Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Игры и упражнения. «Перчатки». Игра проводится в ванной комнате






    «Перчатки». Игра проводится в ванной комнате. Взрослый показывает ребенку, как нужно намыливать руки. После появ­ления обильной пены просит его показать мыльные «перчатки».

    «Парикмахер». Упражнение проводит­ся перед зеркалом. Взрослый показывает, как нужно расчесывать волосы. Предлагает ребенку разные расчески.

    «Водичка-водичка». Во время умыва­ния взрослый помогает ребенку умываться и приговаривает: «Водичка-водичка, умой мое личико, чтоб смеялся роток, чтоб ку­сался зубок».

    «Уборка рабочего места». После заня­тий взрослый помогает ребенку убрать все игрушки на место и др.

    Итоговые показатели завершенности первого этапа обучения ребенка:

    — ребенок охотно вступает в контакт с педагогом;

    — понимает обращение к нему по имени;

    — активно реагирует на предлагаемые взрослым игрушки и действия с ними;

    — понимает жест — обращение «на», «это»;

    — включается в совместную с педагогом предметно-игровую деятельность;

    — адекватно ведет себя на занятии; под­чиняется режиму дня.


    На втором этапе коррекционно-педа-гогической работы решаются следующие задачи:

    — формировать у ребенка умение само­стоятельно вступать в эмоциональный кон­такт с педагогом, а затем с близким взрос­лым;

    — учить откликаться на свое имя, реаги­ровать на уменьшительно-ласкательные его формы; обозначать себя жестом «Я» (прижимать руку к груди); формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности, узнавать себя в зеркале, на фо­тографии;

    — формировать потребность в общении со взрослым: вызывать интерес к нему и совместным предметно-игровым действи­ям, формировать чувствительность ребенка к близкому взрослому;

    — учить выделять близких взрослых среди других людей;

    — вызывать положительную реакцию на сверстников во время режимных моментов (во время прогулки и др.);

    — формировать орудийные, предметные и предметно-игровые действия с игрушка­ми в игровой деятельности;

    — вызывать интерес к продуктивным видам деятельности;

    — учить подчиняться инструкции взрос­лого в ходе режима дня;

    — закреплять навык опрятности, фор­мировать новые социально-бытовые и куль­турно-гигиенические навыки.

    Рассмотрим содержание коррекцион-но-педагогической работы на втором этапе обучения.

    Формирование положительных форм об­щения и эмоционально окрашенного взаи­модействия ребенка с близким взрослым

    Чему учить ребенка:

    — использовать в быту социально зна­
    чимые средства общения (приветствия ^-
    «привет», прощания — «пока», указа­
    ния — «это», «то», обращения — «на»,
    просьбы—«дай»);

    —удерживать интерес к занятиям. Как учить:

    — каждодневно повторять с ребенком
    знаки вежливости, при этом учить его улы­
    баться, говорить тише, громче, отрывисто,
    протяжно и др.;


    — побуждать к самостоятельному вос­
    произведению знаков вежливости в опреде­
    ленной ситуации.

    Игры и упражнения

    «Иди ко мне»,

    «Мишка здоровается (прощается)»,

    «Где мама?»,

    «Куклы пришли в гости» и др.

    Формирование образа своего «Я»

    Чему учить ребенка:

    — откликаться на свое имя, звучащее в разных формах (традиционной и уменьши­тельно-ласкательной);

    — указывать на себя жестом (указатель­ным пальцем) в грудь, при этом говорить: «Это я (называется имя ребенка)»;

    — рассматривать свое отражение в зер­кале — указывать жестом на свое отра­жение; осознанно показывать части тела и лица на себе, на другом взрослом, затем на игрушках;

    — менять позу тела по заданию взрос­лого;

    — рассматривать альбом с фотография­ми и осознанно показывать пальцем на свою фотографию.

