Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и упражнения. «Перчатки». Игра проводится в ванной комнате






«Перчатки». Игра проводится в ванной комнате. Взрослый показывает ребенку, как нужно намыливать руки. После появ­ления обильной пены просит его показать мыльные «перчатки».

«Парикмахер». Упражнение проводит­ся перед зеркалом. Взрослый показывает, как нужно расчесывать волосы. Предлагает ребенку разные расчески.

«Водичка-водичка». Во время умыва­ния взрослый помогает ребенку умываться и приговаривает: «Водичка-водичка, умой мое личико, чтоб смеялся роток, чтоб ку­сался зубок».

«Уборка рабочего места». После заня­тий взрослый помогает ребенку убрать все игрушки на место и др.

Итоговые показатели завершенности первого этапа обучения ребенка:

— ребенок охотно вступает в контакт с педагогом;

— понимает обращение к нему по имени;

— активно реагирует на предлагаемые взрослым игрушки и действия с ними;

— понимает жест — обращение «на», «это»;

— включается в совместную с педагогом предметно-игровую деятельность;

— адекватно ведет себя на занятии; под­чиняется режиму дня.


На втором этапе коррекционно-педа-гогической работы решаются следующие задачи:

— формировать у ребенка умение само­стоятельно вступать в эмоциональный кон­такт с педагогом, а затем с близким взрос­лым;

— учить откликаться на свое имя, реаги­ровать на уменьшительно-ласкательные его формы; обозначать себя жестом «Я» (прижимать руку к груди); формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности, узнавать себя в зеркале, на фо­тографии;

— формировать потребность в общении со взрослым: вызывать интерес к нему и совместным предметно-игровым действи­ям, формировать чувствительность ребенка к близкому взрослому;

— учить выделять близких взрослых среди других людей;

— вызывать положительную реакцию на сверстников во время режимных моментов (во время прогулки и др.);

— формировать орудийные, предметные и предметно-игровые действия с игрушка­ми в игровой деятельности;

— вызывать интерес к продуктивным видам деятельности;

— учить подчиняться инструкции взрос­лого в ходе режима дня;

— закреплять навык опрятности, фор­мировать новые социально-бытовые и куль­турно-гигиенические навыки.

Рассмотрим содержание коррекцион-но-педагогической работы на втором этапе обучения.

Формирование положительных форм об­щения и эмоционально окрашенного взаи­модействия ребенка с близким взрослым

Чему учить ребенка:

— использовать в быту социально зна­
чимые средства общения (приветствия ^-
«привет», прощания — «пока», указа­
ния — «это», «то», обращения — «на»,
просьбы—«дай»);

—удерживать интерес к занятиям. Как учить:

— каждодневно повторять с ребенком
знаки вежливости, при этом учить его улы­
баться, говорить тише, громче, отрывисто,
протяжно и др.;


— побуждать к самостоятельному вос­
произведению знаков вежливости в опреде­
ленной ситуации.

Игры и упражнения

«Иди ко мне»,

«Мишка здоровается (прощается)»,

«Где мама?»,

«Куклы пришли в гости» и др.

Формирование образа своего «Я»

Чему учить ребенка:

— откликаться на свое имя, звучащее в разных формах (традиционной и уменьши­тельно-ласкательной);

— указывать на себя жестом (указатель­ным пальцем) в грудь, при этом говорить: «Это я (называется имя ребенка)»;

— рассматривать свое отражение в зер­кале — указывать жестом на свое отра­жение; осознанно показывать части тела и лица на себе, на другом взрослом, затем на игрушках;

— менять позу тела по заданию взрос­лого;

— рассматривать альбом с фотография­ми и осознанно показывать пальцем на свою фотографию.

