Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творческий Центр 7 страница
Конечно, социальная педагогика в силу господствующих в стране идеологических, политических и социокуль- турных традиций и ориентации не может не относиться к философским течениям и школам избирательно, дифференцированно. Следовательно, по-разному могут выглядеть и выглядят как социальные идеалы, которые пытается сформировать с помощью философии социальная педагогика, так и жизненные ориентации и ценности, представления о социальной справедливости, о роли социальных институтов в жизни человека и общества. Вместе с тем, нельзя не учитывать и некоторые универсальные, общепризнанные, глобальные тенденции в мировом развитии, в эволюции современной цивилизации, общечеловеческие ценности. Важное место занимают взаимосвязи социальной педагогики и этики. Этика «анализирует общие закономерности развития моральных представлений и отношений, а также реализуемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания»1. Важное место занимает этика при формировании Кодекса социального педагога и социального работника. Социальная педагогика и социальная история. В приложении к социальной педагогике социальная история может трактоваться следующим образом: а) как история общества в целом. Социальная педагоги б) как история развития социальной структуры общества, в) как история развития социально-педагогической сфе Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. С. 179. и социального обслуживания, способов и возможностей удовлетворения социально-педагогических потребностей населения; г) как история социальных институтов, обеспечивающих жизнестойкость общества: здравоохранения, образования, науки, семьи, средств массовой информации, церкви и др. Характерно, что интерес историков к социально-педагогической проблематике в последние годы стал более заметен. В частности, некоторые исторические исследования настолько «пропитаны» социальной педагогикой, что авторы соответствующих диссертаций предпочитают защищаться по педагогическим специальностям31'. Таким образом, рассмотрение объектов и явлений социальной педагогики в рамках исторического развития в любом случае позволяет выявить направленность разрешения противоречия — тенденцию, а также ее объективную основу — закономерность, которые являются инвариантами научного социально-педагогического знания. Социальная педагогика и религиоведение. В мировоззренческом плане социальная педагогика и религия влияют друг на друга, несмотря на то, что к светскому способу организации социального развития каждая из религиозных конфессий относится весьма специфически, подчеркивая его вторичный, неистинный характер. При этом социальная педагогика в ее светском варианте абсолютным большинством религиозных конфессий не признается, критикуется, хотя, по существу, каждая из них разрабатывает и осуществляет свои концепцию и стратегию социально-педагогической деятельности, выдвигая, поддерживая или отвергая те или иные социальные идеалы, представления о справедливом и несправедливом, добре и зле в обществе, в жизни отдельного человека. Религиозная конфессия является системообразующим элементом общественной практики. Ее влияние может быть безграничным или незаметным в разные исторические периоды развития государства, но влияние на традиции в сфере образования и воспитания, особенно семейного, всегда можно выявить и оценить. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и ПР), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании). —- Если иметь в виду социальную базу для развертывания социально-педагогической деятельности1, то прежде всего речь может идти об общей социальной доктрине религиозных конфессий. Для России актуально рассмотрение социально-педагогической деятельности, концепции социально-религиозного воспитания, развиваемой Русской Православной церковью, которая переживает в настоящее время возрождение, этап активной деятельности. При этом внутри православной церкви (в том числе и русской) идет борьба по вопросам не только веры, но и власти, а также по проблемам социально-политической ориентации конфессии. Нельзя не отмет" ить активное развитие в России сети учреждений православного образования, где формируются новая, достаточно гибкая доктрина религиозно-социального воспитания, социально-педагогической деятельности; новые формы общения, традиции совместного бытия; идет поиск социальных ценностей, адекватных нуждам человека в современной России; возрождаются основы русской социальной культуры как культуры общения, патриотически ориентированной социальной жизни людей. При всех противоречиях, издержках, проблемах этот процесс в целом, очевидно, носит позитивный, конструктивно направленный характер. Специфику имеют и другие конфессии России, однако и им в полной мере свойственна активная социально-педагогическая деятельность. Более сложно и проблемно выглядит сегодня в России ситуация с социально-педагогической деятельностью различных сект и так называемых новых религий. В условиях разрушения системы социальных идеалов и практики социального воспитания, существовавших в советском обществе, в условиях отсутствия контроля государства за системой образования в первой половине 1990-х годов новые религиозные течения активизировали деятельность, акцентируя внимание на расширении своей социальной базы, сближении своих вероучений с проблематикой повседневной жизни россиян. 