    Как учить:

    — проводить игры перед зеркалом, ис­пользуя сначала совместные действия и жесто-словесную инструкцию, затем дейст­вия по подражанию, по показу и речевой инструкции;

    — демонстрировать и побуждать ребенка к выполнению двигательных упражнений;

    — оформлять альбом с фотографиями ре­бенка (мальчик рисует, мальчик катает ма­шинку, мальчик поливает цветы и т. д.) и совместными действиями побуждать рас­сматривать фотографии.

    Игры и упражнения

    «Кто спрятался?» (накрывать голову платком или шляпой), каждый раз называ­ется имя ребенка;

    «Где носик, где ротик»,

    «Подуем на шарик»,

    «Вот наши ручки, вот наши ножки»,

    «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобо­ка»,: «Водичка, водичка, умой мое личи-

    х\0*> «р,

    «Катя, Катя маленька...»,


    «Где же ваши ручки, где же ваши нож­ки?»,

    «Бежали наши ножки, бежали по до­рожке»,

    «Покатились с горки вниз»,

    «Ручки поздоровались»,

    «Вот глазки!»,

    «Ротик — ам, ам»,

    «Кто это?» и т. д.

    Используется речевой материал (потеш­ки, стихи, песенки, прибаутки).

    Формирование представлений об окру­жающих людях

    Чему учить ребенка:

    — тактильно-эмоциональным способам выражения чувства привязанности к мате­ри и другим членам семьи;

    — проявлять чувство привязанности и чувствительность к близким людям;

    — удерживать интерес к совместным иг­рам с близкими взрослыми; проявлять вни­мание к сверстникам.

    Как учить:

    — побуждать близкого взрослого и ре­бенка к совместным играм с помощью так­тильно-эмоциональных способов выраже­ния чувств (смотреть в глаза, обниматься, целоваться, держаться за руки, прижи­маться, жалеть друг друга);

    — передавать друг другу в руки игрушку или предмет;

    — поддерживать тактильно-словесным одобрением проявление эмоционального отклика у ребенка и принятие им соответст­вующей позы-обращения на появление близких взрослых; при помощи словес-но-жестовой инструкции обращать внима­ние ребенка на сверстника в ходе музы­кальных, физкультурных занятий и др.

    Привлечение внимания ребенка к свер­стнику происходит в процессе выполнения режимных моментов — во время прогулок, еды, проведения под групповых занятий. Первоначально ребенка обучают эмоци­онально реагировать на сверстника. При этом педагог намеренно выделяет имя дру­гого ребенка, демонстрирует жесты привет­ствия, направленные на него, и стимули­рует совместными действиями их использо­вание. Затем обучает детей действовать совместно.


    Игры и упражнения

    ♦ Дай ручку»,

    «Спрячем глазки»,

    «Подуй на шарик»,

    «Тритатушки— три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания),

    «Дуй, дуй, ветерок»,

    «Качели» (совместные покачивания руч­ками из стороны в сторону в сопровожде­нии слов «кач-кач»),

    «Часики» (совместные покачивания впе­ред-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов);

    игры на подражание: «Хлоп-хлоп, ты — ладошечка» (ладошкой ребенка хлопают по своей и наоборот), «Кто там?», «Топ-топ», «Хлоп-хлоп», «Привет», «Пока», «Ручки поздоровались», «Поклонись», «Улыб­нись», «Кати мяч» и др.

    Формирование у ребенка представлений об окружающем предметном мире

    Как учить:

    — включать элементы новизны и не­ожиданности в задания;

    — искать игрушки в комнате1, прятать их; побуждать ребенка к самостоятельному воспроизведению усвоенных ранее дейст­вий с предметами, совместными действия­ми осваивать новые действия с предметом;

    — демонстрировать образец ориентиро­вочного способа действия с предметами (пробы);

    — комментировать игровые действия2;

    — хвалить действия ребенка3.

    1 В новой ситуации большую трудность ребенок
    испытывает при узнавании предмета в игровой
    комнате. В связи с этим предлагаются игры, на­
    правленные на вычленение предмета-игрушки как
    целого и поиск его в комнате при необычном поло­
    жении (предмет перевернут, частично прикрыт
    и др.). На последующих занятиях ребенку предла­
    гается выбрать его из двух или трех похожих игру­
    шек.