Как учить:

— проводить игры перед зеркалом, ис­пользуя сначала совместные действия и жесто-словесную инструкцию, затем дейст­вия по подражанию, по показу и речевой инструкции;

— демонстрировать и побуждать ребенка к выполнению двигательных упражнений;

— оформлять альбом с фотографиями ре­бенка (мальчик рисует, мальчик катает ма­шинку, мальчик поливает цветы и т. д.) и совместными действиями побуждать рас­сматривать фотографии.

Игры и упражнения

«Кто спрятался?» (накрывать голову платком или шляпой), каждый раз называ­ется имя ребенка;

«Где носик, где ротик»,

«Подуем на шарик»,

«Вот наши ручки, вот наши ножки»,

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобо­ка»,: «Водичка, водичка, умой мое личи-

х\0*> «р,

«Катя, Катя маленька...»,


«Где же ваши ручки, где же ваши нож­ки?»,

«Бежали наши ножки, бежали по до­рожке»,

«Покатились с горки вниз»,

«Ручки поздоровались»,

«Вот глазки!»,

«Ротик — ам, ам»,

«Кто это?» и т. д.

Используется речевой материал (потеш­ки, стихи, песенки, прибаутки).

Формирование представлений об окру­жающих людях

Чему учить ребенка:

— тактильно-эмоциональным способам выражения чувства привязанности к мате­ри и другим членам семьи;

— проявлять чувство привязанности и чувствительность к близким людям;

— удерживать интерес к совместным иг­рам с близкими взрослыми; проявлять вни­мание к сверстникам.

Как учить:

— побуждать близкого взрослого и ре­бенка к совместным играм с помощью так­тильно-эмоциональных способов выраже­ния чувств (смотреть в глаза, обниматься, целоваться, держаться за руки, прижи­маться, жалеть друг друга);

— передавать друг другу в руки игрушку или предмет;

— поддерживать тактильно-словесным одобрением проявление эмоционального отклика у ребенка и принятие им соответст­вующей позы-обращения на появление близких взрослых; при помощи словес-но-жестовой инструкции обращать внима­ние ребенка на сверстника в ходе музы­кальных, физкультурных занятий и др.

Привлечение внимания ребенка к свер­стнику происходит в процессе выполнения режимных моментов — во время прогулок, еды, проведения под групповых занятий. Первоначально ребенка обучают эмоци­онально реагировать на сверстника. При этом педагог намеренно выделяет имя дру­гого ребенка, демонстрирует жесты привет­ствия, направленные на него, и стимули­рует совместными действиями их использо­вание. Затем обучает детей действовать совместно.


Игры и упражнения

♦ Дай ручку»,

«Спрячем глазки»,

«Подуй на шарик»,

«Тритатушки— три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания),

«Дуй, дуй, ветерок»,

«Качели» (совместные покачивания руч­ками из стороны в сторону в сопровожде­нии слов «кач-кач»),

«Часики» (совместные покачивания впе­ред-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов);

игры на подражание: «Хлоп-хлоп, ты — ладошечка» (ладошкой ребенка хлопают по своей и наоборот), «Кто там?», «Топ-топ», «Хлоп-хлоп», «Привет», «Пока», «Ручки поздоровались», «Поклонись», «Улыб­нись», «Кати мяч» и др.

Формирование у ребенка представлений об окружающем предметном мире

Как учить:

— включать элементы новизны и не­ожиданности в задания;

— искать игрушки в комнате1, прятать их; побуждать ребенка к самостоятельному воспроизведению усвоенных ранее дейст­вий с предметами, совместными действия­ми осваивать новые действия с предметом;

— демонстрировать образец ориентиро­вочного способа действия с предметами (пробы);

— комментировать игровые действия2;

— хвалить действия ребенка3.

1 В новой ситуации большую трудность ребенок
испытывает при узнавании предмета в игровой
комнате. В связи с этим предлагаются игры, на­
правленные на вычленение предмета-игрушки как
целого и поиск его в комнате при необычном поло­
жении (предмет перевернут, частично прикрыт
и др.). На последующих занятиях ребенку предла­
гается выбрать его из двух или трех похожих игру­
шек.

