Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творческий Центр 10 страница
Предметом же социальной педагогики как области практической деятельности выступает взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах) как часть этой взаимосвязи (схема 12)2. 1 «Именно рассмотрение " личности в социуме", в конкретной со 2 Анализируя круг задач социальной педагогики -как теоретическо Социальная педагогика как область практической дея-..тельности направлена на человека в ситуации его взаимодействия с социумом. Люди, включенные в социальное взаимодействие, могут быть условно разделены на три большие группы, представляющие неравномерные части населения страны: социально-перспективную, социально стабильную и социально-проблемную (схема 13)1. Критериями, по которым людей относят к той или иной части или группе населения, являются совокупность их ценностных ориентации и приоритетов жизненных целей, а также соответствие последних общественно признанным социальным ценностям и приоритетам. Такое группирование снимает с социально-педагогической деятельности ориентацию лишь на немедленное ин-тервентное реагирование на проблемы лиц, попавших в кризисные ситуации (инвалидов, наркоманов, беженцев и др.). Решением проблем человека в кризисной ситуации занимаются профессиональные социальные работники, имеющие специализированную подготовку в конкретной области социальных проблем. Однако такой подход совсем не снимает с социальных педагогов задачу работы с людьми, находящимися в состоянии кризиса. Он позволяет вести ее не в «пожарном» режиме, а в режиме планомерного восстановления жизненных сил и социального статуса человека, который в этом случае перестает быть «клиентом»» а становится партнером в социально-педагогической деятельности. Кроме того, такое группирование обеспечивает превентивный, профилактический, предупредительный характер практической социально-педагогической деятельности, которая при этом направлена: ? на предупреждение или устранение причин, форми ? на возвращение людей из социально проблемной груп ? на сохранение устойчивости социально стабильной 1 Автор не ставил своей задачей выяснение процентного соотношения населения, относящегося к той или иной группе. Такая задача может быть содержанием специального научного исследования, вы-'полняемого на стыке социологии и социальной педагогики. Кроме того, при таком группировании людей, являющихся клиентами социально-педагогической деятельности, требуются специальная разработка и обоснование критериев, по которым человека относят к конкретной части населения.
группы населения с целью не допустить переход людей из нее в социально-проблемную группу; ? на создание условий для расширения социально-перс ? на стабилизацию социального положения лиц, входя И, наконец, при описанном группировании клиентом социальной работы и партнером в социально-педагогической деятельности становится каждый человек в зависимости от его жизненной ситуации в то или иное время. Такой подход обусловливает объект и предмет социально-педагогической деятельности (человек во взаимодействии с социумом), обеспечивает реальный приоритет человека в социальной среде, признание и реализацию его ценности и значимости, делает самого человека субъектом этой деятельности, автором победы над своими проблемами — известный принцип «помоги себе сам»1. Естественно, что дифференциация населения может проводиться и по другим основаниям. В соответствии с различными критериями оценки социально-педагогической деятельности становится возможным выделение различных ее сфер2. На основании институционального критерия выделяются: ? учреждения здравоохранения (больницы, специальные больницы для психически больных людей, наркоманов, дома отдыха и санатории и т.п.); 1 Этот принцип не относится к социально-педагогической работе с 2 См., например: Понятийный аппарат педагогики и образования: учреждения образования (дошкольные образовательные учреждения, школы, детские дома, детские приюты, ПТУ, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования и т.п.); учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям: социальные приюты и дома престарелых, социально-реабилитационные центры; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями и т.п.); учреждения системы органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специальные интернаты, взрослые и детские колонии, юве-нальные суды и т.п.); учреждения комитетов по делам молодежи (клубы, дома творчества, дома отдыха, образовательные центры, спортивные и тематические лагеря, центры профессиональной ориентации, центры занятости и т.п.). ведомственных учреждений существуют и межведомственные, комплексные центры: семьи и детства, досуга, семейные клубы, здоровья и т.п. На основании критерия возраста выделяются сферы деятельности социального педагога, связанные с дошкольниками, школьниками, молодежью, взрослыми, пожилыми, престарелыми людьми. На основании критерия социальной проблемы выделяются различные сферы, перечисление которых достаточно-объемно. На основании критерия профессионализации социально-педагогическая деятельность может быть допрофессиональ-ной, профессиональной и волонтерской (добровольческой). В последней могут участвовать организации и люди, которые по характеру деятельности не имеют никакого отношения к социально-педагогической практике, но дискретно реализуют такую функцию в силу различных мотиваций. В исследованиях В.Г. Бочаровой сформулированы основания развития социально-педагогической практики, к которым относятся: * превентивно-профилактический характер социально-педагогической поддержки, направленной на все категории и контингенты с целью возможно более раннего выявления проблем («болезней») на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода;