    2 Например: «Это что? Это мяч! Возьми мяч ру­
    ками» вот так, спрячем мяч в корзину!»; «Это кто?
    Это мишка! Мишка сидит»; «Это что? Вот кубик,
    положим его в коробку» и т. д.

    3 Педагог демонстрирует жест одобрения (жест
    пальцев руки — большой палец поднят вверх, ос­
    тальные сжаты в кулак), речевыми высказывания­
    ми, типа «Вот здорово! Дима молодец!»; хлопками
    в ладоши (дети, как правило, с удовольствием по­
    вторяют эти действия — знаки одобрения).


    Игры и упражнения

    «Дай шарик», «Постучим молоточком», «Забиваем гвозди», «Найди окошко», «Почтовый ящик», «Что там?» и др.

    Ребенку предлагается найти, достать, удерживать предмет, прятать, опускать в прорезь, захватывать одной или обеими ру­ками, учитывая величину предмета; совер­шать предметно-игровое действие с ним, учитывая форму (катить или не катить и др.);

    «Закроем крышки», «Наденем колеч­ки», «Посадим елочки», «Разложим шари­ки в банки», «Покатаем матрешек на паро­возике», «Соберем пирамидку», «Матреш­ка»4;

    «Напоим гостей чаем» и т. д.5

    Например, ход игры «Покорми миш­ку». Педагог обыгрывает приход мишки, сажает мишку за стол и ставит перед ним обеденный прибор, в котором не хватает ложки и чашки. Взрослый предлагает ре­бенку покормить мишку.

    Если ребенок не догадался принести ложку, взрослый спрашивает: «Чем мишка будет есть, забыл?»

    Если и после подсказки ребенок не при­носит ложку, взрослый на глазах у него достает ложку и фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки» и др.

    Предлагаются задания: удерживать ложку за черенок и пересыпать крупу; на­низывать кольца пирамиды обеими рука­ми, используя удобный захват колец всеми пальцами рук с противопоставлением боль­шого пальца; удерживать мяч обеими рука­ми и бросать взрослому; мелкие предметы брать щепотью и т. д.6

    4 Педагог обучает ребенка соотносящим дей­
    ствиям
    обеих рук. Для этих целей используются
    такие упражнения, в которых необходимо совме­
    стить два предмета или их части.

    5 У ребенка формируют орудийную деятель­
    ность с
    предметами, игровые варианты которой
    отрабатываются педагогом и близкими взрослыми
    в бытовых ситуациях.

    6 Педагог обучает ребенка учитывать свойства
    предметов и игрушек путем формирования ручной
    умелости и согласованности (координированности)
    действий обеих рук.



    Предлагаются упражнения, побуждаю­щие выполнять движения за взрослым по образцу: «Зайка спит — тс-с-с-с» (указа­тельный палец подносит к губам); «Звонит телефон — дзинь-дзинь! Алло!» (рука под­носится к уху); «Колокольчик звенит» (пальцы руки собраны в щепоть, имити­руют в руке колокольчик); «Кубик упал — бах!» (ладошкой хлопает по столу); «Динь-динь, кто там, откройте дверь!» (пальцем имитирует нажатие кнопки звонка или стук — косточками кулака о твердый предмет— тук-тук); «Веником подметем» (проводит кистью руки влево и вправо, про­износит: «Вжик-вжик» и др.)1*

    Формирование у ребенка способов усвое­ния общественного опыта

    Чему учить ребенка:

    — в совместной со взрослыми деятель­ности закреплять предметно-игровые дей­ствия с игрушкой, а затем учить ребенка подражать действиям взрослого;

    — совершать предметно-орудийные дей­ствия, предметно-игровые действия с иг­рушкой по подражанию и речевой ин­струкции;

    — удерживать интерес к продуктивным видам деятельности.

