Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Творческий Центр 6 страница
I часть внутренней политики государства, воплощенная в социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп, является сферой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов. Как наука социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как по своему происхождению она вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой для решения всех социальных задач. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев и общественных институтов, между личной и социальной жизнедеятельностью человека. Она должна также учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс. В этой связи социальная политика имеет прямое отношение к определе- 3*.. 67 L нию приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения и, безусловно, связана с социальной педагогикой как наукой, призванной обосновать и предложить решения социальных проблем личности, социальной группы и общества педагогическими средствами. Обычно социальная политика реализуется через различные формы практической социальной и социально-педагогической деятельности, крупные государственные решения и разовые мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные). Социальная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым специалисты относят социальное обслуживание, социальные услуги, социальную реабилитацию, социальную защиту, социальную помощь и самопомощь и т.п. Основой этих механизмов в той или иной мере могут быть фундаментальные педагогические и психологические закономерности. Важное место в политике государства занимает обеспечение социальной справедливости в обществе, являющейся оценкой экономических, политических, правовых событий и фактов, взаимоотношений личности и общества, а также межличностных отношений. Этический аспект социальной педагогики напрямую связан с политологической категорией «социальная справедливость». Таким образом, социально-педагогическая практика представляет собой форму, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает политологии фундаментальные теоретические положения, позволяющие разрабатывать эффективные механизмы реализации социальных доктрин. Анализ предлагаемой парадигмы общественного развития, а также изучение ряда положений политологии показали, что в рамках политического подхода инвариантом научного знания становится приоритет (от лат. prior — первый, старший). Понятие «приоритет» трактуется как первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности', в развитии того или иного объекта2. Итак, содержательно-функциональная концепция методологического анализа социально-педагогического зна- ния на гносеологическом уровне познания позволила выявить такие его инварианты, как факторы, условия, противоречия, тенденции, закономерности, приоритеты22*. В совокупности они отражают логику познания объекта социальной педагогики, являются последовательными ступеньками движения научной мысли и практического действия (схема 6). При применении в познании и преобразовании того или иного социально-педагогического объекта инварианты знания наполняются конкретным содержанием, обусловленным к тому же еще и уровнем научного исследования (методологическим, теоретическим, научно-методическим) и местом исследуемого объекта в иерархии социально-педагогического знания. Знание, получаемое на гносеологическом уровне (первом) методологического анализа, выполняет по отношению к социальной педагогике функцию гносеологических основ, т.е. является первой частью методологических основ в целом. Второй уровень анализа социально-педагогического знания — мировоззренческий. Знание этого уровня формирует вторую часть методологических основ социальной педагогики — мировоззренческие основы. 1 См.: Советский энциклопедический словарь. М, 1984. С. 1057. 2 См.: Гершунский Б, С, Философия образования для XXI века. М., 1997. С. 30.