? включение «клиентов» в процесс решения собствен ? приоритет социально-педагогической работы с семь ? интеграция сил, средств и возможностей различных
? повышение социально-педагогической компетентно ? привлечение коммерческих структур с целью оказа ? признание и укрепление авторитета неправительствен Обобщая эти основания, можно сделать вывод о том, что целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума. По мнению многих исследователей, социальная педагогика как отрасль практической деятельности реализует ин-тегративно-образовательную, адаптивно-корреляционную, экспрессивно-мобилизующую, контрольно-санкционирующую, реабилитационно-разгрузочную, защитно-профилактическую функции1. 1 См.: Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. 1994.? 6. С. 37—42. При реализации в социуме совокупность функций имеет собственно педагогическую направленность; они объединены в группу преобразовательных функций1. В связи с этими функциями объектно-предметной областью и целевой ориентацией социальной педагогики как области практической деятельности определяются и ее задачи. К ним относятся: адаптация, реабилитация, мобилизация, компенсация, профилактика, коррекция, стабилизация, контроль, пропаганда, просвещение и др.2 Специфика функций заключается в том, что в любом из Исходя из объекта, предмета и цели социальной педагогики как области практической деятельности логично предположить (что было подтверждено обобщением опыта практической работы и изучением литературных источников, в том числе по истории педагогики), что гармонизация взаимодействия человека и социума осуществляется по трем основным направлениям (стратегиям социальной педагогики): социальное развитие самой личности; педагогизация социальной среды; обеспечение взаимодействия человека и среды. Эти стратегии, в свою очередь, формируют соответствующие им роли социальной педагогики как практической деятельности, обеспечивающие достижение целей и решение задач на основе собственных принципов. Стратегии гармонизации взаимодействия человека и со-; циума (стратегии социальной педагогики): первая — включение человека в социум на разных этапах жизнедеятельности, т.е. его социальное развитие (социали- 1 Менее всего разногласий между научными школами в определе 2 Логично полагать, что для решения каждой из этих задач должна
зация, социальное воспитание, социальное формирование, социальное становление, социальное закаливание)1; вторая — «педагогазация» социума как рациональное использование его педагогического потенциала (придание ему такого потенциала), повышение эффективности его использования в социуме; третья — управление повседневным взаимодействием человека и социума на принципах гармонизации в соответствии с целью социально-педагогической деятельности. Признание этих стратегий реализации социально-педагогической деятельности в качестве основных позволяет обосновать разделы социальной педагогики как области практической деятельности. В соответствии с первой стратегией — социально-педагогической деятельностью по включению человека в социум — социальная педагогика содержит ту часть научного знания, которое описывает проблемы социального развития личности (педагогика социального развития личности). В соответствии со второй стратегией — социально-педагогической деятельностью по педагогизации социума — социальная педагогика включает ту часть научного знания, которое описывает проблемы педагогического преобразования социальной среды (педагогика социальной среды). И в соответствии стре-тьей стратегией -— социально-педагогической деятельностью по управлению повседневным взаимодействием человека и социума, по обеспечению этого взаимодействия — социальная педагогика включает ту часть научного знания, которое описывает проблемы педагогического компонента социальной работы (педагогика социальной работы)2. Единство трех разделов, обусловливающих сущностные характеристики социальной педагогики, отражает интегрированное ее содержание. Каждый из разделов социальной педагогики охватывает определенную, вполне конкретную, область социально-педагогической практики (схема 14). Естественно, что в каждом из разделов существуют подразделы, обусловленные дальнейшей дифференциацией 1 См.: Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирова 2 Г.Н. Филонов указывает, что, «определяя потребность в социаль объекта и предмета социально-педагогической деятельности. Так, например, дифференциация может осуществляться по группам населения, по категориям людей, по видам социума, по видам социально-педагогической деятельности и т.