    Как учить:

    — привлекать внимание ребенка к иг­рушке словом и жестом, называть и указы­вать на предмет или игрушку, демонстри­ровать действие с ней;

    — побуждать ребенка повторить это дей­ствие (разово или многократно);

    — комментировать показом и речевой инструкцией выполняемые игровые дейст­вия.

    Рисунки, поделки, конструкции ком­ментируются взрослым: капли капают — кап-кап-кап; зайка прыгает, вот следы — прыг-прыг; колобок ка-а-а-тится по дорож­ке — вот так; на елочке игрушки — шари­ки, конфеты, бусы и др.

    При работе с тестом (пластилином) ре­бенку разрешается трогать его, переклады­вать из одной руки в другую. Показом и совместными действиями обучают ребенка

    1 Игровые упражнения, сочетающие ориенти­ровку на слуховое восприятие и действия с предме­тами.


    приемам работы с тестом (пластилином): отщипывать кусочки теста от большого ку­ска, мять его, вдавливать одним пальцем в большой кусок.

    При затруднениях в действия ребенка включаются совместные действия с педаго­гом, затем снова демонстрируются дейст­вия по образцу.

    В конце занятий изображения, конст­рукции и поделки обыгрываются и оцени­ваются педагогом.

    Игры и упражнения

    «Нальем куклам чай», * Рисуем море» (игра с губкой и красками), «Печем пиро­ги» (игра с тестом), «Варим кашу» (игра с крупой);

    тематика первых рисунков — это эле­менты сюжета: падают капли дождя; следы зайца; колобок катится по дорожке; елочки с игрушками и др.;

    тематика первых конструкций — это конструкции из одинаковых элементов: за­борчик из кубиков или кирпичиков, башня из кубиков, кроватка для куклы (два кир­пичика), пирамидка; из «Лего» — лесенка, домик, мостик, машина и др.; из пало­чек — дорожка, заборчик, грибок и др.;

    тематика первых поделок из теста — «зернышки» для птички, «колбаски» и «баранки» для матрешки, «колобок» для зайки и др.

    Навыки социального поведения ребенок усваивает в ходе каждого занятия.

    Чему учить ребенка:

    — четко соблюдать режим дня;

    — понимать обращенную речь взрослого и выполнять простую инструкцию, напри­мер, после занятий убирать рабочее место: складывать карандаши в пенал, кисти в стаканчик, пластилин в коробку, ссыпать крупу в емкость, протирать стол салфеткой и др.;

    — просить жестом и словом помощь у взрослого.

    Как учить:

    — путем показа и словом, при за­
    труднениях — совместными действиями.

    Игры и упражнения

    «Поможем Петрушке убрать игрушки», «Помогаем маме»;

    «Пустой — полный»; «Один — много» и др.



    Формирование у ребенка навыков само­обслуживания и гигиены, бытовых навы­ков

    Чему учить ребенка:

    — проситься на горшок;

    — умываться, мыть руки, вытирать их полотенцем;

    — пользоваться зубной щеткой, мочал­кой;

    — пользоваться салфеткой и полотен­цем, пускать воду из крана, одеваться и раздеваться;

    — расчесывать волосы;

    — убирать за собой игрушки и др.
    Как учить:

    — многократно повторять навыки быто­вые, самообслуживания и гигиены в ходе игровых упражнений с предметами — иг­рушками, а также путем повторения их за взрослым;

    — обращать внимание ребенка на раз­личные звуки — шумы (течет вода из кра­на, звенит колокольчик, шуршит бумага, звенит ложка о край стакана, скрипит дверь, на улице гудит машина и др.);

    — озвучивать эти шумы голосом, подби­рать в игровом уголке или в комнате соот­ветствующий предмет (игрушку), затем де­монстрировать игровое действие с ним;

    — демонстрировать в игре назначение предметов быта: чашки, ложки и вилки; зубной щетки, расчески и др.

    Игры и упражнения

    «Умоем куклу»,

    «Постираем платочки»,

    «Утюжок»,

    «Парикмахер»,

    «Водичка-водичка»,

    «Уборка рабочего места»,

    «Послушаем музыку» и др.