IV0 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Мировоззренческий уровень методологического анализа социально-педагогического знания (второй в данной концепции) реализует мировоззренческую функцию знания других наук по отношению к исследуемому объекту социальной педагогики в связи с тем, что совокупность или система этих знаний в своей предельной обобщенности формирует «основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации»1. Следовательно, знания других наук, реализующие по отношению к социальной педагогике свою мировоззренческую функцию, составляют ее мировоззренческие основания (по содержанию) и основы (по функции), которые представляют собой вторую часть методологических основ. Знания других наук, преломляясь через знание социальной педагогики, выступают для него в форме общенаучных под- В отличие от гносеологического уровня методологического анализа социально-педагогического знания на мировоззренческом уровне отсутствуют инварианты знаний. Результаты, получаемые при познании или преобразовании конкретного объекта социума, вариативны. В зависимости от выбора подхода результаты могут быть получены, а могут быть и не получены; их наличие не обязательно и зависит лишь от методологической (общенаучной и частнонаучной) позиции исследователя или практика. Однако если эти общенаучные подходы все же применены, то они также формируют определенные структурные (но уже вариативные) компоненты социально-педагогического знания, содержание которых обусловлено содержанием конкретного подхода. Исследования показали, что в отличие от наиболее общих подходов гносеологического уровня на мировоззренческом уровне реализуются подходы, которые принято называть общенаучными и частноваучными (или дисциплинарными). К общенаучным подходам относятся культурологический, сис- Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 375. темный, комплексный, оптимизационный, кибернетический, информационный, математико-статистический и др. (схема 7)! . Выбор частнонаучных подходов обусловлен взаимосвязями социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами. Рассмотрим общенаучные подходы23'. Культурологический подход (в широком смысле слова) в социальной педагогике позволяет выделить такие структурные элементы ее знания, к которым относятся социально-культурные (социокультурные) ценности. Анализ работ в области культурологии24', философии образования2, науковедения3 дает возможность выявить среди таких ценностей следующие: а) ценности культуры специалиста как свободной, са б) ценности процессов общекультурного и социально- . самовоспитания личности на разных этапах и в различных условиях жизнедеятельности и удовлетворения культурных потребностей. Именно эти ценности обусловливают выход социальной педагогики за рамки лишь социального воспитания детей и молодежи. При этом социальное воспитание становится одним из разделов социальной педагогики; в) ценности культуры общения, поведения, взаимоот г) ценности политической, правовой, экономической, 1 В.В. Краевский также выделяет на втором уровне методологии пе 2 См., например: Гершунский Б.С. Философия образования для XXI 3 Современная наука в социально-ценностном измерении: Науч.- 4 См.: Чваноеа М.С. Методологические и теоретические основы ин ной, эстетической, психологической и педагогической культуры личности; д) ценности процессов формирования общей и профессиональной культуры личности, деятельности в этих целях различных институтов социума и др.25). Таким образом, культурологический подход в социальной педагогике предполагает выявление такого вариативного элемента структуры научного знания, каким являются социально-культурные ценности. Естественно, что не все ценности перечислены в полном объеме. Логично предположить, что ряд исследователей и не
Схема 7. Структура научного знания социальной педагогики на мировоззренческом уровне методологического анализа ставит своей задачей применение культурологического подхода, выявление социокультурных ценностей, хотя анализ диссертационных работ по социальной педагогике позволяет говорить о непроизвольном, непреднамеренном, но устойчивом их отражении каждым автором. Это свидетельствует о том, что социально-педагогические исследования, практическая преобразовательная деятельность социальных педагогов во многом обусловливаются мировоззренческими установками, методологической культурой и культурой научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем, применение культурологического подхода в преобразовательной деятельности по отношению к любому социально-педагогическому объекту более чем оправдано в силу огромного значения культуры в жизни человеческой цивилизации26*. Не случайно А.И. Арнольдов подчеркивает, что «в структуре педагогических наук социальная педагогика представляет собой относительно целостную систему сведений и понятий о явлениях и тенденциях духовной, интеллектуальной деятельности человека в социальных уело-, виях его жизни»'. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом и-представляет собой направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем2. Применение данного подхода позволяет выявить такой вариативный компонент научного знания социальной педагогики, как социально-педагогическая система со всеми ее характеристиками, к которым относятся целостность, связи, структура и организация, уровни и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение, самоорганизация, функционирование и развитие3. Практика применения системного подхода в социальной педагогике часто свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении системного (сложноорганизованного) социально-педагогического объекта и системного исследования такого объекта. На различных уровнях анализа и при решении разных задач 1 Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики: в поддержку 2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 612—614. 3 См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного один и тот же объект может быть исследован как системный и как несистемный1. Иными словами, при методологическом анализе социально-педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции исследователя: декларирование им своего намерения принять объект за нечто целое и выделить в нем элементы27* иди признание системности качественной характеристикой объекта281. В зависимости от выбора позиции социальный педагог будет реализовывать разные стратегии познания и преобразования объекта: описывать социально-педагогическую систему, т.е. последовательно рассматривать все элементы объекта в нескольких типичных вариантах их взаимодействия (исследовать состояния или ситуации социально-педагогического объекта) и определять, каким образом и в какой степени элементы (или ситуации — это зависит от выбора структуры) подчинены целям системы2; описывать качественные характеристики социально-педагогической системы: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания и др\ Учитывая достаточно детальную разработку системного подхода в научной литературе, нужно указать лишь на два обстоятельства. Первое: выбор позиции социальным педагогом-исследователем — начальный шаг в реализации системного подхода. Здесь следует отметить, что существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом291. Второе: системный подход в социальной педагогике имеет значительное число относительно самостоятельных направлений, на каждом из которых решаются собственные задачи (системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный подходы и др.)4. 1 См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход как современное 2 См.: Методология системного подхода в педагогике. М., 1989. С. 25. 3 «Каждый материальный объект содержит не менее чем бесконеч 4 См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980; Афанасьев Комплексный подход к познанию и преобразованию социально-педагогических объектов позволяет выделить в научном знании о них такой вариативный элемент знания, как комплекс. Комплексный подход предполагает управляемое объединение разнородных (в отличие от системного подхода) элементов социально-педагогических объектов, процессов, деятельности и т.п. Учитывая достаточную разработанность комплексного подхода в научной литературе, следует определить здесь лишь диалектику системного и комплексного подходов в познании и преобразовании объекта и их методологические следствия. Во-первых, системный и комплексный подходы в социальной педагогике тесно взаимосвязаны. Но если объект социальной педагогики не исследован как система, то обеспечить его комплексное преобразование (формирование, функционирование, управление и т.д.) весьма затруднительно из-за отсутствия понимания совокупности отдельных его сторон, т.е. подсистем. Следовательно, если системный подход позволяет познать, изучить, исследовать социально-педагогический объект на конкретном уровне анализа, то комплексный подход позволяет его преобразовывать на том же уровне. «Комплексный подход «заставляет» функционировать воспитательную систему в целом, как органическое единство взаимосвязанных компонентов, — считает Ф.К. Казарян. — В противном случае самая хорошая по своему замыслу система будет действовать «по частям», не обеспечивая в итоге тех самых воспитательных задач, ради которых она создавалась»'. Во-вторых, если системный подход в социальной педагогике позволяет определить совокупность элементов, выделенных по общему (системообразующему) для них основанию (т.е. взаимодополняющих друг друга), то комплексный подход дает возможность определить взаимосвязь разнородных элементов (взаимно перекрывающих друг друга) конкретного социально-педагогического объекта. Следовательно, комплексный подход в социальной педагогике обеспечивает согласование ориентированных на цель, взаимосвязанных, а иногда даже разнонаправленных и противоречивых воздействий на социально-педагогический объект Для его преобразования, если объект исследован как система. Если объект не исследован как система, то комплексное воз- 1 Казарян Ф.К. Комплексный подход к воспитанию школьников, Ереван, 1985. С. 35-36.
