагогический потенциал семьи без применения данных по социологии семьи как отраслевой социологической теории, т.е. такой отрасли социологического знания, которая характе­ризует закономерности развития семьи как социального ин­ститута, особенности ее эволюции и функционирования в разных региональных и национально-культурных контекстах, особенности имущественной и социально-статусной диффе­ренциации, типологию внутрисемейных отношений. Эти ха~


рактеристики во многом определяют социально-педагогичес­кую среду и ее потенциал, масштабы и характер социально-педагогического влияния субъекта (ов) воспитательного воз­действия на личность, группу, общество1.

Социальная педагогика и психология. Психология XX сто­летия заметно расширила границы своих исследований. Совре­менные психологи интересуются не просто психикой челове­ка, но и закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества. Рождение психологии как самостоятельной дисциплины неразрывно связано с воз­никновением «социального» как особого пространства мыш­ления и реальности. Психология как наука развивалась, ис­следуя такие явления, как «общественная деятельность», «бла­госостояние», «социальная работа», «социальные службы» и т.д. Социальное, особенно в XX веке, стало объектом и психо­логического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии и обосновании самого феномена «социальное».

Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на психо­логические воззрения. Психологические знания являются основой профессионального обучения в области социаль­ной педагогики2.

Не менее значимы для социальной педагогики и соци­ально-психологические характеристики субъектов воспита­тельного воздействия (включая воспитуемого как субъекта самовоспитания), а также условий их жизни, социально-психологического климата среды обитания, тех психичес­ких процессов и явлений, которые характерны для людей в данной социально-исторической, социально-культурной, социально-территориальной ситуации. Учет особенностей психики людей как представителей разных социальных групп, специфики эволюции и функционирования груп­пового и массового сознания населения, влияния на него различных форм общественного сознания и социальных ин­ститутов — непременное условие успешного развития со­циальной педагогики и как -практической деятельности, и как науки, и. как образовательного комплекса.

, ' См.: Социальная педагогика: интеграция педагогики и социоло­гии // Теория'и практика социальной работы: отечественный и зару­бежный опыт. М.; Тула, 1993. С. 49-59.

2 См.: Социальная педагогика и социальная психология: Тез. докл. I Межвуз. науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых Волгоградской обл. р-9 дек. 1994 г.) Волгоград, 1994.


 

Социальная педагогика и педагогика. «Очевидна, вместе с тем, и тесная связь социальной педагогики с классической педагогикой как наукой о законах, методах формирования у людей нужных обществу и каждому человеку качеств, по­зволяющих полноценно развивать свои жизненные силы, удовлетворять изменяющиеся потребности. Не случайно со­циальная педагогика опирается в своем развитии на общие основы педагогической теории. Более того, сегодня многие крупные педагоги рассматривают социальную педагогику как одну из отраслей развивающегося педагогического знания, с чем в известном смысле вряд ли нужно спорить»1.

Однако необходимо признать, что взаимосвязи научной педагогики и социальной педагогики — предмет актуально­го исследования, так как споры о неправомерности выделе­ния последней в самостоятельную отрасль педагогики, к сожалению, продолжаются.

В качестве основного аргумента выдвигается утвержде­ние, что вся педагогика ~ социальна, что она просто не может быть несоциальной. При этом социальная педагогика образно сравнивается с «морской свинкой», «железной же­лезкой», чтобы усилить этими метафорами искусственность выделения социальной педагогики из педагогики. «В основе подобного аргумента лежит вольное или невольное смеше­ние понятий «общественное» и «социальное», которые в язы­ковой практике русского языка часто употребляются как синонимы, — указывает В А. Никитин. — Однако социальные интересы составляют лишь часть общественных интересов, результатом их реализации является приобретение или вос­становление человеком социального положения, статуса, функционирования»2; «социальность не синоним обществен­ного, последнее шире по своему содержанию и выражает типологическую характеристику природы социальности»; «с развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию, ибо не ук­ладывается в схему адаптации — интеграции, которая не­сет печать пассивного поведения личности в обществе»3.

Тезис о том, что вся педагогика социальна, не противо­речит выделению из нее социальной педагогики в качестве относительно самостоятельной отрасли. Дело в том, что со­циальность педагогической науки и практики отражает ее

1 Предмет и функции социальной педагогии! / Под ред. Г.Н. Фило­
нова. Тюмень, 1998. С. 35.

2 Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000. С. 29-

3 Там же. С. 39.


характер, в то время как социальная педагогика выделяет­ся на основании специфики предметной области.

Социальная педагогика действительно возникла и раз­бивалась в рамках педагогической науки, выступая в тече­ние определенного времени одной из ее отраслей. Именно возникновение ее в рамках педагогики и вызвало такую неоднозначную реакцию в научно-педагогической среде. Од­нако, отражая разнообразную, динамически развивающуют ся социальную практику, она вышла за рамки только педа­гогики и проникла в другие секторы социальной сферы. Вполне можно утверждать, что упрочивается тенденция пре­вращения социальной педагогики в междисциплинарную науку, в одну из отраслей социального знания. Вместе с тем, в настоящее время нет оснований утверждать, что этот Процесс завершен, и социальная педагогика перестала быть I частью педагогической науки.