1 См., например: Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Дис.... канд. филос. наук. 1998; Курбатова И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей: Дис.... канд. пед. наук. 1998; Сергеев А. О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (на материале России и Германии): Дис.... канд. пед. наук. 1998, и др. Провозглашенный в стране политический и идеологический плюрализм, деидеологизация учреждений образования, демонтаж ряда общественных организаций создали благоприятную основу для создания сект и проникновения новых религий, которые в социальном плане стремятся быть привлекательными, но формируют характерное для них мировоззрение, которое не имеет ничего общего с отечественной культурой, религиозными традициями1. Анализируя проблемы взаимозависимости социальной педагогики и религиозных верований, следует отметить и актуальность ее взаимодействия с мифологией как" особой формой общественного сознания. Сегодня общепризнано, что мифы — отнюдь не ископаемые в эволюции общественного сознания. Сыграв ведущую роль на ранних этапах истории человечества, мифы и сегодня сохранили за собой серьезную роль в некоторых коллизиях общественной жизни современного мира. Не случайно современная мифология привлекает все более пристальное внимание социальных психологов, социологов, социальных философов, историков, культурологов и политологов. Небезынтересна она и для социальных педагогов, которые вынуждены не только учитывать существование социальных мифов в- массовом сознании, но и использовать их в социальном воспитании. Таким образом, мифы позволяют более глубоко понимать облик человека прошлых эпох и логику формирования социальных ориентации современного человека. Социальная педагогика, разумеется, не может игнорировать данное обстоятельство. При этом она объективно вынуждена не только использовать социальные мифы, но и преодолевать их, бороться с ними как с социальными иллюзиями. Так, в России в последнее десятилетие социальная педагогика была вынуждена одновременно и использовать и бороться с мифом о том, что рынок сам по себе приведет к. экономическому росту и социальному благосостоянию, преодолевать крайности радикально-либеральной трактовки социального идеала современного общества. Другим мифом, с которым вынуждена сегодня и бороться и работать социальная педагогика в России, является миф об абсолютном Приоритете общечеловеческих ценностей как ценностей индивидуально-личностного развития. Эти ценности, проти- См.: Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. М., 2001.
вопоставленные коллективным, общественным, групповым, национально-культурным, поселенческим, государственным ценностям, нередко превращаются в противоположность. Они становятся по преимуществу эгоистическими, разрушительными, антигуманистическими, ограничивающими разностороннее развитие индивида, возможности его личностного роста и самореализации в общественно значимых делах. Несмотря на специфические различия религиозных верований, ученые-религиоведы выделяют мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, кулыуротранслирующую и некоторые другие функции религии. Совершенно понятно, что среди «других» важное место занимает функция социального воспитания. Социальная педагогика, будучи светской сферой, особенно в России, имеющей почти столетний опыт отделения школы от церкви, более свободна от религиозного влияния и в науке, и в практике. Социальная педагогика и социология. Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике «выросла» из социологических теорий. Специальные разделы социологии должны быть внимательно изучены социальными педагогами, которые специализируются или по профилю деятельности, или по типу социума, или по категориям населения. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные (о социальной структуре государства и общества, институтах социума и др.) или методы анализа социальной реальности.* Например, при написании социально-педагогических биографий клиентов из групп риска обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников, а также методы сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике. Кроме того, нельзя понять и использовать социально-педагогический потенциал семьи без применения данных по социологии семьи как отраслевой социологической теории, т.е. такой отрасли социологического знания, которая характеризует закономерности развития семьи как социального института, особенности ее эволюции и функционирования в разных региональных и национально-культурных контекстах, особенности имущественной и социально-статусной дифференциации, типологию внутрисемейных отношений. Эти ха~ рактеристики во многом определяют социально-педагогическую среду и ее потенциал, масштабы и характер социально-педагогического влияния субъекта (ов) воспитательного воздействия на личность, группу, общество1. Социальная педагогика и психология. Психология XX столетия заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но и закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества. Рождение психологии как самостоятельной дисциплины неразрывно связано с возникновением «социального» как особого пространства мышления и реальности. Психология как наука развивалась, исследуя такие явления, как «общественная деятельность», «благосостояние», «социальная работа», «социальные службы» и т.д. Социальное, особенно в XX веке, стало объектом и психологического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии и обосновании самого феномена «социальное». Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на психологические воззрения. Психологические знания являются основой профессионального обучения в области социальной педагогики2. Не менее значимы для социальной педагогики и социально-психологические характеристики субъектов воспитательного воздействия (включая воспитуемого как субъекта самовоспитания), а также условий их жизни, социально-психологического климата среды обитания, тех психических процессов и явлений, которые характерны для людей в данной социально-исторической, социально-культурной, социально-территориальной ситуации. Учет особенностей психики людей как представителей разных социальных групп, специфики эволюции и функционирования группового и массового сознания населения, влияния на него различных форм общественного сознания и социальных институтов — непременное условие успешного развития социальной педагогики и как -практической деятельности, и как науки, и. как образовательного комплекса. , ' См.: Социальная педагогика: интеграция педагогики и социологии // Теория'и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 1993. С. 49-59. 2 См.: Социальная педагогика и социальная психология: Тез. докл. I Межвуз. науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых Волгоградской обл. р-9 дек. 1994 г.) Волгоград, 1994.