д. Дифференциация социально-педагогического знания по стратегиям и разделам социальной педагогики как области практики является естественной основой и механизмом структурирования, формирования социальной педагогики как научной дисциплины, определения ее научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур. Социальная педагогика как научная дисциплина (второе качественное состояние) отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества'. Она является частью педагогической науки — относительно самостоятельной отраслью современного социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Социальная педагогика по группе предметной области знания — гуманитарная, по способу отражения сущности знания — феноменалистская, по формам мышления — эмпирическая наука. «Социальную педагогику можно определить как органичную составную часть общей педагогики и, вместе с тем, как самостоятельную область научного знания в рамках челове-кознания, современной гуманитарной науки, занимающуюся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий», — отмечает А.И. Арнольдов2. В структуре педагогической науки социальная педагогика выполняет двуединую функцию. С одной стороны, своим характером она обеспечивает социальное содержание всему педагогическому знанию, делая систему педагогической науки социальной, обусловливая «стыковку» любого педагогического знания с «внешним миром» — социумом и всеми его проявлениями. С другой стороны, по своему объектно-предметному полю социальная педагогика представляет собой относительно самостоятельную отрасль педагогики, которая так и называется — «социальная педагогика» (структурный статус науки). Экспериментально-практическим и научно-эмпирическим ее фун- 1 Формирование структуры социальной педагогики как научной 2 Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики: в поддержку даментом выступает социально-педагогическая деятельность как часть социальной практики1. Объект социальной педагогики как научной дисциплины (сущностный статус науки) — взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах), т.е. та совокупность явлений и процессов социума, которые для практической социально-педагогической деятельности были предметной областью познания и преобразования. Предметом -научной дисциплины «социальная педагогика» становятся в, -аэтом случае общие закономерности взаимодействия личнос-??; ти и социума, педагогические закономерности отношений -человека и социума39*. Однако если быть предельно точ-, ным, то ее предметом являются, конечно, не только закономерности, но и весь корпус научного знания, представленный совокупностью инвариантов социально-педагогического знания. Цель данной научной дисциплины — научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума. Иными словами, ее цель — повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Достижение цели обеспечивается функциями социальной педагогики как научной дисциплины: аналитической, описательной, объяснительной,? прогностической, рекомендательной, образовательной, интегрирующей и др. В совокупности они представляют собой Группу познавательных (исследовательских) функций. -.. Задачи научной дисциплины «социальная педагогика» объединены в три группы. Первая из них связана с исследованиями практической социально-педагогической деятель-. нести. К ним относятся: ? исследование закономерностей развития социума, социальных отношений в нем, социальной работы и социально-педагогической деятельности субъектов и ин-? : i! статутов социума; I? поиск противоречий и определение тенденций для их ».;, См.: Филонов Г.Н. Социально-^ педагогическая теория: сущность, и
? исследование организационных основ создания и фун ? изучение истории социальной работы (и ее социаль ? анализ и оценка опыта социально-педагогической де Вторая группа задач связана с развитием социальной педагогикой самой себя (социальная педагогика как научная дисциплина). К этой группе относятся: ? формирование собственных методологических, теоре ? формирование содержания социально-педагогическо ? комплектование процессуальной, функциональной, ? разработка технологических и научно-методических Третья группа задач связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы — социальных работников, социальных педагогов и др.1, что имеет отношение к третьей роли социальной педагогики (первая — социальная педагогика как область практической деятельности, вторая — социальная педагогика как область научного знания). Следующим инвариантом социально-педагогического знания на логико -гносеологическом уровне методологического анализа является знание о терминах и категориях социальной педагогики. Категориально-терминологический аппарат, с помощью которого описывается объект познания и преобразования, включает понятия, термины и категории и находится в постоянном развитии. 