Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические условия воспитания и обучения детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью







Важными педагогическими условиями для проведения коррекционно-педагогиче-ской работы с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью явля­ются:

— адекватный характер общения и взаи­модействия взрослого с ребенком;

— включение родителей в педагогиче­ский процесс путем формирования положи­тельных форм общения и эмоционально ок­рашенного взаимодействия со своим ребен­ком;

— создание предметно-развивающей среды;

— организация регулярных индивиду­альных коррекционно-педагогических за­нятий.

Для создания адекватного характера общения и взаимодействия взрослого с ре­бенком необходимо учитывать индивиду­альные особенности его социального разви­тия, уровень сформированности ведущих мотивов и потребностей.

В работе со всеми детьми важно уделять большое внимание:

— эмоциональной насыщенности обще­ния;

— формированию интереса ребенка к близкому взрослому (использовать средст­ва невербальной и вербальной коммуника­ции);

— развитию функций обеих рук и сен­сорно-двигательной координации в процес­се действий с предметами и игрушками;

— использованию различных способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, действия по подража­нию, по образцу и речевой инструкции);

— активизации речи.

На начальном этапе коррекционной ра­боты рекомендуется выстраивать актив-


но-ведущий со стороны взрослого характер общения и взаимодействия с детьми. Это объясняется тем, что показатели социаль­ных умений и навыков детей с умеренной умственной отсталостью зачастую не соот­ветствуют возрасту ребенка и взрослый долгое время остается главным инициато­ром взаимодействия.

Включение родителей в педагогический процесс необходимо осуществлять путем демонстрации педагогом способов взаимо­действия с ребенком: невербальных и вер­бальных способов общения; аффективного насыщения содержания общения с ребен­ком впечатлениями, полученными им во время пребывания на занятиях.

Родителей учат проявлять заботу и вни­мание к своему ребенку, дают разнообраз­ные задания на дом (например, оформить фотоальбом с фотографиями ребенка и всех членов семьи; сравнить перед зеркалом внешние черты ребенка со своими, пока­зать части тела на себе и на кукле и др.), привлекают родителей к оформлению игро­вого уголка «Театр» и др. Также в работе с родителями можно проводить видео- и фо­тосъемку.

В организации предметно-развиваю­щей среды важно учитывать системный подход к коррекционно-развивающему обу­чению детей с отклонениями в развитии и научно-теоретический опыт обобщения иг­ровых методов воздействия.

Зоны проведения игровых и дидактиче­ских занятий и упражнений необходимо продумать с учетом их назначения для кор­рекционной работы: игровая, учебная, ре-лаксирующая и другие зоны. Содержание компонентов предметно-развивающей сре­ды определяется с учетом индивидуальных особенностей социального развития каждо-



го ребенка в целях удовлетворения его об­разовательных потребностей.

Игровая зона комплектуется набором игрушек с учетом требований, предъявляе­мых к игрушкам и пособиям для детей ран­него и дошкольного возраста. Игрушки должны вызывать положительные эмоции и желание играть. Они должны быть ярких тонов (зеленые, красные, желтые, белые, синие и др.), могут быть многоцветные с ис­пользованием разных тонов (2—3) в одной игрушке; прочные, из разнообразных мате­риалов и конструкций; легкие в конструк­ции; достаточного размера (крупные, удоб­но держать в руках или, например, в рост ребенка); из натуральных гладких мате­риалов (деревянные отполированные) или из безопасного яркого пластика, резины, природного материала; иметь дидактиче­скую направленность с дополнительными атрибутами (звуковыми, зрительными); иметь сборно-разборные детали не меньше 3—5 см.

Важно, чтобы в игровой зоне ребенок всегда находился под присмотром взросло­го (педагога или родителя). Соблюдение этого условия не допускает дезорганиза­ции свободной деятельности и поведения ребенка. Кроме этого, в игровой зоне роди­тели имеют возможность не только играть со своим ребенком, но закреплять навыки общения с ним в свободное от занятий вре­мя.

Учебная зона укомплектовывается толь­ко теми видами игрушек, которые будут ис­пользоваться педагогом и родителями в процессе коррекционных занятий.