    Основными показателями, свидетельст­вующими о завершенности второго этапа обучения ребенка, являются следующие:

    —" ребенок адекватно реагирует на пред­лагаемую взрослым форму общения — эмо- ' ционально-личностную с элементами ситу­ативно-делового и речевого общения;

    — проявляет интерес к игрушкам, совер­
    шает знакомое игровое или предметное дей­
    ствие с ними (совместно, *го подражанию);


     

    — понимает жесты — «на», «это», «дай», «пока», использует их в общении с педагогом и близким взрослым;

    — проявляет интерес к нарисованной картинке;

    — адекватно ведет себя во время заня­тия, обращает внимание на других детей в процессе выполнения режимных моментов;

    — соблюдает режим дня; с удовольстви­ем применяет в быту освоенные умения и навыки: умеет причесываться, мыть руки, убирает игрушки и др.

    На третьем этапе обучения необходимо решать следующие задачи:

    — закреплять адекватные формы обще­
    ния и взаимодействия ребенка с близким
    взрослым и педагогом, а затем со сверстни­
    ками;

    —. продолжать формировать осознанное восприятие своей внешности;

    — формировать у ребенка отношение к своему полу; обращать внимание на собст­венные потребности, желания, умения; учить выражать это соответствующими жестами и словом («Я хочу», «Я не хочу»), подкрепляя все мимикой, жестами, выра­зительными движениями;

    — продолжать формировать потреб­ность в общении со взрослым; чувствитель­ность ребенка к близкому взрослому;

    — продолжать учить выделять близких взрослых среди других взрослых, закреп­лять тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к мате­ри и другим членам семьи;

    — формировать восприятие сверстника;

    — формировать представления о других людях;

    — закреплять предметно-игровые дейст­вия с игрушками;

    — формировать самостоятельные игро­вые действия;

    — формировать зрительное восприятие предмета в ходе усвоения навыков работы с карандашами, красками;

    — закреплять интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке и др.);

    — включать способы усвоения общест­венного опыта (совместные действия, вы­полнение заданий по жестовой инструкции,



    по подражанию и речевой инструкции) в игровую и продуктивную деятельность ребенка;

    — закреплять алгоритм выполнения со­
    циально-бытовых и культурно-гигиениче­
    ских навыков.

    Особенностью третьего этапа обучения является включение каждого ребенка во взаимодействие со сверстниками в ходе под групповых занятий.

    Рассмотрим содержание коррекцион-но-педагогической работы на данном этапе обучения.

    Формирование положительных форм об­щения и эмоционально окрашенного взаи­модействия у ребенка с близким взрослым

    Чему учить ребенка:

    — использовать в играх со взрослым и сверстниками предметно-действенные, не­вербальные и вербальные средства обще­ния;

    — удерживать интерес к предметно-иг­ровым действиям с игрушками путем вос­произведения отдельных игровых действий с предметом, а также цепочки игровых дей­ствий;

    — адекватно реагировать на обращение взрослого.

    Как учить:

    — в играх и упражнениях побуждать ре­
    бенка совершать игровые действия с пред­
    метом (катить, бросать мяч, кормить
    куклу, стучать молоточком и др.); вклю­
    чать родителей в игру с ребенком; подска­
    зывать им позы, приемы совместных
    игровых действий; использовать так­
    тильно-эмоциональные средства выраже­
    ния чувств друг к другу.

    Игры и упражнения

    «Игра в мяч»,

    «Молоточек»,

    «Катаем кукол на машине»,

    «Причешем куклу»,

    «Куклы пришли в гости»,

    «Паровоз и вагончики» и др.

