Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение обследования социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью







При психолого-педагогическом обследо­вании и изучении особенностей социального развития детей дошкольного возраста с уме­ренной умственной отсталостью рекоменду­ется использовать следующие методы: на­блюдение, беседа, анкетирование, изучение медицинских документов детей (историй развития).

Целью проведения обследования ребен­ка является выявление уровня сформиро­ванное™ его социального развития. При этом учитываются следующие основные по­казатели:

— форма общения ребенка со взрослым;

— средства его общения со взрослым;

— сформированность у ребенка пред­ставлений о себе;

— сформированность представлений о других людях;

— сформированность представлений об окружающем мире;

— адекватность использования предме­тов окружения и действий с ними;

— способы усвоения общественного опы­та;

— адекватность поведения в незнакомой обстановке;

— сформированность социально-быто­вых умений и навыков, в том числе жестов, речи и рисунка.

Первоначально проводится наблюдение за поведением ребенка в новом помещении, в ситуации «ожидания» психолого-педаго­гического обследования.

В процессе наблюдения отмечается внеш­ний вид ребенка (опрятный, неопрятный); адекватность или неадекватность поведения ребенка в незнакомой обстановке (адекват­но — сидит рядом со взрослым, спокоен и др.; неадекватно — бегает по коридору, кри­чит и т. д.); реакция ребенка на обращение к


нему матери (средства общения матери с ре­бенком, он реагирует, не реагирует); вызы­вают ли интерес у ребенка игрушки и пред­меты в окружающем пространстве: держит в руке, играет, не играет, бросает, ломает; не интересуется окружающими игрушками (кубики, мишка, заяц) и предметами (ка­чалка, стол, стул, пианино и др.); наличие навыков самообслуживания и опрятности (см. приложение 1).

Далее проводится наблюдение за ребен­ком и родителями в ходе психолого педа­гогического обследования (по методике Е. А. Стребелевой, 1994, 1998) (см. прило­жение 2).

В ходе наблюдения фиксируют:

— поведение и реакцию ребенка на незна­комого взрослого (спокоен, проявляет любо­пытство, агрессивен, безразличен и др.);

— контактность (активно включается в контакт; включается в контакт, но пасси­вен; включается в контакт с трудом; не включается в контакт с незнакомым взрос­лым);

— средства общения ребенка: экспрес­сивно-мимические (улыбка, взгляд, есте­ственные жесты и т. д.); предметно-дейст­венные (вручение предметов, выражение протеста, приближения, протягивание взрослому различных предметов и т. д.); речевые средства общения (высказывания, вопросы);

— проявление интереса к предложенной взрослым предметно-игровой деятельности (да; нет);

— проявление интереса к игрушке или предмету (не проявляет, смотрит на игруш­ку, тянется рукой, хватает, требует отдать);

— выполнение действий с игрушкой, предметами: удерживает в руке, стучит, ка­тит, ставит и т. д.; проявляет интерес, ма-



нипулирует с игрушкой, предметами, но активных действий не предпринимает; ин­тереса к игрушке нет, проявляет негати­визм (отталкивает предметы); интереса к игрушке нет, пассивен и безразличен к дей­ствиям, а также к игре, предлагаемой взрослым;

— наличие у ребенка навыков совмест­ных действий и действий по подражанию действиям взрослого: удерживает интерес к игрушке, действует совместно со взрослым; наблюдает за игрушкой, удерживает в ру­ках; предложенная совместная деятель­ность вызывает негативную реакцию; удер­живает интерес к игрушке, пытается под­ражать действиям взрослого; удерживает интерес к игрушке, пытается действовать самостоятельно (берет в руки, совершает манипулятивные действия; не смотрит на действия взрослого, не подражает);

— выделение из окружающих людей близкого человека (мамы, бабушки, папы и др.): поворачивает ли голову на обращение взрослого (мамы или педагога); поворачи­вает голову, ждет обращения к нему взрос­лого; поворачивает голову, но отвлекается; поворачивает голову, если взрослый каса­ется руки или плеча ребенка; не реагирует на обращение или телесный контакт взрос­лого;

— наличие жестов: жесты приветствия и прощания (машет кистью руки); жесты просьбы (дай), в том числе указательный жест (указательным пальцем); использует указательный жест и еще какой-нибудь; использует только указательный жест; не использует жесты (см. приложение 8).

