Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Игры и упражнения






    «Соберем куклу на прогулку»,

    «Помогаем маме стирать»,

    «Я хозяйка»,

    «Поможем Петрушке убрать игрушки»,

    «Накроем стол»,

    «Причешем куклу»,

    «Парикмахер» и др.

    Важными достижениями ребенка на третьем этапе обучения являются следую­щие:

    — адекватно общается и взаимодейству­ет с педагогом, с близкими взрослыми и др.;

    — играет рядом со сверстником; умеет откликаться на свое имя, называемое по-разному;

    — узнает знакомых взрослых, проявля­ет эмоции радости при встрече с другим ре­бенком, использует адекватные способы об­ращения к нему, пользуется разными спо­собами усвоения общественного опыта (совместные действия, указательный жест; знаки вежливого обращения «пока», «при­вет», просьбы «дай», «на», действие обо­значения — «это», выделения себя — «Я» и



    своих желаний— «Я хочу» и других, под­ражание);

    — в продуктивных видах деятельности охотно подражает действиям взрослого;

    — адекватно ведет себя в обычной ситу­ации, соблюдает режим дня;

    — владеет навыками опрятности и само­обслуживания (умеет одеваться и разде­ваться, умываться, причесываться с по­мощью взрослого или самостоятельно, просится на горшок и др.).

    На четвертом этапе продолжается рабо­та по закреплению у детей адекватных спо­собов общения и взаимодействий bo сверст­никами и взрослыми.

    Важно сформировать предпосылки к продуктивным видам деятельности: в леп­ке, в рисовании детей учат передавать фор­мы простых предметов (по подражанию и речевой инструкции); закрепляют проявле­ния опрятности, самостоятельности при выполнении социально-бытовых и куль­турно-гигиенических навыков.

    Основными задачами на четвертом эта­пе обучения являются следующие:

    — расширять средства общения ребенка от предметно-действенных до речевых;

    — закреплять умение по-разному назы­вать себя по имени;

    — закреплять осознанное зрительное восприятие своей внешности, своего пола («Я — мальчик», «Я — девочка»);

    — продолжать формировать потреб­ность в общении со взрослым в предмет­но-игровой и других видах деятельности;

    — учить обращать внимание ребенка на проявления выраженных эмоциональных состояний близких взрослых и сверстников;

    — закреплять способы взаимодействия со сверстником;

    — закреплять представления о близких людях и знакомых;

    — формировать игровые действия с иг­рушками;

    — продолжать закреплять интерес ребен­ка к продуктивным видам деятельности;

    — учить обращаться к помощи взросло­го, используя разные способы усвоения об­щественного опыта;

    — продолжать формировать навыки со­циального поведения в быту^ и обществен-


    ных местах (на приеме у врача, в магазине, в зоопарке и др.);

    — продолжать закреплять социально-бы­
    товые и культурно-гигиенические навыки,
    а также более сложные навыки самообслу­
    живания: умение аккуратно есть, пользо­
    ваться салфеткой во время еды и др.; засти­
    лать постель; накрывать на стол; самостоя­
    тельно умываться, причесываться и т. д.

    Рассмотрим содержание коррекционно-педагогической работы на данном этапе обучения.

    Формирование положительных форм об­щения и эмоционально окрашенного взаи­модействия ребенка с близким взрослым продолжается в совместной предметно-игровой деятельности.

    Чему учить ребенка:

    — одновременно использовать вербаль­ные и невербальные средства общения;

    — положительно реагировать на сов­местную предметно-игровую деятельность;

    — при затруднениях просить о помощи, использовать жесты и речь;

    — проявлять активность и исполнитель­ность в играх со взрослым.