    Формирование у ребенка образа «Я»

    Чему учить ребенка:

    — рассматривать себя в зеркале;

    — учить обозначать себя жестом «Я»у («Я -— Никита!», «Я— мальчик»);


     

    — выделять части тела и показывать их на себе, повторять за взрослым их функци­ональное назначение (ручки хлопают, дер­жат, берут, гладят; ножки ходят, бегают; глазки закрываются, голова наклоняется, рот открывается и закрывается, ушки слу­шают и др.);

    — выполнять по инструкции взрослого простые действия: топать, ходить ножка­ми, бежать; закрывать, открывать глаза; наклонять голову; захватывать губами пи­щу; прислушиваться и др.;

    — побуждать выражать свои потребнос­ти и желания соответствующими жестами, выразительными движениями и словами, например «Я хочу», «Я не хочу».

    Как учить:

    — показывать образец поведения во вре­мя игр, побуждать совместными действия­ми к повторению упражнений;

    — указывать части тела на себе, а затем на ребенке;

    — использовать зеркало — взрослый в позиции за спиной ребенка;

    — мимикой, жестами, действиями и сло­вом акцентировать внимание ребенка на названиях и назначении частей тела (глаз­ки закрываются, ушки слушают, щечки надуваются, ручки хлопают и т. д.);

    — обращать внимание на принадлеж­ность к полу: «Никита — мальчик, сынок», «Даша — девочка, дочка».

    Игры и упражнения «Кто под шляпой?», «Вот наши ручки»,

    «Мишка с куклой громко топают» и др. Формирование представлений об окру­жающих людях

    Чему учить ребенка:

    — выделять близких взрослых среди других взрослых, узнавать на фотографии маму, папу и др., адекватно проявлять спо­собы выражения: своих чувств: смотреть в глаза, обнимать, целовать, держать за ру­ку, улыбаться;

    — побуждать к общению со сверстника­ми; учить узнавать имя сверстника и выра­жать чувство радости к нему, подражать его действиям: здороваться при встрече, пе­редавать игрушку, держать за руку, про­щаться; узнавать, а по возможности и на­зывать его по имени, выражать чувства ра-



    дости к нему, подражать его действиям и движениям (притопывать ногой, пересту­пать с ноги на ногу, хлопать ладошками по коленям, поворачивать ладошки и др.); уз­навать его на фотографии.

    Как учить:

    — в играх со сверстниками с помощью невербальных и вербальных средств обще­ния (опираясь на жестовое взаимодейст­вие).

    Сначала у ребенка закрепляют адекват­ную (эмоциональную) реакцию на появле­ние сверстника, далее обучают действовать вместе: продолжают учить их здороваться друг с другом, при прощании махать рукой, говорить «пока», посылать воздушный поцелуй.

    Затем в совместных играх побуждают ре­бенка брать и передавать друг другу игруш­ки. Побуждают его обращаться, выражать просьбу и благодарность словом и жестом партнеру по игре: «Дай машину», «На юлу», «Спасибо!»; улыбаться партнеру по игре» радоваться ему при встрече, смотреть в глаза друг другу, называть сверстника по имени, давать свои игрушки. Организовы­вают совместные музыкальные и физкуль­турные занятия, на которых обучают детей стоять и ходить по кругу, держаться за ру­ки, подражать друг другу.

    На индивидуальных занятиях рассмат­ривают альбом с фотографиями. Рекомен­дуется оформить альбом «Моя семья», в ко­торый размещаются фотографии ребенка и членов его семьи, отражающие их социаль­ный опыт (например, Миша играет с папой, Миша рисует с мамой, Миша на празднике в детском саду с братом и т. д.).

    Сначала при рассматривании альбома взрослый обращает внимание ребенка на сам предмет — альбом, в котором родите­ли будут размещать фотографии. Затем взрослый показывает ребенку первую фото­графию: «Смотри, это твоя фотография. Это Никита. Вот —он» (указывает пальцем ре­бенка). Далее перелистывается страница— это мама Никиты и т. д. Постепенно от за­нятия к занятию добавляются фотографии из семейного альбома. Важно при работе с фотоальбомом не только учить ребенка ука­зывать на фото («Это...»), но и спрашивать: «Кто это?», а также побуждать словом к по-


    казу: «Покажи, где...» Наряду с этим пред­лагается найти нужное фото в альбоме, найти и показать некоторые элементы фо­тосюжета (чем поливает цветы Никита, что держит в руках и т. д.).