Социальная педагогика и валеология. Исследование всех факторов, влияющих на здоровье человека, составляет ос­нову науки о здоровье — валеологии. Термин, впервые пред­ложенный И.И. Брехманом в 1980 году, оказался актуаль­ным, емким. В настоящее время имеющееся в данной облас-: ти знание оформляется в относительно самостоятельную 1 науку, особенно нужную людям, которые хотят посвятить : себя работе с другими людьми. Это в первую очередь отно-1сится к тем социальным педагогам, трудовая деятельность; которых заключается в обучении, привитии навыков и уме­ний сохранения здоровья1.

В социально-педагогической практике используется ряд. методов валеологии, самым распространенным среди кото­рых является аутогенная тренировка. Адаптационное, соци­ально-коррекционное и реабилитационное направления в ^социальной педагогике напрямую связаны с валеологичес-l'khmh знаниями и подходом.

I:. Социальная педагогика и конфликтология. Конфликто­логия изучает типы, виды и формы социальных конфлик-; -тов, их общие закономерности; социальная педагогика — ^главным образом межличностные, внутриличностные и лич-^ностно-групповые конфликты. Конфликтологическая тео-

I ' См., например: Волков В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащегося в образовательных учреждениях но­вого типа: Дис.... д-ра пед. наук. 2001; Минина Е.М. Организация вале-олого-педагогической деятельности в гимназии: Дис.... канд. пед. наук. 2000; Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенден-^Ция развития: Дис.... д-ра пед. наук. 1996.


рия находит отражение в большинстве современных разде­лов обществоведения и человекознания. Поскольку бескон­фликтного личностного развития не бывает в природе, со­циальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциальные и реально существующие конфликты меж­ду личностью и социальной средой (социумом и микросо­циумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, т.е. особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педа­гоги имеют дзло и с остроконфликтными категориями на­селения: молодежью, инвалидами, пенсионерами, безра­ботными, беженцами и т.п. В этих ситуациях они призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Кро­ме того, даже в социально стабильных и социально перс­пективных группах населения наблюдаются конфликты, хотя они могут носить не столько социальный, сколько соб­ственноличный характер. Учитывая, что социальная конф­ликтность достигла высоких качественных и количествен­ных параметров, конфликтологический подход к анализу проблематики социальной педагогики актуален и чрезвы­чайно важен. Таким образом, содержание науки «социальная педагогика», ее объект, предмет, категории и другие атри­буты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпрета-. ция ее функций и назначения. Основным противоречием (конфликтом) для социальной педагогики выступает про­тиворечие между личной и социальной жизнедеятельнос­тью человека. Именно на разрешение этого конфликта, т.е. на гармонизацию взаимодействия человека и общества, на­правлена социальная педагогика.

Социальная педагогика и социальная информатика. Ин­формационные услуги в практической социально-педагоги­ческой деятельности имеют различный характер. Это могут быть информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача информации, подбор клиентов, обра­ботка и интерпретация результатов тестирования или соци­ологического исследования, получение документов, дос­туп к информационным источникам, вспомогательная ус­луга и т.д. Хотя расходы человеческих и финансовых ресурсов значительны, решения, принятые на основе применения информационно-коммуникационных технологий, повыша­ют уровень исследований в социальной педагогике и спо­собствуют индивидуализации профессионального обучения-


Социальная педагогика и социальная работа. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня. С одной стороны, информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе и отношениях в группе, о социализации, о развитии готовности личности к самопо­мощи решаются в основном педагогическими методами и средствами, с другой — социальная работа всегда связана с воздействием на клиента, что объективно обусловливает пе­дагогическую направленность такого воздействия.

В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о прин­ципах, содержании, методах, путях и средствах педагогичес­кого воздействия. Решение социальных задач во многом опре­деляется воспитанностью людей, поэтому педагогике принад­лежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Важным педагогическим элементом социальной рабо­ты является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотруд­ничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Соци­альная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, а также найти средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования. Это — сугубо педагогическая цель.

Педагогическое содержание социальной работы заключа­ется в социальной адаптации, социальной коррекции, соци­альной реабилитации и др. Значение педагогического знания в социальной работе настолько велико, что отчетливо выя­вилось и реализуется становление специальной частной дис­циплины (как раздела социальной педагогики) — педагоги-[ки социальной работы.

Не анализируя здесь все аспекты соотношений социаль­ной педагогики и социальной работы, нужно отметить, что Их взаимоотношения имеют несколько (минимум два) уров-: ней, т.е. они амбивалентны (схема 9).

На первом уровне социальная педагогика связана с со­циальной работой на основании взаимозамещения с одним из секторов социальной сферы — сектором социальной за­щиты населения. На этом уровне реализуются специфиче­ский задачно-целевой, функциональный и технологический потенциалы социальной педагогики в рамках социальной работы применительно к конкретной личностной ситуации.