2 Например: «Это что? Это мяч! Возьми мяч ру­
ками» вот так, спрячем мяч в корзину!»; «Это кто?
Это мишка! Мишка сидит»; «Это что? Вот кубик,
положим его в коробку» и т. д.

3 Педагог демонстрирует жест одобрения (жест
пальцев руки — большой палец поднят вверх, ос­
тальные сжаты в кулак), речевыми высказывания­
ми, типа «Вот здорово! Дима молодец!»; хлопками
в ладоши (дети, как правило, с удовольствием по­
вторяют эти действия — знаки одобрения).


Игры и упражнения

«Дай шарик», «Постучим молоточком», «Забиваем гвозди», «Найди окошко», «Почтовый ящик», «Что там?» и др.

Ребенку предлагается найти, достать, удерживать предмет, прятать, опускать в прорезь, захватывать одной или обеими ру­ками, учитывая величину предмета; совер­шать предметно-игровое действие с ним, учитывая форму (катить или не катить и др.);

«Закроем крышки», «Наденем колеч­ки», «Посадим елочки», «Разложим шари­ки в банки», «Покатаем матрешек на паро­возике», «Соберем пирамидку», «Матреш­ка»4;

«Напоим гостей чаем» и т. д.5

Например, ход игры «Покорми миш­ку». Педагог обыгрывает приход мишки, сажает мишку за стол и ставит перед ним обеденный прибор, в котором не хватает ложки и чашки. Взрослый предлагает ре­бенку покормить мишку.

Если ребенок не догадался принести ложку, взрослый спрашивает: «Чем мишка будет есть, забыл?»

Если и после подсказки ребенок не при­носит ложку, взрослый на глазах у него достает ложку и фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки» и др.

Предлагаются задания: удерживать ложку за черенок и пересыпать крупу; на­низывать кольца пирамиды обеими рука­ми, используя удобный захват колец всеми пальцами рук с противопоставлением боль­шого пальца; удерживать мяч обеими рука­ми и бросать взрослому; мелкие предметы брать щепотью и т. д.6

4 Педагог обучает ребенка соотносящим дей­
ствиям
обеих рук. Для этих целей используются
такие упражнения, в которых необходимо совме­
стить два предмета или их части.

5 У ребенка формируют орудийную деятель­
ность с
предметами, игровые варианты которой
отрабатываются педагогом и близкими взрослыми
в бытовых ситуациях.

6 Педагог обучает ребенка учитывать свойства
предметов и игрушек путем формирования ручной
умелости и согласованности (координированности)
действий обеих рук.



Предлагаются упражнения, побуждаю­щие выполнять движения за взрослым по образцу: «Зайка спит — тс-с-с-с» (указа­тельный палец подносит к губам); «Звонит телефон — дзинь-дзинь! Алло!» (рука под­носится к уху); «Колокольчик звенит» (пальцы руки собраны в щепоть, имити­руют в руке колокольчик); «Кубик упал — бах!» (ладошкой хлопает по столу); «Динь-динь, кто там, откройте дверь!» (пальцем имитирует нажатие кнопки звонка или стук — косточками кулака о твердый предмет— тук-тук); «Веником подметем» (проводит кистью руки влево и вправо, про­износит: «Вжик-вжик» и др.)1*

Формирование у ребенка способов усвое­ния общественного опыта

Чему учить ребенка:

— в совместной со взрослыми деятель­ности закреплять предметно-игровые дей­ствия с игрушкой, а затем учить ребенка подражать действиям взрослого;

— совершать предметно-орудийные дей­ствия, предметно-игровые действия с иг­рушкой по подражанию и речевой ин­струкции;

— удерживать интерес к продуктивным видам деятельности.