    В играх обращают внимание ребенка на чувства других людей; побуждают радо­ваться собственным успехам и успехам дру­гого человека. При этом используются ре­чевые высказывания типа «Я! Андрюша! Я молодец! Тетя Галя молодец!» и др.; жес­ты одобрения «Вот здорово!», тактильные средства (прижаться к взрослому, обнять педагога и др.).

    Игры и упражнения

    «Автобусный парк»,

    «Передай игрушку»,

    «Танцуем с куклой»,

    «Танцуем вместе»,

    «Л адушки- ладушки»,

    музыкально-дидактические игры, физ­культурные упражнения.

    Формирование у ребенка представлений об окружающем предметном мире

    Чему учить ребенка:

    — выполнять целенаправленные пред­метно-игровые и отдельные игровые дейст­вия с учетом свойств предметов (сенсорных эталонов, связанных с их формой, величи­ной, цветом);

    — различать и выделять предмет из мно­жества подобных по форме, или величине, или цвету предметов;

    — подбирать к предмету пары;

    — соотносить объем и плоскости: форму, величину предмета и место его вложения (прорезь) или контура;

    — складывать пирамиды, матрешки, ба­шенки (стаканчики);

    —- воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части;

    — воспроизводить разное пространст­
    венное положение предмета или игрушки
    по подражанию и речевой инструкции пе­
    дагога.

    Как учить:

    — побуждать ребенка действовать по
    подражанию действиям взрослого: захва­
    тывать предметы руками, передавать
    другому, прятать в коробочку, проталки­
    вать в отверстие и т. д.;



    — использовать пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение1;

    — собирать разнообразные конструкции из 2—4 частей и разрезные картинки (2— 4 части);

    — вызывать интерес к пространственно­му расположению предметов с помощью предлогов («над», «под», «в», «рядом»).

    Игры и упражнения

    «Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»;

    матрешки, пирамиды, стаканчики, эле­менты конструктора и др.;

    машинки с разборными частями (напри­мер, колесами);

    мячи, состоящие из половинок;

    паровоз и вагончики; составные картин­ки (2—3 части); картинки-вкладыши и др.;

    «Найди мишку»,

    «Что в коробке?»,

    «Повтори действие».

    Формирование способов усвоения обще­ственного опыта

    Чему учить ребенка:

    — выполнять задания по жестовой инст­рукции, по подражанию и речевой инст­рукции;

    — совместно и по подражанию действи­ям взрослого использовать карандаш, мел, краски и др.;

    — зрительно воспринимать предметы;

    — удерживать интерес к конечному ре­зультату упражнений.

    Как учить:

    — побуждать к четкому выполнению не­
    вербальной и вербальной инструкции
    взрослого, помогать ребенку совместными
    действиями.

    Игры и упражнения «Расставим матрешек»,

    1 При формировании у ребенка действий с предметами с ориентировкой на цвет рекомендует­ся начинать с контрастного подбора цветовой гам­мы предметов. Сначала похожесть предметов фик­сируется в словах — такой, не такой. После того как ребенок с помощью примеривания (наложе­ния, соединения двух предметов или одного пред­мета и картинки), а затем зрительной ориентиров­ки сможет вычленять игрушку по цвету, педагог озвучивает название цвета. Таким образом, проис­ходит закрепление цвета предмета в его названии и формируются первые представления ребенка, связанные с этим свойством предмета.


    «Покажи, где твоя тарелка, ложка. По­кажи, где твоя куртка»,

    «Катаем матрешек на машине»,

    «Покатаем зверушек»,

    «Кормим кукол»,

    «Соберем гостей на чай»,

    «Строим дом»,

    «Грузим кубики»,

    «Соберем игрушки в коробку»,

    «Мишка топает по лесенке»,

    «Перевезем игрушки (кубики)» и др.