Социальная педагогика и педагогика. «Очевидна, вместе с тем, и тесная связь социальной педагогики с классической педагогикой как наукой о законах, методах формирования у людей нужных обществу и каждому человеку качеств, позволяющих полноценно развивать свои жизненные силы, удовлетворять изменяющиеся потребности. Не случайно социальная педагогика опирается в своем развитии на общие основы педагогической теории. Более того, сегодня многие крупные педагоги рассматривают социальную педагогику как одну из отраслей развивающегося педагогического знания, с чем в известном смысле вряд ли нужно спорить»1. Однако необходимо признать, что взаимосвязи научной педагогики и социальной педагогики — предмет актуального исследования, так как споры о неправомерности выделения последней в самостоятельную отрасль педагогики, к сожалению, продолжаются. В качестве основного аргумента выдвигается утверждение, что вся педагогика ~ социальна, что она просто не может быть несоциальной. При этом социальная педагогика образно сравнивается с «морской свинкой», «железной железкой», чтобы усилить этими метафорами искусственность выделения социальной педагогики из педагогики. «В основе подобного аргумента лежит вольное или невольное смешение понятий «общественное» и «социальное», которые в языковой практике русского языка часто употребляются как синонимы, — указывает В А. Никитин. — Однако социальные интересы составляют лишь часть общественных интересов, результатом их реализации является приобретение или восстановление человеком социального положения, статуса, функционирования»2; «социальность не синоним общественного, последнее шире по своему содержанию и выражает типологическую характеристику природы социальности»; «с развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию, ибо не укладывается в схему адаптации — интеграции, которая несет печать пассивного поведения личности в обществе»3. Тезис о том, что вся педагогика социальна, не противоречит выделению из нее социальной педагогики в качестве относительно самостоятельной отрасли. Дело в том, что социальность педагогической науки и практики отражает ее 1 Предмет и функции социальной педагогии! / Под ред. Г.Н. Фило 2 Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000. С. 29- 3 Там же. С. 39. характер, в то время как социальная педагогика выделяется на основании специфики предметной области. Социальная педагогика действительно возникла и разбивалась в рамках педагогической науки, выступая в течение определенного времени одной из ее отраслей. Именно возникновение ее в рамках педагогики и вызвало такую неоднозначную реакцию в научно-педагогической среде. Однако, отражая разнообразную, динамически развивающуют ся социальную практику, она вышла за рамки только педагогики и проникла в другие секторы социальной сферы. Вполне можно утверждать, что упрочивается тенденция превращения социальной педагогики в междисциплинарную науку, в одну из отраслей социального знания. Вместе с тем, в настоящее время нет оснований утверждать, что этот Процесс завершен, и социальная педагогика перестала быть I частью педагогической науки. Социальная педагогика и валеология. Исследование всех факторов, влияющих на здоровье человека, составляет основу науки о здоровье — валеологии. Термин, впервые предложенный И.И. Брехманом в 1980 году, оказался актуальным, емким. В настоящее время имеющееся в данной облас-: ти знание оформляется в относительно самостоятельную 1 науку, особенно нужную людям, которые хотят посвятить : себя работе с другими людьми. Это в первую очередь отно-1сится к тем социальным педагогам, трудовая деятельность; которых заключается в обучении, привитии навыков и умений сохранения здоровья1. В социально-педагогической практике используется ряд. методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка. Адаптационное, социально-коррекционное и реабилитационное направления в ^социальной педагогике напрямую связаны с валеологичес-l'khmh знаниями и подходом. I:. Социальная педагогика и конфликтология. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфлик-; -тов, их общие закономерности; социальная педагогика — ^главным образом межличностные, внутриличностные и лич-^ностно-групповые конфликты. Конфликтологическая тео- I ' См., например: Волков В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащегося в образовательных учреждениях нового типа: Дис.... д-ра пед. наук. 2001; Минина Е.М. Организация вале-олого-педагогической деятельности в гимназии: Дис.... канд. пед. наук. 2000; Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенден-^Ция развития: Дис.... д-ра пед. наук. 1996. рия находит отражение в большинстве современных разделов обществоведения и человекознания. Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциальные и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, т.е. особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дзло и с остроконфликтными категориями населения: молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т.п. В этих ситуациях они призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Кроме того, даже в социально стабильных и социально перспективных группах населения наблюдаются конфликты, хотя они могут носить не столько социальный, сколько собственноличный характер. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический подход к анализу проблематики социальной педагогики актуален и чрезвычайно важен. Таким образом, содержание науки «социальная педагогика», ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпрета-. ция ее функций и назначения. Основным противоречием (конфликтом) для социальной педагогики выступает противоречие между личной и социальной жизнедеятельностью человека. Именно на разрешение этого конфликта, т.е. на гармонизацию взаимодействия человека и общества, направлена социальная педагогика. Социальная педагогика и социальная информатика. Информационные услуги в практической социально-педагогической деятельности имеют различный характер. Это могут быть информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача информации, подбор клиентов, обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического исследования, получение документов, доступ к информационным источникам, вспомогательная услуга и т.д. Хотя расходы человеческих и финансовых ресурсов значительны, решения, принятые на основе применения информационно-коммуникационных технологий, повышают уровень исследований в социальной педагогике и способствуют индивидуализации профессионального обучения- Социальная педагогика и социальная работа. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня. С одной стороны, информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе и отношениях в группе, о социализации, о развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами, с другой — социальная работа всегда связана с воздействием на клиента, что объективно обусловливает педагогическую направленность такого воздействия. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы. Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, а также найти средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования. Это — сугубо педагогическая цель. Педагогическое содержание социальной работы заключается в социальной адаптации, социальной коррекции, социальной реабилитации и др. Значение педагогического знания в социальной работе настолько велико, что отчетливо выявилось и реализуется становление специальной частной дисциплины (как раздела социальной педагогики) — педагоги-[ки социальной работы. Не анализируя здесь все аспекты соотношений социальной педагогики и социальной работы, нужно отметить, что Их взаимоотношения имеют несколько (минимум два) уров-: ней, т.е. они амбивалентны (схема 9). На первом уровне социальная педагогика связана с социальной работой на основании взаимозамещения с одним из секторов социальной сферы — сектором социальной защиты населения. На этом уровне реализуются специфический задачно-целевой, функциональный и технологический потенциалы социальной педагогики в рамках социальной работы применительно к конкретной личностной ситуации.
становлению или повышению их способности к социальному функционированию»1. Однако социальная педагогика распространяет свои воздействия не только на социально уязвимые группы населения. Она реализуется в социуме «нормальных», «здоровых» семей; в культурно-досуговом секторе социальной сферы; в спортивно-массовой работе; в образовании; в деятельности общественных объединений и т.д.2 Следовательно, социальная педагогика дополняет социальную работу, охватывая более широкий круг населения, а не только социально-проблемную его часть. Кроме того, содержание социальной работы отличается от содержания социально-педагогической деятельности, а это значит, что их взаимодополнение осуществляется путем реализации по отношению к одному и тому же объекту разного содержания этих видов деятельности. Проблема соотношения социальной педагогики и социальной работы весьма актуальна для представителей последней. Имея вполне определенный и нормативно ограниченный круг объектов воздействия, социальная работа рассматривает социально-педагогическую деятельность как свою составную часть, как разновидность социальной работы. С этим вполне можно согласиться, если признать, что социальная работа есть вид профессиональной деятельности, направленной на вполне конкретные объекты (социально уязвимые слои населения) и реализуемой по преимуществу в одном из секторов социальной сферы — в социальной защите населения. Если, рассматривать соотношение социальной работы и социальной педагогики с точки зрения последней, то становится понятно, что социально-педагогическая деятель- 1 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. вузов / 2 «Деятельность социального педагога может осуществляться в уч цость реализуется в разных секторах социальной сферы, но Лишь в секторе социальной защиты населения возникают ее связи взаимодополнения и взаимозамещения с социальной работой. В других секторах социальной сферы с другими объектами воздействия, во многом отличными от объектов социальной работы, реализуется собственное содержание социальной педагогики. Следовательно, в других еекторах социальной сферы социальная работа и социальная педагогика по объектам и содержанию деятельности, целям и задачам, месту и времени могут не пересекаться, а, наоборот, существенно различаться между собой (например, деятельность социального работника и социального педагога в социально-культурной сфере, в сфере свободного времени, досуга, образования, в сфере деятельности общественных организаций и др.).
|