Примерный учебный набор составляют те предметы и игрушки, которые педагог будет использовать при формировании ос­новных линий развития ребенка дошколь­ного возраста. Вместе с тем социальный ас­пект обучения позволяет выделить наибо­лее значимые предметы и игрушки.

В целях формирования общения и совместной деятельности взрослого и ребенка, знакомства ребенка с окружаю­щим предметным миром используются:

— звучащие игрушки (мишка, белочка, заяц, собака); погремушки, колокольчики, мячик с наполнителем — колокольчиком;


неваляшка; сюжетные игрушки — бычок и дощечка и др.;

— сюжетные комплекты — детская пли­
та с набором посуды; модель квартиры с на­
бором мебели и игрушками — людьми;
модель домика и семьи (деревянные
куколки — мама, папа, дочка, сын) и др.

В целях формирования образа «Я» и представлений об окружающих людях используются:

— кукла большая с набором одежды;

— зеркала (настольное и большое на сте­не);

— фотографии ребенка и близких ему людей;

— альбом с фотографиями ребенка;

— картинки с изображением людей и их профессий;

— шелковый платок; некоторые вещи ребенка.

В целях формирования способов ус­воения общественного опыта исполь­зуются:

— наборы для развития дифференциро­ванных движений кистей и пальцев рук (дощечка с дырками и деревянная иголка; набор колец; «сапожок» — шнуровка; це­почка звеньев из пластика и др.);

— деревянные доски по типу «доски Сегена» — животные и др.;

— конструктор, набор для рисования, конструирования, лепки, аппликации;

— стаканчики-пирамидки; пирамиды разного цвета от 3 до 7 колец, матрешки (трех- и пятиместные);

— предметы-орудия и вспомогательные средства: молоточек, палочка, совок, лож­ки (большие и маленькие); сачок (малень­кий); банки из пластика; кисточки для ри­сования; тазик, тарелки глубокие (2— 3 шт.) для сыпучих продуктов; ленточки и др.

В музыкально-театральной зоне уста­навливается пианино, стеллаж для детских игровых инструментов и музыкальной ли­тературы, аудиоцентр с набором записей детских песен и танцевальных мелодий. Педагог определяет место для кукольного театра (экран, набор пальчиковых кукол и кукол «би-ба-бо», детские костюмы).

В релаксирующей зоне укладываются на пол детские маты, используется сухой бас-



сейн, надувные игрушки, типа «лодка», «мяч», а также музыкальный центр с запи­сями спокойной музыки.

Для проведения оздоровительных ме­роприятий с ребенком используются:

— шведские лестницы;

— детская (пластмассовая) горка;

— набор детских кубиков из материала с наполнителем, из которых можно соору­жать препятствия: лазы, мостик, барьер и др.;

— наборы для детских подвижных игр («Брось мяч в цель», обруч, прыгалки, кег­ли и др.);

— гимнастические скамейки;
— маты;

— детский батут и музыкальные инстру­
менты (барабан, погремушки, бубен и др.).

Таким образом, организация предмет­но-развивающей среды неразрывно связана с содержательной стороной коррекцион-но-педагогических занятий и способствует реализации образовательных потребностей ребенка на всех уровнях его развития (ак­туального, ближайшего и потенциального).

Важным педагогическим условием в на­чальной коррекционной работе является индивидуальная форма взаимодействия пе­дагога с ребенком и родителями, содержа­ние которой отражается в индивидуальной


программе обучения и воспитания для каж­дого ребенка.

Индивидуальная программа разрабаты­вается на основе следующих принципов:

— единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

— учета характера и степени первичных нарушений, а также особенностей вторич­ных отклонений в развитии ребенка;

— учета онтогенетического хода основ­ных линий развития, предполагающего обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития;

— учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; единства требова­ний к его воспитанию в дошкольном обра­зовательном учреждении и условиях семьи;

— деятельностного подхода к развитию личности ребенка, реализующегося в рам­ках ведущей и типичных видов деятельно­сти в соответствии с его интересами; кор­рекционной направленности воспитатель­ного процесса.

В ходе коррекционных занятий индиви­дуальная программа конкретизируется, ее содержание дополняется в соответствии с динамикой развития ребенка (не реже од­ного раза в три месяца).


ГЛАВА 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.