    Как учить:

    — демонстрировать образец действия и произносить краткую инструкцию, ласко­вым обращением к ребенку побуждать его к активным самостоятельным действи­ям, использовать тактильно-эмоциональные средства выражения чувств друг к другу;

    — использовать в совместных играх предметно-действенные и речевые средства общения;

    — вовлекать родителей в ход занятия.
    Игры и упражнения

    Фрагменты игр, подчиненных опреде­ленному сюжету, например, «Доктор», «Повар», «Водитель», «Строим дом» и др.;

    подвижные игры с использованием спор­тивного оборудования: «Кольцеброс» (на­низывание или бросание колец);

    «Труба» (поочередное проползание на­встречу друг другу);

    «Попади в кольцо» (бросание мяча);

    «Ворота» (поочередное забрасывание мя­ча в ворота);

    «Дорожка», «Батут» и др.;

    упражнения на закрепление эмоцио­нальных и деловых способов общения и



    взаимодействия ребенка с родителями: ре­бенок смотрит в глаза взрослому, обращает­ся к нему: «Мама, дай», «Спасибо, мама», вместе со взрослым играет с игрушками, готовит кукле обед; кормит куклу; играет в лото «Парные картинки» и т. д.

    Коррекционная работа по формирова­нию у ребенка образа «Я» выстраивается с использованием подражательных умений ребенка, а также при обучении его действо­вать по образцу и речевой инструкции.

    Чему учить ребенка:

    — выделять части тела и уметь показы­вать их на другом человеке или кукле, осоз­нанно указывать на части своего тела и ли­ца, обозначать движением или словом их назначение;

    — понимать их функциональное назна­чение;

    — выражать собственные потребности, желания, умения соответствующими жес­тами и словами, выразительными движе­ниями («Я умею», «Я не умею»);

    — фиксировать свое эмоциональное со­стояние в словах («Мне больно», «Мне весе­ло», «Я плачу»), связывая его с конкретной ситуацией;

    — произносить свое имя, обозначать се­бя жестом, указывать на себя после выпол­ненных действий в ответ на вопрос, напри­мер: «Кто нарисовал дорожку?», «Кто бу­дет играть в мяч?», «У кого красивое платье?», «Кто построил башню?» и др.;

    — называть свой пол («Я— мальчик», «Я — девочка»).

    Как учить:

    — с использованием подражательных умений ребенка, обучением его действовать по образцу и речевой инструкции;

    — одновременным напоминанием образ­цов обозначения своего «Я» словом и жес­том1;

    —при помощи слов, действий2, место­имений: моя, мой (моя куртка, мои вещи,


    мой мяч); мое, твои, мне и др. («Я пришла за тобой. Что ты делала? Где твои вещи? Возьми свою куртку. Вот моя рука, давай свою руку. Дай мне пакет. Ты молодец. Ты умеешь одеваться, молодец!»).

    Игры и упражнения

    «Посмотри в зеркало»,

    * Угадай, кто это?»,

    «Оденемся на прогулку»,

    «Порядок» и др.

    Формирование представлений об окру­жающих людях

    Чему учить ребенка:

    — играть совместно со взрослыми и свер­стниками;

    — проявлять эмоционально-действен­ное участие в общении с близкими взрослы­ми и сверстниками (жалеть, радоваться, подержать за руку, помочь поднять и др.);

    — жестовому взаимодействию со сверст­ником, подражательным действиям; узна­вать его имя и выражать чувства радости к нему;

    — узнавать близких взрослых на фото­графиях, называть их имена;

    — закреплять социальную позицию в семье («сын», «дочка»);

    — узнавать людей на картинке, указы­вать жестом, называть словом или показы­вать по просьбе взрослого.

    Как учить:

    — в альбоме рассматривать свои фото­графии: Миша сидит, Миша ест, Миша играет, он на прогулке, с мамой на море, с папой ремонтирует скамейку, с бабушкой поливает цветы и др.; фотографии родите­лей, при этом комментировать — это мама, это бабушка, это Никита;

    — акцентировать внимание ребенка на том, что у близких взрослых есть имена, а также отчества;

    — включать ребенка в малые группы по 2—3 человека для проведения занятий (по­знавательных, музыкальных, физкультур-


     


    1 Педагог закрепляет у детей сформированные ранее представления о себе, развивает процессы за­поминания, связанные с представлениями ребенка о своей внешности. Так, взрослый в ходе игры на­поминает образец обозначения своего «Я», а при затруднениях указывает на ребенка жестом (рукой в грудь).


    2 На этом этапе у ребенка формируют представ­ления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу смотреть мультфильм», «Мне надо вы­мыть руки», «Я не хочу читать эту сказку. Читай мне другую сказку».