действие на него затруднительно в связи с нечеткостью выделения и познания его связей, функций, элементов, отношений, свойств и пр. Для целостного изучения социально-педагогического объекта необходимо диалектическое применение системного и комплексного подходов. Методологические следствия применения в социальной педагогике комплексного подхода широки и разнообразны. Исследовательские программы в социальной педагогике также носят комплексный характер, а практическая социально-педагогическая деятельность требует учета всех связей и взаимовлияний социума, взаимодействия социальной среды и человека. В социально-педагогической практике наиболее эффективны те модели институтов социума, которые изначально конструировались как комплексные. Кроме того, именно комплексный подход в социальной педагогике обусловил жизнеспособность межведомственных, межинституциональных, межорганизационных социально-педагогических учреждений, возникновение, развитие и функционирование которых в современных условиях превратилось в устойчивую тенденцию социально-педагогической практики, в объективную необходимость для развития социума. И, наконец, применение комплексного подхода в социальной педагогике обусловливает взаимосвязь трех ее различных качественных состояний (комплексов): социальной педагогики как сферы практической социальной деятельности; социальной педагогики как научной дисциплины; социальной педагогики как образовательного комплекса. Этим, безусловно, не исчерпываются все следствия применения комплексного подхода в социальной педагогике. Указанные выше приведены лишь в качестве основных (базовых) примеров. Оптимизационный подход также является достаточно распространенным общенаучным подходом и связан с реализацией основных положений теории оптимизации. Его применение позволяет выделить такой элемент научного социально-педагогического знания, как вариант, т.е. лучший выбор с точки зрения заданного критерия оптимальности и определенных ограничений, соответствующий конкретным условиям и задачам развития личности и социума. Технология оптимизационного подхода в социальной педагогике (научно-исследовательской и научно-преобразовательной деятельности) включает следующие процедурные элементы:
—определение общих целей социально-педагогической —конкретизацию задач на основе реальных социальных —выбор предпочтительного, наилучшего содержания —выбор методов исследования и преобразования соци Е — учет состояния социально-педагогического объекта и др. Методологическим следствием применения оптимизационного подхода в социальной педагогике является вариативность социально-педагогической практики, ее познания и преобразования в самом широком смысле слова. Среди других общенаучных методологических подходов, используемых при познании и преобразовании объектов, широко используются такие подходы, как кибернетический, информационный, математико-статистический и др. Не раскрывая здесь их сущность и содержание, нужно отметить, что каждый из них, как и другие подходы, позволяет решать строго ограниченный круг задач в научном исследовании и практической деятельности. Таким образом, культурологический, системный, комплексный, оптимизационный, кибернетический, информационный, математико-статистический и другие подходы в совокупности проявляются в познавательной и преобразовательной деятельности и составляют общенаучные основы социальной педагогики как первую часть мировоззренческих основ (вторая часть — частнонаучные, дисциплинарные основы). Выбор подходов, относящихся к частнонаучным (дисциплинарным) подходам, определяется ведущей связью объектов социальной педагогики со знанием, накопленным о них ^ других науках и оказывающим методологическое влияние, В качестве примера таких частнонаучных (дисциплинарных) основ социальной педагогики можно выделить социологический, педагогический, психологический и некоторые другие подходы. Именно они определяют принадлежность социального педагога к той или иной научной школе в рамках частной науки и научной дисциплины, а внутри этой школы — принадлежность к научному направлению.
В последние годы в социальной педагогике все более активно используются положения30' синергетического подхода. Нет сомнений, что методологические принципы теории самоорганизации с успехом могут быть применены и в образовательной деятельности и возможно, в более широком плане — в области культурного и социального строительства. Язык и подходы синергетики весьма специфичны, не вполне устоялись, но многие понятия и принципы являются общепринятыми1. Социальная педагогика прежде всего взаимодействует с науками о человеке и обществе, т.