Как учить:

— привлекать внимание ребенка к иг­рушке словом и жестом, называть и указы­вать на предмет или игрушку, демонстри­ровать действие с ней;

— побуждать ребенка повторить это дей­ствие (разово или многократно);

— комментировать показом и речевой инструкцией выполняемые игровые дейст­вия.

Рисунки, поделки, конструкции ком­ментируются взрослым: капли капают — кап-кап-кап; зайка прыгает, вот следы — прыг-прыг; колобок ка-а-а-тится по дорож­ке — вот так; на елочке игрушки — шари­ки, конфеты, бусы и др.

При работе с тестом (пластилином) ре­бенку разрешается трогать его, переклады­вать из одной руки в другую. Показом и совместными действиями обучают ребенка

1 Игровые упражнения, сочетающие ориенти­ровку на слуховое восприятие и действия с предме­тами.


приемам работы с тестом (пластилином): отщипывать кусочки теста от большого ку­ска, мять его, вдавливать одним пальцем в большой кусок.

При затруднениях в действия ребенка включаются совместные действия с педаго­гом, затем снова демонстрируются дейст­вия по образцу.

В конце занятий изображения, конст­рукции и поделки обыгрываются и оцени­ваются педагогом.

Игры и упражнения

«Нальем куклам чай», * Рисуем море» (игра с губкой и красками), «Печем пиро­ги» (игра с тестом), «Варим кашу» (игра с крупой);

тематика первых рисунков — это эле­менты сюжета: падают капли дождя; следы зайца; колобок катится по дорожке; елочки с игрушками и др.;

тематика первых конструкций — это конструкции из одинаковых элементов: за­борчик из кубиков или кирпичиков, башня из кубиков, кроватка для куклы (два кир­пичика), пирамидка; из «Лего» — лесенка, домик, мостик, машина и др.; из пало­чек — дорожка, заборчик, грибок и др.;

тематика первых поделок из теста — «зернышки» для птички, «колбаски» и «баранки» для матрешки, «колобок» для зайки и др.

Навыки социального поведения ребенок усваивает в ходе каждого занятия.

Чему учить ребенка:

— четко соблюдать режим дня;

— понимать обращенную речь взрослого и выполнять простую инструкцию, напри­мер, после занятий убирать рабочее место: складывать карандаши в пенал, кисти в стаканчик, пластилин в коробку, ссыпать крупу в емкость, протирать стол салфеткой и др.;

— просить жестом и словом помощь у взрослого.

Как учить:

— путем показа и словом, при за­
труднениях — совместными действиями.

Игры и упражнения

«Поможем Петрушке убрать игрушки», «Помогаем маме»;

«Пустой — полный»; «Один — много» и др.



Формирование у ребенка навыков само­обслуживания и гигиены, бытовых навы­ков

Чему учить ребенка:

— проситься на горшок;

— умываться, мыть руки, вытирать их полотенцем;

— пользоваться зубной щеткой, мочал­кой;

— пользоваться салфеткой и полотен­цем, пускать воду из крана, одеваться и раздеваться;

— расчесывать волосы;

— убирать за собой игрушки и др.
Как учить:

— многократно повторять навыки быто­вые, самообслуживания и гигиены в ходе игровых упражнений с предметами — иг­рушками, а также путем повторения их за взрослым;

— обращать внимание ребенка на раз­личные звуки — шумы (течет вода из кра­на, звенит колокольчик, шуршит бумага, звенит ложка о край стакана, скрипит дверь, на улице гудит машина и др.);

— озвучивать эти шумы голосом, подби­рать в игровом уголке или в комнате соот­ветствующий предмет (игрушку), затем де­монстрировать игровое действие с ним;

— демонстрировать в игре назначение предметов быта: чашки, ложки и вилки; зубной щетки, расчески и др.

Игры и упражнения

«Умоем куклу»,

«Постираем платочки»,

«Утюжок»,

«Парикмахер»,

«Водичка-водичка»,

«Уборка рабочего места»,

«Послушаем музыку» и др.