    ных, занятий по рисованию, конструирова­нию, лепке)1;

    — обращать внимание на эмоциональ­ные состояния других детей и проявлять жестовое, действенное и словесное выраже­ния своего отношения к сверстнику: по­мочь подняться, посмотреть в глаза, погла­дить по голове, сказать «не плачь»; про­говаривать разные желания (от себя, от других людей): «Я хочу играть с куклой», «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя уста­ла, она хочет спать», «Мама хочет отдох­нуть»;

    — побуждать словом и совместными дей­ствиями переносить освоенные навыки взаимодействия с другими детьми на его отношения с близкими взрослыми и педа­гогом.

    Игры и упражнения

    «Кати мяч»,

    «Сделаем бусы»,

    «Пройдем по дорожке»,

    «Прятки»,

    «Лети, шарик» (дети вместе с педагогом по очереди подбрасывают шарик либо вверх, либо друг другу, не давая при этом ему упасть),

    «Пускаем пузыри» (дети учатся соблю­дать очередность при надувании мыльных пузырей),

    «Катаемся на качелях»,

    «Надуем шарики»,

    игры на тему семьи: «Дом», «Дочки-ма­тери»;

    сюжетные игры: «Куклы пришли в гос­ти», «Угощаем зверушек» (зайчика мор­ковкой, ежика яблочком, белку шишкой), «Купаем кукол» (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), «Одеваем куклу на про­гулку» и т. д.

    Детям предлагаются подвижные игры, в которых они исполняют определенные

    1 В целях закрепления у ребенка навыков взаи­модействия со сверстником педагог включает в со­держание коррекционной работы помимо предмет­но-игровых действий сюжетные игры, в которых дети осваивают игровые действия в определенной ситуации, учатся соблюдать равные позиции парт­нерства. При этом важно, чтобы игра вызывала у детей живой интерес.


    роли: «У медведя во бору», «Лиса и зай­цы», «Гуси-гуси» и др.

    На четвертом этапе формирование у ре­бенка представлений об окружающем предметном мире тесно связано с совер­шенствованием зрительного, слухового, тактильного вЪсприятия предметов.

    Чему учить ребенка:

    — играть по подражанию действиям взрослого, включаться в небольшую сю­жетную игру;

    — учитывать свойства предметов;

    — использовать в играх предметы-замес­тители: кормить кукол ложкой — палоч­кой, укладывать куклу спать на кровать — кирпич (из строителя), расплачиваться в «магазине» деньгами — бумажками и др.;

    — совершать самостоятельно или с по­мощью взрослого цепочку игровых дейст­вий.

    Как учить:

    — путем совершенствования зритель­ного, слухового, тактильного восприятия предметов, мышления и речи;

    — использовать совместные действия, жестовую инструкцию, демонстрировать ребенку образец действий и речи2;

    — подводить итог последовательности выполненных игровых действий.

    Игры и упражнения

    Игры, в которых ставится задача выбора предмета с опорой на форму, или цвет, или величину:

    «Такой — не такой»,

    «Что катится»,

    «Найди пару»,

    «Почтовый ящик» и др.;

    подвижные игры, связанные с поиском похожего предмета или его пары;

    игры, в которых нужно найти объемной фигуре плоскостную пару или ее контур;

    задания на узнавание знакомых форм, величины и цвета в одном предмете; поиск предметов по названию их свойств; запо­минание, связанное с представлениями об

    2 Взрослый использует описание предмета и краткую инструкцию не только для побуждения ребенка к предметно-игровому действию с предме­том, но и в целях формирования понимания речи взрослого и подчинения правилам игры.



    этих свойствах (на соотнесение слова и са­мого предмета с учетом его свойств);

    игры на узнавание предметов — игру­шек по образцу, словесному описанию и со­отнесение с их графическим изображением (рисунком)1: «Лото», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди половинку», «По­строим дом» и др.;

    игры и упражнения, в которых побужда­ют детей по подражанию действиям взрос­лого и словесной инструкции обозначать варианты пространственного расположе­ния предметов или игрушек, при этом ис­пользуются предлоги «над», «под», «ря­дом», «около».