е. с социогуманитарным научным знанием, обеспечивающим формирование у субъектов общественной жизни качеств, адекватных требованиям времени, точнее, социального пространства-времени, прогрессивному развитию общества и личности. В контексте рассматриваемого взаимодействия чаще всего предполагается, что социальная педагогика объединяет проблематику мак-росоциального и микросоциального, индивидуально-личностного развития человека, социального субъекта как субъекта осуществления социальной жизни вообще. Иначе говоря, она включает проблематику формирования и освоения социальной культуры, культуры социальной жизни (культуры социальной организации, функционирования и развития, социальных действий, знаний, социальных чувств) каждого из субъектов общественной жизни. Тем самым она имеет прямое отношение как к совершенствованию социальных условий бытия субъектов общественной жизни (от личности до общества), так и к формированию их социальных ориентации, ценностей, жизненных планов, стратегий социального развития. Иными словами, социальная педагогика согласовывает, гармонизирует социальную и личную жизнедеятельность каждого человека. «Социальную педагогику можно определить как органичную составную часть общей педагогики и, вместе с тем, как самостоятельную область научного знания в рамках че-ловекознания, современной гуманитарной науки, занимающуюся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий»2. На основе анализа содержания и социально-педагогиче- 1 См.: Чванова М.С. Методологические и теоретические основы ин 2 Арнольдов Л.И. Живой мир социальной педагогики: в поддержку ского потенциала различных областей научного знания можно представить некоторые частнонаучные методологические связи социальной педагогики (схема 8)1. Социальная педагогика и философия. Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных разделов: теоретике-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т.д.) и прикладного (практическое применение общих теоретических положений). Поэтому философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования — составляют исходные методологические основания и методологические основы социально-педагогической теории. Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности, сформулированная античными философами, получила широкое распространение как в русской, так и в современной зарубежной социальной философии. Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п. Все эти категории осмысливаются в социальной педагогике в конкретно-историческом проявлении и через определение их педагогического содержания, смысла или потенциала. Повышенное влияние философского знания на социальную педагогику обусловливается также значительной трансформацией базовых представлений в теории познания, которая сегодня все более основательно представляется совокупностью средств и форм постижения человеком и об-ществом окружающего мира. Иначе говоря, творческое отражение и постижение мира перестало сводиться только к собственно научным методам, как и его преобразования, сохранения устойчивости воспроизводства и развития. Фундаментом и содержанием многогранного процесса постижения мира рассматривается не только система наук о природе, обществе и человеке, но вся совокупность форм культурного развития. Кроме того, существенным образом изменялись научная картина мира, понимание роли в нем человека и общества, 1 См.: Никитина JI.E. Развитие социальной педагогики в России1 Дис....д-ра пед. наук. 2001; Предмет и функции социальной педагогики /Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. С. 32—47. а также понимание взаимодействия различных научных картин мира и способов его познания. Это кардинальным образом меняет мировоззренческую базу развития социальной философии как методологического основания всей системы наук о человеке и обществе, как важного фактора развития форм общественного сознания, представлений о социальных идеалах, справедливости, смысле человеческой жизни и сущности социального прогресса. Философия (и социальная философия в частности) как форма общественного сознания, как мировоззренческая база индивидуального и общественного сознания непосредственно воздействует на социальную педагогику. Ее влияние не только носит методологический характер в плане выявления общей логики и принципов развития общественной жизни, бытия человека и социума, но и позволяет определить ценности и содержание социальных идеалов, характер и тенденции изменения жизненных ориентации людей, их представления о справедливом и несправедливом и т.д. 1 Социальная педагогика-опирается на социальные идеалы, одним из оснований которых выступают социальная философия, ее достижения в анализе социально-исторического развития общества и уроков прошлого, прогнозирование будущего. При этом социальная педагогика не может игнорировать выводы той части философского знания, которое объясняет характер влияния на социальный прогресс различных общественных институтов, материальных и духовных факторов, условий социально-исторического развития. Философия в целом и социальная философия в частности трансформируют, редуцируют на уровень мировоззрения современную научную картину мира, а также сосуществующие с ней научные картины мира и способы его познания, сохранившиеся из прошлого в силу их интеграции в новое знание, а также в силу различий в социокультурном развитии разных народов и регионов современного мира. Социальная педагогика, призванная осуществлять социальное воспитание и обучение социальным наукам, формировать социальные ориентации и ценности человека как социального субъекта вообще, разумеется, не может игнорировать этот блок социально-философских знаний. Он используется в социальной педагогике, которая способствует его воспроизводству и совершенствованию, трансляции в определенной социокультурной среде, микро- и макросоциуме.
|