Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творческий Центр 8 страница
Наличие различных сфер деятельности является существенным аргументом для определения общего и особенного в отношениях социальной педагогики и социальной работы. Однако, опираясь на опыт немецких коллег, Е.Г. Сту-' денова отмечает, что «традиционные представления о социальной работе и социальной педагогике, сформировавшиеся в процессе их исторического развития, исходили из наличия собственных сфер деятельности и применения, находясь в определенной конкуренции друг с другом, что уже не соответствует современной трактовке, когда социальная работа охватывает, например, такие сферы, как об-.разование и воспитание, консультирование и помощь семьям, детям, молодежи, в том числе представителям специфических социальных групп, медицинскую и социальную реабилитацию, профориентацию, а также деятельность в органах по делам молодежи, социальных ведомствах и здравоохранении»1. , Представляется важным замечание Б.А. Никитина о том,, что противопоставление социальной педагогики и социальной работы, как и механическое соединение их по формуле «социальная педагогика включает в себя социальную работу» или «социальная педагогика является лишь частью социальной работы», — отнюдь не всегда плодотворно. По его мнению, решить эту задачу возможно лишь эксплици- 1 Студенова Е.Г. Историческая динамика терминологии предметного языка социальной работы (на примере Германии) // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 335-336. рованием полного содержания понятий «социальная педагогика» и «социальная работа» и структурированием их по определенным критериям. При этом задача должна решаться коллективно с учетом практики путем «встречного движения» на основе анализа процессов, изучаемых социальной педагогикой и теорией социальной работы, а не путем навязывания одной точки зрения1. Социальная педагогика, культура и искусство. В решении проблем разностороннего социального воспитания, формирования богатых и разнообразных социальных ориентации, их цельности, создания благоприятной среды обитания личности социальная педагогика активно использует различные виды художественно-эстетической деятельности. В отечественной традиции социокультурного развития вообще, социального воспитания, социальной поддержки и социального образования в частности сосуществуют сегодня и достаточно устоявшиеся формы взаимодействия искусства и социальной педагогики, и те, которые принято называть инновационными. Это касается фактически каждого вида художественного творчества в его взаимосвязях с социально-педагогической деятельностью. Изучение этих взаимосвязей в качестве методологических (мировоззренческих) основ — задача специальных научных исследований. Таким образом, даже относительно общий обзор ряда направлений взаимодействия социальной педагогики с современным социально-гуманитарным знанием позволяет сделать несколько принципиально важных выводов. Во-первых, следует сделать вывод о благотворности все более широкого взаимодействия социальной педагогики не только с различными науками о человеке и обществе, но и с другими формами общественного сознания. Во-вторых, становится очевидным тот факт, что социальная педагогика явно выходит на новую стратегию развития, основу которой составляет новое содержание социального прогресса, обусловленное изменениями в общественном развитии, ростом значимости социальной сферы, социальной культуры. В-третьих, видно, что обозначилась тенденция к расширительному толкованию объекта и предмета социальной педагогики (как науки), обусловленная увеличением ее связей с различными сферами социокультурного развития, отраслями современного социального и гуманитарного знания. Нельзя не со- 1 См.: Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000. С. 33. гдаситься с В.И. Жуковым, который писал: «Социальная антропология, социальная философия, социальная история, социальная педагогика, социальная психология, социальная работа, социальная информатика, социальная медицина, социальная экология — вот далеко не полный перечень активно развивающихся в последнее время научных отраслей, который свидетельствует о становлении новой совокупности знаний — социальной науки»1. В-четвертых, существует противоречивое сочетание инновационного и традиционного в современном социально-педагогическом знании вообще и в его взаимодействии с различными сферами научного знания в России в частности. Наконец, в-пятых, можно говорить о формировании в России новой культуры социальной жизни, которая предъявляет новые требования к взаимодействию социальной педагогики и гуманитарных знаний и ставит задачи сохранения преемственности в этом взаимодействии на основе традиций социокультурного развития российского общества2. Сделанные выводы подтверждают становящийся междисциплинарный характер социальной педагогики как науки, что отнюдь не отрицает ни ее объектно-предметного содержания, ни принадлежности к педагогике как общей системе педагогического научного знания. В социальной педагогике используется знание, выработанное в других науках, для решения разных задач, например для создания эффективных педагогических разноуровневых систем, способных обеспечить потребности общества, семьи и личности в передаче накопившихся и выработке новых ценностей и позитивного социального опыта. При этом социальная педагогика выходит за рамки традиционно «педагогических сфер» — обучения и воспитания детей и деятельности специализированных образовательных институтов. Знание, которое проникает в социальную педагогику из других наук, выполняет в ней роль методологических (на миро-. воззренческом уровне), т.