    Задания в продуктивных видах де­ятельности

    В рисовании: карандашами — сначала предлагается изображать простые пред­меты — ленточки, дорожки, травку, ша­рик, колобок, яблоко, ручеек;

    — затем дорисовывать отдельные пред­меты — веревочку к шарику, палочку к лопатке, черенок к яблоку, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т. д.;

    — красками — примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол), дорисовывать несколько элемен­тов: клубок, дорожки, солнышко и лучики, зернышки для птички и др.

    В конструировании: выполнять конст­рукции из двух разных элементов, далее вводится произвольный элемент типа кону­са, флажка и других, затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например дачные домики, ме­бель в квартире, дорожка и мостик через реку и др.

    В лепке: путем подражания действиям взрослого — сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепят­ся простые предметы круглой формы (коло­бок, шарик, яблоко, пирог).

    Все поделки, конструкции и рисунки обыгрываются с помощью действий и речи; взрослые хвалят ребенка.

    Формирование у ребенка навыков соци­ального поведения

    Чему учить ребенка:

    — соблюдать режим дня;

    — адекватно вести себя в обычной ситу­ации (во время занятий, прогулки и др.);



    — вслушиваться и понимать инструк­
    цию взрослого, подчиняться правилам игр,
    совершать цепочку игровых действий.

    Как учить:

    — на занятиях детей знакомят с музы­
    кальными игрушками и инструментами,
    приучают вслушиваться в пение, стимули­
    руют к подпеванию песенок при выполне­
    нии знакомых действий с игрушкой1, со­
    вершать по подражанию танцевальные и
    общеразвивающие движения.

    Игры и упражнения, связанные с музы­кой, пением, танцами, физкультурными упражнениями

    «Кати-лови», «Покачаем куклу», «Уло­жи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой иг­рушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засы­пай», «Петрушка», «Покорми птичку», «Найди мяч», «Покачай куклу», «Кто к нам пришел?», «Ах, какая красивая кук­ла!», «Ах, какой зайка!» и др.;

    потешки — «Наша Маша маленька»; «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», песенки— «Коля, Коля, Николай...», при­баутки и др.

    Формирование культурно-гигиениче­ских и социально-бытовых навыков2

    Чему учить ребенка:

    — самостоятельному выполнению соци­
    ально-бытовых и культурно-гигиениче­
    ских навыков: включать и выключать
    кнопки на приборах, мыть посуду, сметать
    щеткой или тряпкой пыль, подметать пол;
    мыть руки перед едой, после прогулки; рас-

    1 Педагог эмоционально обыгрывает различ­
    ные игрушки, показывает, что с игрушками мож­
    но выполнять различные действия в определенной
    игре: машина едет — ту-ту-ту; паровоз везет вагон­
    чики — чух-чух-чух, курочка клюет зернышки —
    тип-тип-тип-тип и др.

    2 На третьем этапе закрепление и совершенст­
    вование освоенных ребенком ранее культурно-гиги­
    енических навыков, знакомство с новыми навыка­
    ми происходит на занятиях по рисованию, конст­
    руированию, лепке, аппликации, а также во время
    режимных моментов, которыми завершаются сами
    занятия: уборка рабочего места, складывание при­
    надлежностей в коробку или ящик, мытье рук
    и т. д.


    чесываться; одеваться и раздеваться; засте­гивать молнии и кнопки; вытирать нос платком и др.;

    — действовать с предметами в простран­
    стве: найти игрушку в коробке, достать ее
    с полки, спрятать в тумбочку и т. д.

    Как учить:

    — в процессе режимных моментов по­буждать к самостоятельным действиям;

    — комментировать выполняемое дейст­вие:

    вот музыку включили, а теперь — вы­ключили;

    вот включили лампу, огонек горит, а те­перь выключили, нет огонька — темно;

    вода в кране, включили — вода льется, выключили — воды нет;

    дверь открыта — можно войти, дверь закрыта — нельзя войти;

    — вводить в комментарий обозначение пространственного расположения предме­тов (слова: далеко, близко, над, под, рядом, высоко, низко);

    — побуждать ребенка по подражанию действовать в пространстве с предметами.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.