1 Сведение социальной педагогики лишь к учебному предмету су 130 ^ Под понятием подразумевают мысль, отражающую в обобщенном виде (форме) предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Под термином, как правило, понимают имя понятия с оттенком специального научного знания, уточняемого в контексте науки, отрасли научного знания, научной дисциплины. В свою очередь, под категорией понимают предельно об-1Ййе для конкретной науки фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности1. В связи с этим более точным названием данного элемента социально-педагогического знания будет «категориально-терминологический аппарат». ? Известно, что в социальной педагогике такой аппарат ? а) использование наиболее общих понятий, терминов и категорий диалектики; б) адаптация к социальной педагогике общенаучных тер в) преобразование терминов педагогики (частью кото г) уточнение понятий и терминов самой социально-пе д) конструирование и пополнение языка социальной пе Категориально-терминологический аппарат отражает также методологическую функцию знания наук более высокого чягатуса, чем социальная педагогика. Реализуясь через категории и термины, описывающие социально-педагогическое Здание о том или ином объекте, методологическая функция Дфугих наук также формирует логико-научную часть мировоззрения социального педагога, которая в совокупности с Другими частями определяет его научную позицию. Указывая на факт, что система понятий любой науки егля находится во взаимосвязи с понятийными система- 1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 251, *> 681. ми других наук, изучающих тот же объект, М.А. Галагузова справедливо отмечает, что «не является в этом смысле исключением и социальная педагогика, понятийная система которой находится в тесной взаимосвязи с системами понятий прежде всего педагогики и социологии, а также других наук, изучающих человека»1. К сожалению, в настоящее время предпринимаются лишь разрозненные попытки описать некоторые термины, которые чаще других используются в социальной педагогике40*. Анализируя степень разработанности данной проблемы, Л.Е. Никитина пришла к выводу о том, что в настоящее время в социальной педагогике выделяются следующие группы категорий: 1.Заимствованные категории, которые не являются спе 2.Общие категории, являющиеся прежде всего катего 3.Специфические категории, выражающие сущностный К сожалению, специальных методологических исследо 1 Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой-М.,.2000. С. 102. ?? z См.: Никитина Л.Е. Развитие, социальной педагогики в России: Дис.';.. д-рапед. наук. 2001. социальные факторы, социальное воспитание, социальное развитие, социальное формирование, социальное становление, социальное закаливание, социализация, социальное образование; социальная среда, социум, социально-педагогический институт, социально-педагогическая инфраструктура, социально-педагогический потенциал, социально-педагогическая культура; социально-педагогическая практика, социально-педа-* гогическая проблема, социально-педагогическая ситуация, социально-педагогическая идея, социально-педагогическая мысль, социально-педагогический факт, социально-педагогическая теория, социально-педагогическая библиография, социально-педагогическая историография, социально-педагогическое источниковедение, социально-педагогическая хрестоматия; социальный педагог, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая работа, социально-педагогическая информация, социально-педагогический процесс, социально-педагогическая система, социально-педагогический комплекс, социально-педагогические условия, социально-педагогические функции, социально-педагогическая парадигма, социально-педагогическая модель, социально-педагогический проект, социально-педагогическая программа; социально-педагогические технологии, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая адаптация, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое посредничество, социально-педагогический патронаж, социально-педагогическое обеспечение, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогический контроль, социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая анимация, социально-педагогическая компенсация, социально-педагогическая мобилизация, социально-педагогическая подготовка, социально-педагогическая терапия, социально-педагогическая пропаганда, социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая экспертиза; социально-педагогическое исследование, социально-педагогическое диагностирование, социально-педагогическое прогнозирование, социально-педагогическое оценивание, социально-педагогическое моделирование,
_. социально-педагогическое проектирование, социально-педагогическое программирование, социально-педагогическое планирование; ? социально-педагогическое науковедение, социаль ? социальная педагогика, педагогика социального раз Естественно, что здесь представлены далеко не все термины социальной педагогики, не осуществлена научная «расшифровка» содержания каждого из них, не уточнены основания для выделения и классификации терминов. Очевидно, что решение этих задач будет содержанием дальнейших научных исследований в области социальной педагогики. Автор разделяет вывод Ю.Н. Галагузовой о том, что «в большинстве работ не обоснованы положения, по которым выделяются понятия, не определена структура понятийной системы социальной педагогики и не рассмотрено их взаимодействие с понятийной системой педагогики и других наук. Основная проблема заключается в выяснении сущности этих понятий. Пока они прописаны очень нечетко и неточно, однако это является объективным моментом становления социальной педагогики как области научного знания»1.
|