е. мировоззренческих основ. - Верификация содержательно-функциональной концепции методологического анализа научного знания позволила выявить факты проявления отдельных элементов и дру-ГИх общенаучных подходов, однако аргументов для утвер- Жуков В.И. Сущность и функции социального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 241. д- См.: Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. С. 46. 4-2171
ждения их в качестве методологических основ социальной педагогики пока нет. Их становление в этом качестве со, ставляет перспективу развития теории мировоззренческих основ социальной педагогики (в части ее общенаучных основ) и зависит от будущих специальных методологических исследований. Нужно отметить, что в каждом общенаучном подходе в полной мере проявляются подходы более высокого уровня общности. Так, например, в общенаучных подходах проявляются диалектический, критический (оценочный), исторический, политический подходы. Однако они лишь отражаются в общенаучных подходах в соответствии с диалектикой общего и особенного, но не входят в их содержание. Общенаучные подходы, составляющие часть мировоззренческих основ (общенаучных) социальной педагогики, также не входят непосредственно в ее содержание. Только после «обработки», инструментовки методами социальной педагогики, описания в ее категориях и терминах, адаптации к социально-педагогической проблематике общенаучные подходы более высокого уровня общности составят часть теории методологических основ социальной педагогики. Эти основы формируют общенаучную сторону мировоззрения ученого-исследователя, практического работника, которые реализуют научно-исследовательскую и научно-преобразовательную деятельность в отношении избранного ими социально-педагогического объекта. Методологическое знание, составляющее гносеологические и мировоззренческие основы познания и преобразования объекта и проявляющееся в виде описанных методологических подходов, реализует по отношению к объекту свою методологическую функцию. В чем состоит суть методологической функции? Во-первых, при изучении и преобразовании объекта социума необходимо учитывать содержание и специфику проявления основных социально-педагогических факторов, условий, противоречий, тенденций, закономерностей и приоритетов (инвариантных элементов научного знания). Их взаимосвязанное действие составляет методологический фон исследовательской и преобразовательной деятельности в социальной педагогике. Фон диалектически влияет на объект, на тип деятельности. С одной стороны, это влияние — управляемо и стихийно, осознанно (через уровень развития методологической культуры исследователя) и неосознанно, целенаправленно и противоречиво (отсюда значительное число различных то- чек зрения на один и тот же объект, наличие разных науч--djx школ и т.п.). С другой стороны, социально-педагогическое знание, полученное об объекте в процессе познания и -реобразования, само влияет на методологический фон, придавая ему управляемый, сознательный, целенаправленный? ^Объективный характер благодаря научному обоснованию социально-педагогических факторов и условий, выявлению объективных противоречий, тенденций и закономерностей. Во-вторых, методологическая функция других наук проявляется также в формировании методологической части яонятийно-терминологического аппарата социальной педа- 1©гики. Однако исследование понятий и терминов не отно-йггеягк мировоззренческому уровню анализа научного знания, а принадлежит следующему уровню — логико-гносеологическому. В-третьих, методологическая функция знаний других наук способствует формированию у исследователей и практических социальных педагогов различных сторон их миро-& оззрения32). Ни одна наука в отдельности не может сформировать целостное мировоззрение. Следует признать необходимость комплексного, междисциплинарного, целостного воздействия на человека, которое проявляется прежде всего в фор-$тровании у субъекта: общенаучной части мировоззрения в форме понятийного, интеллектуального аспекта мировоззрения (миропонимания); В1 психологической части мировоззрения в форме эмоционально-ценностного отношения к объекту и окружающему его миру (мироощущения, мировосприятия, миросозерцания); активно-действенной части мировоззрения в форме ре-гулятивно-деятельностного аспекта мировоззрения (мировоздействия). I В совокупности все части мировоззрения формируют у социального педагога способность целостного видения мира, t.e. его мировидение1. Естественно, что мировоззрение социального педагога Существенно влияет на глубину его познания, качество и эффективность научно-познавательной и научно-преобра-гЗовательной деятельности. 1947 СМ" ГвРшУнский БС- Философия образования для XXI века. М, Мировоззрение социального педагога формирует и мировоззренческую культуру его личности, которая проявляется не непосредственно, а в его общей культуре и ее отдельных сферах: философской, политической, экономической, экологической, нравственной, педагогической и т.