 



 



Характеризуя отношения социальной педагогики и со­циальной работы на данном уровне, нужно отметить, что их влияния на людей во многом совпадают. При этом вполне справедливы оценки тех специалистов, которые считают, что «ни с точки зрения профессиональной дея­тельности i ни с теоретической не представляется возмож­ным говорить о разграничении между социальной рабо­той и социальной педагогикой. Они часто используются как синонимы. <...> Ибо бездомные или дети и молодые люди, живущие в нищете, нуждаются не только в педа­гогической, но и материальной поддержке, как и вся молодежь общества благосостояния. И наоборот, кто смо­жет утверждать, что молодые безработные или наркома­ны нуждаются только в материальной помощи, а не пе­дагогическом воздействии?»1 В данном случае взаимозамещение осуществляется на ос­новании тождества объекта воздействия, его личностной ситуации, возможно, времени и места воздействия. Необхо­димо, однако, иметь в виду, что даже при взаимозамеще­нии социальная педагогика не сводится к социальной рабо­те, так как социальная работа в данной ситуации остается для социальной педагогики лишь одним из секторов соци­альной сферы, где и реализуется ее потенциал. На втором уровне социальная педагогика и социальная работа связаны на основании взаимодополнения. Социальная педагогика компенсирует те влияния, которые упускает со­циальная работа: взаимодействие с представителями соци­ально стабильных и социально перспективных групп, об­щественными, организациями, «нормальными» семьями, средствами массовой информации и т.п. Общепринята точка зрения, что социальная работа ори­ентирована на людей различного возраста, попавших в труд­ную жизненную ситуацию или имеющих серьезные откло­нения в социальном развитии. «Социальная работа — особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональ­ной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, лич­ностей и общественных групп и удовлетворение потребнос­тей граждан на создание условий, благоприятствующих вос-

1 Студепова Е.Г. Историческая динамика терминологии предмет ного языка социальной работы (на примере Германии) // Понятий­ный аппарат педагогики и образований: Сб. науч. тр. Екатеринбург 2001. Вып. 4. С. 340.

 

 

 

становлению или повышению их способности к социально­му функционированию»1.

Однако социальная педагогика распространяет свои воз­действия не только на социально уязвимые группы населе­ния. Она реализуется в социуме «нормальных», «здоровых» семей; в культурно-досуговом секторе социальной сферы; в спортивно-массовой работе; в образовании; в деятельности общественных объединений и т.д.2

Следовательно, социальная педагогика дополняет соци­альную работу, охватывая более широкий круг населения, а не только социально-проблемную его часть. Кроме того, содержание социальной работы отличается от содержания социально-педагогической деятельности, а это значит, что их взаимодополнение осуществляется путем реализации по отношению к одному и тому же объекту разного содержа­ния этих видов деятельности.

Проблема соотношения социальной педагогики и соци­альной работы весьма актуальна для представителей по­следней. Имея вполне определенный и нормативно ограни­ченный круг объектов воздействия, социальная работа рас­сматривает социально-педагогическую деятельность как свою составную часть, как разновидность социальной работы. С этим вполне можно согласиться, если признать, что соци­альная работа есть вид профессиональной деятельности, направленной на вполне конкретные объекты (социально уязвимые слои населения) и реализуемой по преимуще­ству в одном из секторов социальной сферы — в социаль­ной защите населения.

Если, рассматривать соотношение социальной работы и социальной педагогики с точки зрения последней, то ста­новится понятно, что социально-педагогическая деятель-

1 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. вузов /
Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002. С. 278.

2 «Деятельность социального педагога может осуществляться в уч­
реждениях самого разного вида.<...> «Вероятно, многие проблемы со­
циальный педагог не в состоянии решить самостоятельно, например,
улучшение состояния здоровья, материального положения и т.д. В та­
ком случае он должен суметь выступить посредником в координации
усилий разных специалистов (педагога-псиколога, медицинского ра­
ботника, специалиста социальной работы, юриста и др.), а также ве­
домств и административных органов (образования, здравоохранения,
социальной защиты и др.) для комплексного решения проблем ребен­
ка». — Черкасова М.Ф. Понятие «специализация» в подготовке соци­
альных педагогов // Понятийный аппарат педагогики и образования.
Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 285, 286.


цость реализуется в разных секторах социальной сферы, но Лишь в секторе социальной защиты населения возникают ее связи взаимодополнения и взаимозамещения с соци­альной работой. В других секторах социальной сферы с дру­гими объектами воздействия, во многом отличными от объектов социальной работы, реализуется собственное со­держание социальной педагогики. Следовательно, в других еекторах социальной сферы социальная работа и социальная педагогика по объектам и содержанию деятельности, це­лям и задачам, месту и времени могут не пересекаться, а, наоборот, существенно различаться между собой (напри­мер, деятельность социального работника и социального педагога в социально-культурной сфере, в сфере свобод­ного времени, досуга, образования, в сфере деятельности общественных организаций и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.