Основными показателями, свидетельст­вующими о завершенности второго этапа обучения ребенка, являются следующие:

—" ребенок адекватно реагирует на пред­лагаемую взрослым форму общения — эмо- ' ционально-личностную с элементами ситу­ативно-делового и речевого общения;

— проявляет интерес к игрушкам, совер­
шает знакомое игровое или предметное дей­
ствие с ними (совместно, *го подражанию);


 

— понимает жесты — «на», «это», «дай», «пока», использует их в общении с педагогом и близким взрослым;

— проявляет интерес к нарисованной картинке;

— адекватно ведет себя во время заня­тия, обращает внимание на других детей в процессе выполнения режимных моментов;

— соблюдает режим дня; с удовольстви­ем применяет в быту освоенные умения и навыки: умеет причесываться, мыть руки, убирает игрушки и др.

На третьем этапе обучения необходимо решать следующие задачи:

— закреплять адекватные формы обще­
ния и взаимодействия ребенка с близким
взрослым и педагогом, а затем со сверстни­
ками;

—. продолжать формировать осознанное восприятие своей внешности;

— формировать у ребенка отношение к своему полу; обращать внимание на собст­венные потребности, желания, умения; учить выражать это соответствующими жестами и словом («Я хочу», «Я не хочу»), подкрепляя все мимикой, жестами, выра­зительными движениями;

— продолжать формировать потреб­ность в общении со взрослым; чувствитель­ность ребенка к близкому взрослому;

— продолжать учить выделять близких взрослых среди других взрослых, закреп­лять тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к мате­ри и другим членам семьи;

— формировать восприятие сверстника;

— формировать представления о других людях;

— закреплять предметно-игровые дейст­вия с игрушками;

— формировать самостоятельные игро­вые действия;

— формировать зрительное восприятие предмета в ходе усвоения навыков работы с карандашами, красками;

— закреплять интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке и др.);

— включать способы усвоения общест­венного опыта (совместные действия, вы­полнение заданий по жестовой инструкции,



по подражанию и речевой инструкции) в игровую и продуктивную деятельность ребенка;

— закреплять алгоритм выполнения со­
циально-бытовых и культурно-гигиениче­
ских навыков.

Особенностью третьего этапа обучения является включение каждого ребенка во взаимодействие со сверстниками в ходе под групповых занятий.

Рассмотрим содержание коррекцион-но-педагогической работы на данном этапе обучения.

Формирование положительных форм об­щения и эмоционально окрашенного взаи­модействия у ребенка с близким взрослым

Чему учить ребенка:

— использовать в играх со взрослым и сверстниками предметно-действенные, не­вербальные и вербальные средства обще­ния;

— удерживать интерес к предметно-иг­ровым действиям с игрушками путем вос­произведения отдельных игровых действий с предметом, а также цепочки игровых дей­ствий;

— адекватно реагировать на обращение взрослого.

Как учить:

— в играх и упражнениях побуждать ре­
бенка совершать игровые действия с пред­
метом (катить, бросать мяч, кормить
куклу, стучать молоточком и др.); вклю­
чать родителей в игру с ребенком; подска­
зывать им позы, приемы совместных
игровых действий; использовать так­
тильно-эмоциональные средства выраже­
ния чувств друг к другу.

Игры и упражнения

«Игра в мяч»,

«Молоточек»,

«Катаем кукол на машине»,

«Причешем куклу»,

«Куклы пришли в гости»,

«Паровоз и вагончики» и др.