п. (В этом и проявляется методологическая функция знаний других наук.) И, наконец, методологическая функция других наук проявляется в социальной педагогике путем выработки у субъекта познавательной и преобразовательной деятельности общеметодологических (гносеологических), общенаучных и частнонаучных (мировоззренческих) позиций1, в которых отражается методологическая культура, мировоззренческая четкость взглядов. Все сказанное позволяет считать методологическими основами (на гносеологическом и мировоззренческом уровнях анализа) социальной педагогики методологические подходы к познанию и преобразованию ее объектов. Базой методологических подходов является методологическое знание наук более высокого статуса, которое по отношению к социальной педагогике реализует методологическую функцию. Однако специфика использования методологического знания такова, что, во-первых, оно не требует описания своего содержания при познании и преобразовании того или иного социально-педагогического объекта. Так, например, использование системного подхода к анализу социально-педагогического объекта не предполагает описание самого подхода, а предусматривает или рассмотрение объекта с позиций системности, или анализ объекта как социально-педагогической системы. Во-вторых, методологическое знание других наук нельзя включить в содержание методологических основ «напрямую» без соответствующей инструментовки в терминах и понятиях науки, к которой принадлежит объект.- •? Безусловно прав А.В. Мудрик, который вновь обратил внимание социальных педагогов на этот факт. «Использование в социальной педагогике идей и данных других наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предостережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда «переварены» для 1 «Позиция — точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением». — Советский энциклопедический словарь. М., 1984. С. 1020. ! социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим jjyjiOiaM. И, наконец, - в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели»1. Можно добавить, что не менее серьезной опасностью являйся прямое включение в социально-педагогическое знание знаний других наук и «обоснование» в структуре научной дисциплины «социальная педагогика» ее разделов — философии социальной педагогики, социологии социальной педагогики, экономики социальной педагогики и др. На самом деле знание этих разделов представляет собой знание, возникшее на стыке ррух научных дисциплин. Оно принадлежит прежде всего той Научной дисциплине, которая имеет более высокий методологический статус, ибо в данном случае такое знание выполняет для дисциплины более низкого статуса методологическую функцию, а не входит в ее состав. Следовательно, философия социальной педагогики, например, есть часть философского знания, а не социально-педагогического2. \ И, в-третьих, границы применения методологического знания хотя и широки, но имеют ограничения: для социальной педагогики оно выступает лишь в роли ее методологических основ. Итак, гносеологический и мировоззренческий уровни содержательно-функциональной концепции методологического анализа научного знания являются первым и вторым его уровнями и предшествуют следующему, третьему уровню анализа — логико-гносеологическому. ' Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / " од ред. В.А. Сластенина. М., 1999. С. 7. 2 См., например: Филиппова Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Дис.... д-ра пед. наук. Н. Новгород,
V. ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ На логико-гносеологическом уровне методологического анализа научного знания (третьем в предложенной нами концепции) реализуется познавательная функция теории, исследующей науковедческое содержание знания. Данный уровень включает методологическое знание, связанное с познанием и преобразованием логической структуры социальной педагогики, ее объекта и предмета, целей и задач, понятийно-терминологического аппарата и др. Знание, получаемое на данном уровне методологического анализа социально-педагогического объекта, формирует с помощью науковедческвг® подхода науковедческие основы, дает субъекту познания и преобразования определенный набор инвариантных элементов знания (схема 1033). Проанализируем общие характеристики науковедческого знания1, а затем рассмотрим его содержание применительно к социальной педагогике. Известно, что наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Науковедение — отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества2. 1 Естественно, что не только эти вопросы составляют содержание 2 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, С. 403, Под объектом науки подразумевается любая часть или форма существования реальной действительности (вещь, тело, среда, процесс, явление, структура, связи, отношения, свойства и т.п., а также любая их комбинация или комплекс), противостоящая субъекту в познавательной и Практической деятельности. Методологическая сущность выбора объекта заключается в ограничении широты исследования или преобразования, предпринимаемого в рамках избранной темы, в предупреждении субъективного и волюнтаристского действия в социальной практике.