    На четвертом этапе совершенствуются способы усвоения ребенком общественного опыта.

    Чему учить:

    — действовать по подражанию и речевой
    инструкции, а также самостоятельно.

    Как учить:

    — проводить занятия, связанные с про­дуктивными видами деятельности;

    — демонстрировать образец действий, произносить чётко речевую инструкцию, побуждать самостоятельно действовать ка­рандашами, мелом, красками и др.;

    — поощрять самостоятельные действия детей в работе с ножницами, с клеем, с кис­точкой и др.

    В лепке: демонстрировать различные способы действий: разделение куска плас­тилина на две части — отделяя кусок паль­цами, отрезая его стекой; приминая кусок пластилина рукой или кубиком; прищи­пывания (как правой рукой, так и левой), а также приемы раскатывания куска плас­тилина (или теста) прямыми и круговыми движениями на столе обеими руками и др.

    В аппликации: показывать, как распо­ложить предметы на бумаге, наклеивать их с помощью клеевого карандаша и салфет-

    1 В этих играх рекомендуется не только уточ­нять представления ребенка о целостности предме­та, но и учить выделять его части, соединять их в целое разными способами. Можно использовать картинки-рисунки, на которых один и тот же пред­мет изображен в разных ракурсах, или его части соотносятся с соответствующими прорезями, или соединяются разными способами (приклеиваются, застегиваются и др.).


    ки. Достигать понимания того, что делает ребенок, закрепляя соотнесения элементов аппликации с реальным предметом, жес­том и словесной инструкцией.

    Все поделки рекомендуется обыграть с помощью действий и речи.

    Игры, упражнения, задания

    Задания, направленные на выполнение практических действий: разложить на сто­ле листы бумаги, достать карандаш из ко­робки, положить ножницы в пенал и др.2;

    предлагаются сложные упражнения, на-правлейныё не только на отображение еди­ничного элемента или предмета, но и вклю­ченные в игровую ситуацию, связанную с предварительном обыгрыванием предъяв­ляемого предмета3;

    задания по рисованию: нарисовать пред­меты в сюжетном изображении — «колобок катится по дорожке», «на небе тучи, идет дождь», «деревья в лесу, падают листья», «курочка и цыплята клюют зернышки», «грибок вырос около пенечка» и др.;

    задания по конструированию: соору­жать разнообразные постройки (из разных кубиков);

    задания в процессе лепки: работа с тес­том и пластилином. На этом этапе поделки усложняются и состоят из двух-трех эле­ментов (например, грибок состоит из ножки и шляпки; бусы — из шариков; цепочка — из колечек; снеговик — из ша­риков, палочек и др.). Далее детей обуча­ют лепке предметов различной формы по образцу: яблоко, морковь, груша, нева­ляшка, огурец и т. д.;

    задания по аппликации: первоначально выполняют аппликацию из целого (одного) элемента: мячик, домик, чашка, зайчик, морковка, яблоко и других, затем из двух и более элементов: грибок, вишенки, зонтик, цветок, домик и т. д.

    2 При этом педагог показывает действия ребен­
    ку: сам достает из ящика нужные предметы, далее
    ребенок их выкладывает на рабочий стол.

    3 Педагог предлагает ребенку дорисовывать
    ветки — лапки у елки (ребенка на занятиях зара­
    нее знакомят с елкой, вместе рассматривают стро­
    ение елки, а также прячут ее, выбирают из ряда
    предметов). После этого педагог показывает обра­
    зец рисунка и способ его изображения, ребенок
    действует по подражанию взрослому.



    Навыки социального поведения форми­руют у детей в процессе всех режимных мо­ментов (в ходе и вне занятий).

    Чему учить ребенка:

    — адекватно вести себя в быту и общест­венных местах (на приеме у врача, в мага­зине, в зоопарке и др.);

    — наблюдать за действиями сверстника, действовать совместно, прислушиваться к голосу педагога, выполнять его инструк­ции;

    — после окончания занятий помогать друг другу складывать предметы-орудия (стеки, карандаши или краски) в нужную коробочку;

    — адекватно реагировать на слова «нель­зя», «можно», «нет», «да» и др.