Формирование у ребенка образа «Я»

Чему учить ребенка:

— рассматривать себя в зеркале;

— учить обозначать себя жестом «Я»у («Я -— Никита!», «Я— мальчик»);


 

— выделять части тела и показывать их на себе, повторять за взрослым их функци­ональное назначение (ручки хлопают, дер­жат, берут, гладят; ножки ходят, бегают; глазки закрываются, голова наклоняется, рот открывается и закрывается, ушки слу­шают и др.);

— выполнять по инструкции взрослого простые действия: топать, ходить ножка­ми, бежать; закрывать, открывать глаза; наклонять голову; захватывать губами пи­щу; прислушиваться и др.;

— побуждать выражать свои потребнос­ти и желания соответствующими жестами, выразительными движениями и словами, например «Я хочу», «Я не хочу».

Как учить:

— показывать образец поведения во вре­мя игр, побуждать совместными действия­ми к повторению упражнений;

— указывать части тела на себе, а затем на ребенке;

— использовать зеркало — взрослый в позиции за спиной ребенка;

— мимикой, жестами, действиями и сло­вом акцентировать внимание ребенка на названиях и назначении частей тела (глаз­ки закрываются, ушки слушают, щечки надуваются, ручки хлопают и т. д.);

— обращать внимание на принадлеж­ность к полу: «Никита — мальчик, сынок», «Даша — девочка, дочка».

Игры и упражнения «Кто под шляпой?», «Вот наши ручки»,

«Мишка с куклой громко топают» и др. Формирование представлений об окру­жающих людях

Чему учить ребенка:

— выделять близких взрослых среди других взрослых, узнавать на фотографии маму, папу и др., адекватно проявлять спо­собы выражения: своих чувств: смотреть в глаза, обнимать, целовать, держать за ру­ку, улыбаться;

— побуждать к общению со сверстника­ми; учить узнавать имя сверстника и выра­жать чувство радости к нему, подражать его действиям: здороваться при встрече, пе­редавать игрушку, держать за руку, про­щаться; узнавать, а по возможности и на­зывать его по имени, выражать чувства ра-



дости к нему, подражать его действиям и движениям (притопывать ногой, пересту­пать с ноги на ногу, хлопать ладошками по коленям, поворачивать ладошки и др.); уз­навать его на фотографии.

Как учить:

— в играх со сверстниками с помощью невербальных и вербальных средств обще­ния (опираясь на жестовое взаимодейст­вие).

Сначала у ребенка закрепляют адекват­ную (эмоциональную) реакцию на появле­ние сверстника, далее обучают действовать вместе: продолжают учить их здороваться друг с другом, при прощании махать рукой, говорить «пока», посылать воздушный поцелуй.

Затем в совместных играх побуждают ре­бенка брать и передавать друг другу игруш­ки. Побуждают его обращаться, выражать просьбу и благодарность словом и жестом партнеру по игре: «Дай машину», «На юлу», «Спасибо!»; улыбаться партнеру по игре» радоваться ему при встрече, смотреть в глаза друг другу, называть сверстника по имени, давать свои игрушки. Организовы­вают совместные музыкальные и физкуль­турные занятия, на которых обучают детей стоять и ходить по кругу, держаться за ру­ки, подражать друг другу.

На индивидуальных занятиях рассмат­ривают альбом с фотографиями. Рекомен­дуется оформить альбом «Моя семья», в ко­торый размещаются фотографии ребенка и членов его семьи, отражающие их социаль­ный опыт (например, Миша играет с папой, Миша рисует с мамой, Миша на празднике в детском саду с братом и т. д.).

Сначала при рассматривании альбома взрослый обращает внимание ребенка на сам предмет — альбом, в котором родите­ли будут размещать фотографии. Затем взрослый показывает ребенку первую фото­графию: «Смотри, это твоя фотография. Это Никита. Вот —он» (указывает пальцем ре­бенка). Далее перелистывается страница— это мама Никиты и т. д. Постепенно от за­нятия к занятию добавляются фотографии из семейного альбома. Важно при работе с фотоальбомом не только учить ребенка ука­зывать на фото («Это...»), но и спрашивать: «Кто это?», а также побуждать словом к по-


казу: «Покажи, где...» Наряду с этим пред­лагается найти нужное фото в альбоме, найти и показать некоторые элементы фо­тосюжета (чем поливает цветы Никита, что держит в руках и т. д.).