Схема 10. Структура научного знания социальной педагогики на логико-гносеологическом уровне методологического анализа В качестве объекта (в широком смысле слова) выступает та часть социальной практики, которая находится во взаимосвязи с ее субъектом; объект в наиболее полной форме включает типичные для социальной педагогики стороны, связи и отношения практики. Выбор объекта обосновывается достаточностью изучения заключенных в нем сторон или явлений для решения основной проблемы социальной педагогики. Многие специалисты считают, что любой объект может быть описан полно только в единстве таких его элементов, как система, процесс, деятельность1. Вместе с тем, следует иметь в виду, что помимо объекта социальной педагогики, понимаемого в широком смысле 'слова, выделяются еще, как правило, объект социалько-; педагогического исследования, объект социально-педагогической деятельности, объект социальной педагогики как.научной дисциплины, объект социальной педагогики как 1 См., например: Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. С. 368. . 103
образовательного комплекса (естественно, что они существенно различаются). Главным признаком, сущностным содержанием объекта выступают отраженные в нем социально-педагогические связи и отношения. Наиболее обобщенным является понимание деятельности в совокупности различных ее видов: научно-познавательной, научно-преобразовательной, научно-образовательной. Виды деятельности обусловливают разные качественные состояния социальной педагогики и, следовательно, разные объекты и другие инварианты знания. Так, например, вполне обоснован вывод о том, что в социальной педагогике существуют объект преобразовательной социально-педагогической деятельности, объект познавательной социально-педагогической деятельности, объект образовательной деятельности. Знания об объекте, необходимые для решения конкретной проблемы, получают посредством изучения результатов целенаправленного научного воздействия на отдельные части объекта, называемые его предметами. Можно утверждать, что предметом науки называется определенная целостность, выделенная из объекта в процессе познания и обладающая наиболее существенными для данного исследования признаками или свойствами. Иными словами, в гносеологическом плане предмет является носителем ряда существенных свойств, связей и признаков изучаемого объекта и служит средством научного познания самого объекта34*. К методологическому знанию, составляющему его инвариант на логико-гносеологическом уровне, относится цель познания и преобразования социально-педагогического объекта1. Цель — это один из элементов сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение будущего результата деятельности и его получения с помощью определенных средств. Здесь деятельность выступает как сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди альтернативных и планирования2. Таким образом, цель является субъективным образом конечного результата познания и преобразования объекта й имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, цель всегда конкретна, т.е. отражает не абст- 1 Естественно, что цель социальной педагогики отличается от целей социально-педагогического исследования. : См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 763. рактный результат деятельности специалиста в социальной педагогике, а результат идеально предположенных целей. Во-вторых, цель познания и преобразования является структурным элементом активности субъекта социально-педагогических процессов и обусловливается приоритетами, ценностями, потребностями, интересами, мотивами, установками социального педагога. В-третьих, цель классифицируется, как правило, не по одному, а по многим критериям сразу, что требует методологической четкости в выборе той цели, которая необходима, объективно избирается социальным педагогом для познания и преобразования объекта. В-четвертых, цель всегда связана с проблемой, и правильный выбор последней способен четко обусловить цель. И наоборот. В-пятых, цель всегда безальтернативна, инвариантна по отношению к проблеме. Она не может включать противоречивые, противоположные элементы (установки) социального педагога. Именно поэтому так важен правильный выбор цели деятельности. И, наконец, постановка цели — процесс методологической деятельности субъекта, что дает основание отнести данный инвариант научного знания (цель) к методологическому знанию на логико-гносеологическом уровне1. В последние годы появилась достаточно устойчивая тенденция использования цели в качестве основного элемента управления процессами познания и преобразования объекта. Это привело к возникновению таких форм организации познавательной и преобразовательной деятельности в области социального программирования, как комплексные целевые программы и т.