    Как учить:

    — разъяснять правила поведения;

    — демонстрировать голосом одобрение или недовольство поведением ребенка;

    — в игровой деятельности показывать действие, характерное для персонажа, и по­буждать детей выполнять его по подража­нию и словесной инструкции;

    — побуждать детей вместе играть: при­гласить гостей-кукол, напоить их чаем, приготовить им обед; построить домики для зверушек, обыграть эти постройки и др.

    Игры и упражнения

    Игры, где ребенку отводится определен­ная роль, которую он исполняет с опорой на усвоенную ранее цепочку игровых дейст­вий:

    «Хозяюшка» (мыть, вытирать и расстав­лять посуду),

    «Кукла проснулась» (одевать куклу, умывать, расчесывать),

    «Купание куклы» (раздевать, намыли­вать мылом, использовать мочалку, смы­вать мыло под струей воды, вытирать кук­лу полотенцем),

    «День рождения у куклы» (надевать на­рядное платье, расчесывать волосы, завя­зывать бант),

    «Соберем кукол на прогулку» (надевать теплые вещи),

    «Куклы пришли в гости», «Купим иг­рушки», «Стираем одежду для куклы», «Гладим белье», «Доктор», «Дочкц-мате-ри» и др.;


    ролевые игры:

    «Гуси-гуси»,

    «У медведя во бору»,

    «Коти мыши»,

    «Вышла курочка гулять»,

    «Лиса и зайцы»,

    «Лошадки»,

    «Кто в гости пришел (прискакал, приле­тел)?» и др.;

    в целях формирования у детей интереса к сюжетной игре и совместной игре со свер­стниками педагог обыгрывает такие сказ­ки, как «Теремок», «Колобок», «Репка» и т.д., где каждый ребенок выполняет ту или иную роль с помощью взрослого.

    Проводятся следующие совместные иг­ры и упражнения:

    «Потанцуем»,

    «Будем кружиться»,

    «Улыбнись соседу»,

    «Кому подаришь игрушку?»,

    «Позови друга»,

    «Где Никита?»,

    «Я хочу с тобой дружить» и др.

    Детей учат обращению к сверстнику: «Я хочу играть», «Я не хочу играть», «Да­вай играть», «Давай строить дом?» «Кто иг­рал в мяч?», «Кто строил дом?» и т. д.;

    задания по рисованию — это маленькие сюжеты: «Снег идет», «Солнечный денек», «Дождливая погода», «Осенние листья», «Иголки на елке», «Игрушки на елке»;

    задания по лепке: фигурки из теста, пластилина, глины (баранки для матре­шек, конфеты для кукол, блины для гостей и т. д.);

    в конструировании: совместные пост­ройки (гараж, автобусный парк, магазин мебели, дом и др.);

    в аппликации: фрагменты из сказок «Колобок», «Лиса и журавль», «Теремок» и др.

    Формирование у детей культурно-гиги­енических навыков и навыков самообслу­живания

    Чему учить ребенка:

    — самостоятельно есть, пользоваться ложкой, не ронять еду на стол;

    — переходить от протертой к более твер­дой цище и тщательно ее пережевывать;

    — умению пить из чашки, не проливать питье, пить из трубочки;



    — пользоваться предметами гигиены —
    салфеткой, полотенцем во время еды и др.

    Как учить:

    — в игровой ситуации показом и речевой
    инструкцией.

    Игры и упражнения с водой, посудой, одеждой, с предметами быта.

    Итоговыми достижениями ребенка на четвертом этапе коррекционно-педагогиче-ской работы являются следующие:

    — у ребенка сформированы умения под­чиняться правилам и речевым инструкци­ям педагога;

    — появляется умение играть со сверст­никами, подражать их действиям, при этом ребенок использует адекватные средства и способы общения и взаимодействия с ними;

    — умение сотрудничать с новым взрос­лым, использовать необходимые социаль­ные средства связи;

    — сформированы действия по подража­нию, речевой инструкции в разных видах деятельности;

    — ребенок ведет себя адекватно в быту, может самостоятельно себя обслуживать, владеет навыками опрятности (умеет умы­ваться, чистить зубы и др.).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.