В играх обращают внимание ребенка на чувства других людей; побуждают радо­ваться собственным успехам и успехам дру­гого человека. При этом используются ре­чевые высказывания типа «Я! Андрюша! Я молодец! Тетя Галя молодец!» и др.; жес­ты одобрения «Вот здорово!», тактильные средства (прижаться к взрослому, обнять педагога и др.).

Игры и упражнения

«Автобусный парк»,

«Передай игрушку»,

«Танцуем с куклой»,

«Танцуем вместе»,

«Л адушки- ладушки»,

музыкально-дидактические игры, физ­культурные упражнения.

Формирование у ребенка представлений об окружающем предметном мире

Чему учить ребенка:

— выполнять целенаправленные пред­метно-игровые и отдельные игровые дейст­вия с учетом свойств предметов (сенсорных эталонов, связанных с их формой, величи­ной, цветом);

— различать и выделять предмет из мно­жества подобных по форме, или величине, или цвету предметов;

— подбирать к предмету пары;

— соотносить объем и плоскости: форму, величину предмета и место его вложения (прорезь) или контура;

— складывать пирамиды, матрешки, ба­шенки (стаканчики);

—- воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части;

— воспроизводить разное пространст­
венное положение предмета или игрушки
по подражанию и речевой инструкции пе­
дагога.

Как учить:

— побуждать ребенка действовать по
подражанию действиям взрослого: захва­
тывать предметы руками, передавать
другому, прятать в коробочку, проталки­
вать в отверстие и т. д.;



— использовать пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение1;

— собирать разнообразные конструкции из 2—4 частей и разрезные картинки (2— 4 части);

— вызывать интерес к пространственно­му расположению предметов с помощью предлогов («над», «под», «в», «рядом»).

Игры и упражнения

«Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»;

матрешки, пирамиды, стаканчики, эле­менты конструктора и др.;

машинки с разборными частями (напри­мер, колесами);

мячи, состоящие из половинок;

паровоз и вагончики; составные картин­ки (2—3 части); картинки-вкладыши и др.;

«Найди мишку»,

«Что в коробке?»,

«Повтори действие».

Формирование способов усвоения обще­ственного опыта

Чему учить ребенка:

— выполнять задания по жестовой инст­рукции, по подражанию и речевой инст­рукции;

— совместно и по подражанию действи­ям взрослого использовать карандаш, мел, краски и др.;

— зрительно воспринимать предметы;

— удерживать интерес к конечному ре­зультату упражнений.

Как учить:

— побуждать к четкому выполнению не­
вербальной и вербальной инструкции
взрослого, помогать ребенку совместными
действиями.

Игры и упражнения «Расставим матрешек»,

1 При формировании у ребенка действий с предметами с ориентировкой на цвет рекомендует­ся начинать с контрастного подбора цветовой гам­мы предметов. Сначала похожесть предметов фик­сируется в словах — такой, не такой. После того как ребенок с помощью примеривания (наложе­ния, соединения двух предметов или одного пред­мета и картинки), а затем зрительной ориентиров­ки сможет вычленять игрушку по цвету, педагог озвучивает название цвета. Таким образом, проис­ходит закрепление цвета предмета в его названии и формируются первые представления ребенка, связанные с этим свойством предмета.


«Покажи, где твоя тарелка, ложка. По­кажи, где твоя куртка»,

«Катаем матрешек на машине»,

«Покатаем зверушек»,

«Кормим кукол»,

«Соберем гостей на чай»,

«Строим дом»,

«Грузим кубики»,

«Соберем игрушки в коробку»,

«Мишка топает по лесенке»,

«Перевезем игрушки (кубики)» и др.