п.2 Та или иная цель достигается посредством решения ряда взаимосвязанных социально-педагогических задач. При этом задача также выступает инвариантным элементом научного знания, получаемого на логико-гносеологическом уровне анализа социальной педагогики. Задачи, обеспечивающие достижение цели, должны быть взаимосвязаны и составлять последовательность движения научной мысли и практического действия социального педагога. Простой набор не связанных общей целью задач вряд ли приведет к достижению поставленной ' См.: Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987. С. 41—45. - 2 См.: Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск, 1987; Ладенко И.С., Тулъчинскип Г.Л. Логика целевого управления. Новосибирск, 1988. цели. Наиболее распространена точка зрения, в соответствии с которой под задачей понимается часть цели, описанная в конкретных для этой части условиях её достижения. Число, задач, поставленных для достижения цели, должно, таким образом, соответствовать числу частей цели, которые выделил социальный педагог в своей исследовательской или преобразовательной деятельности, а последовательность задач должна соответствовать иерархической взаимосвязи частей цели в общей цели субъекта. Задачи же науки отражают движение в познании объекта и предмета в связи с основными функциями: описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений социальной практики. Таким образом, объект, предмет, цели, задачи являются инвариантами научного знания (инварианты — также категории и термины, которые будут рассмотрены далее) и составляют содержание собственно науковедческого знания социальной педагогики, к которому относится также знание о связях того или иного социально-педагогического объекта с другими, о взаимосвязях между его познанием и преобразованием и т.п. В совокупности это знание составляет содержание теории социально-педагогического науковедения. Любая научная дисциплина, как правило, развивается противоречиво по отношению к составляющим ее частям (разделам, теориям) с разной временной, количественной и качественной динамикой приращения содержания. Наиболее отчетливо противоречивость и рассогласованность результатов такого развития проявляются в науках и научных дисциплинах, относящихся к становящейся области научного знания. Практически общепризнан тот факт, что социальная педагогика в настоящее время является становящейся научной дисциплиной, хотя социально-педагогические идеи прошли в своем развитии несколько периодов, начиная с древнейших времен.. Анализ научной, учебной, учебно-методической и публицистической литературы (монографий, диссертаций, учебников и учебных пособий, статей в газетах и журналах), а также наблюдение социально-педагогических процессов позволили определить основные парадигмы развития социальной педагогики35). Именно в рамках той или иной парадигмы определяется содержание инвариантов знания- социальной педагогики на логико-гносеологическом уровне. Известно, что парадигма — это теория (или модель по- 106, становки и решения проблем), принятая в качестве образца для решения исследовательской задачи1. В философии науки данное понятие было введено Г. Бергманом для характеристики нормативной методологии и развито Т. Куном, который предложил систему понятий, описывающую теорию научных революций. Внутри системы понятий важнейшее место принадлежит парадигме, т.е. «признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»2. Смена парадигм, по мнению Т. Куна, представляет собой научную революцию. Вместе с тем, понятие «парадигма» используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов становления научного знания (допарадигмального, т.е. периода, когда не существует теория, признанная научным сообществом, и парадигмального)3. Традиционно парадигма рассматривается как понятие методологии науки4, однако многомерность, противоречивость, постоянная изменчивость социокультурной среды обусловливают необходимость, с одной стороны, разработки альтернативных концепций социально-педагогической, социально-культурной практики, а с другой — их строгого методологического обоснования5. Это позволяет говорить о возможности переноса парадигмального подхода и в область повседневной работы социальных педагогов. Парадигмальный подход обеспечивает формирование новых механизмов для объяснения социальной и социально-педагогической практики на уровне методологии и теории. Известно, что парадигмальное знание можно классифицировать по различным основаниям, наиболее обобщенным из которых является диалектика «общего» и «единичного». 1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 19S3. С. 477. 2 Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М., 1975. С. i 1. 3 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 477. 4 Исследования научного знания в форме парадигмы как самостоя s См.: Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: Автореф. Дис.... д-ра пед. наук. 2000. С. 3—4.
|