Задания в продуктивных видах де­ятельности

В рисовании: карандашами — сначала предлагается изображать простые пред­меты — ленточки, дорожки, травку, ша­рик, колобок, яблоко, ручеек;

— затем дорисовывать отдельные пред­меты — веревочку к шарику, палочку к лопатке, черенок к яблоку, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т. д.;

— красками — примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол), дорисовывать несколько элемен­тов: клубок, дорожки, солнышко и лучики, зернышки для птички и др.

В конструировании: выполнять конст­рукции из двух разных элементов, далее вводится произвольный элемент типа кону­са, флажка и других, затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например дачные домики, ме­бель в квартире, дорожка и мостик через реку и др.

В лепке: путем подражания действиям взрослого — сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепят­ся простые предметы круглой формы (коло­бок, шарик, яблоко, пирог).

Все поделки, конструкции и рисунки обыгрываются с помощью действий и речи; взрослые хвалят ребенка.

Формирование у ребенка навыков соци­ального поведения

Чему учить ребенка:

— соблюдать режим дня;

— адекватно вести себя в обычной ситу­ации (во время занятий, прогулки и др.);



— вслушиваться и понимать инструк­
цию взрослого, подчиняться правилам игр,
совершать цепочку игровых действий.

Как учить:

— на занятиях детей знакомят с музы­
кальными игрушками и инструментами,
приучают вслушиваться в пение, стимули­
руют к подпеванию песенок при выполне­
нии знакомых действий с игрушкой1, со­
вершать по подражанию танцевальные и
общеразвивающие движения.

Игры и упражнения, связанные с музы­кой, пением, танцами, физкультурными упражнениями

«Кати-лови», «Покачаем куклу», «Уло­жи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой иг­рушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засы­пай», «Петрушка», «Покорми птичку», «Найди мяч», «Покачай куклу», «Кто к нам пришел?», «Ах, какая красивая кук­ла!», «Ах, какой зайка!» и др.;

потешки — «Наша Маша маленька»; «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», песенки— «Коля, Коля, Николай...», при­баутки и др.

Формирование культурно-гигиениче­ских и социально-бытовых навыков2

Чему учить ребенка:

— самостоятельному выполнению соци­
ально-бытовых и культурно-гигиениче­
ских навыков: включать и выключать
кнопки на приборах, мыть посуду, сметать
щеткой или тряпкой пыль, подметать пол;
мыть руки перед едой, после прогулки; рас-

1 Педагог эмоционально обыгрывает различ­
ные игрушки, показывает, что с игрушками мож­
но выполнять различные действия в определенной
игре: машина едет — ту-ту-ту; паровоз везет вагон­
чики — чух-чух-чух, курочка клюет зернышки —
тип-тип-тип-тип и др.

2 На третьем этапе закрепление и совершенст­
вование освоенных ребенком ранее культурно-гиги­
енических навыков, знакомство с новыми навыка­
ми происходит на занятиях по рисованию, конст­
руированию, лепке, аппликации, а также во время
режимных моментов, которыми завершаются сами
занятия: уборка рабочего места, складывание при­
надлежностей в коробку или ящик, мытье рук
и т. д.


чесываться; одеваться и раздеваться; засте­гивать молнии и кнопки; вытирать нос платком и др.;

— действовать с предметами в простран­
стве: найти игрушку в коробке, достать ее
с полки, спрятать в тумбочку и т. д.

Как учить:

— в процессе режимных моментов по­буждать к самостоятельным действиям;

— комментировать выполняемое дейст­вие:

вот музыку включили, а теперь — вы­ключили;

вот включили лампу, огонек горит, а те­перь выключили, нет огонька — темно;

вода в кране, включили — вода льется, выключили — воды нет;

дверь открыта — можно войти, дверь закрыта — нельзя войти;

— вводить в комментарий обозначение пространственного расположения предме­тов (слова: далеко, близко, над, под, рядом, высоко, низко);

— побуждать ребенка по подражанию действовать в пространстве с предметами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.