В ходе психолого-педагогического обсле­дования ребенку предлагается рисовать совместно с педагогом (см. приложение 8).

Отмечают интерес ребенка к рисуночной деятельности: есть ли манипулятивные действия с карандашом (ориентируется ли на листе бумаги); есть ли интерес к картин­ке, смотрит ли на нее, наблюдает за дейст­виями педагога, каким способом удержива­ет карандаш (в кулаке, щепотью и др.).

Во время психолого-педагогического об­следования одному из родителей предлага­ется заполнить анкету (см. приложение 3), в которой часть вопросов направлена на вы­явление проблем родителей по воспитанию


малыша в семье (методы воспитания, окру­жение ребенка дома, на прогулке и др.); со­циально-бытовые навыки и умения, приви­тые ребенку в семье.

По окончании обследования проводится наблюдение за поведением и действиями ребенка во время его игры с матерью (см. приложение 4) и беседа с одним из родите­лей (см. приложение 5).

В ходе наблюдения за свободной игрой родителя с ребенком фиксируют:

— сформированность психических про­цессов у ребенка (внимание, интерес, эмоци­ональные проявления, чувствительность);

— умения мамы (бабушки) организо­вать игровую деятельность и применить адекватные способы взаимодействия в си­туации сотрудничества и совместной игре с ребенком: совместные, частично совмест­ные, раздельные действия;

— социально обусловленные потребности ребенка в общении в ходе его взаимоотно­шений с близким взрослым, а также потреб­ность в общении у матери (используемые средства общения: экспрессивно-мимиче­ские, деловые, речевые), сформированность предпосылок к общению у ребенка и у мате­ри;

— учет взрослым интересов ребенка;

— стили общения матери по отношению к своему ребенку: директивность, отстра­ненность, тесный контакт.

После психолого-педагогического обсле­дования ребенка педагогу-дефектологу ре­комендуется провести беседу с родителями в целях уточнения сведений из социального опыта ребенка:

— о средствах общения ребенка со взрос­лым: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, естественные жесты и т. д.); пред­метно-действенные (вручения предметов, выражение протеста, приближения, протя­гивание взрослому различных предметов и т. д.);

— об использовании речевых средств об­щения (высказывания, вопросы);

-—о характере установления контакта ребенка со взрослым (легко и быстро; кон­такт избирательный; контакт формальный; не вступает в контакт);

— о характере установления контакта
ребенка со сверстниками (легко и быстро;



контакт избирательный; контакт формаль­ный; не вступает в контакт);

— об особенностях эмоционально-воле­вой сферы и поведения ребенка в быту (ак­тивен, пассивен; деятелен, инертен; неаг­рессивен по отношению к другим детям, агрессивен);

— о преобладающем настроении ребен­ка (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настро­ения);

— об особенностях его характера (спо­койный, активный, малоактивный, пассив­ный, жизнерадостный, улыбчивый, раздра­жительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т. д.).

В беседе с родителями необходимо отме­тить навыки ребенка (ест самостоятельно ложкой; ест с помощью; кормит взрослый; сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки; пьет с помощью; поит взрослый; одевается самостоятельно или с небольшой помощью взрослого; одевает взрослый; са­мостоятельно пользуется туалетом; свое­временно просится в туалет; не просится).

Во время беседы важно обратить внима­ние на искренность желаний и готовность родителей контактировать с педагогом. Пе­дагог отмечает взгляды родителей на орга­низацию режимных моментов ребенка до­ма; его питание; их ориентацию на сотруд­ничество с педагогом в целях помощи собственному ребенку (насколько родители адекватно оценивают состояние своего ре-


бенка и доверяют специалистам-педаго­гам); помогает ли родителям литература по педагогике и медицине в воспитании, обу­чении и заботе о здоровье малыша; виды помощи ребенку до момента обследования (медицинской, педагогической, психологи­ческой); ожидания родителей от предстоя­щей работы по воспитанию ребенка сов­местно со специалистом.

Данные, полученные в ходе изучения со­циального развития ребенка, фиксируют в его индивидуальной карте, а также отмеча­ют в таблицах-приложениях (см. приложе­ния 7 и 8) символами «+» или «-». Графы, помеченные знаком «+», являются отправ­ной точкой в коррекционно-педагогической работе по воспитанию и обучению ребенка с умеренной умственной отсталостью.

На основе зафиксированных в таблицах 1, 2 (см. приложения 7, 8) результатов пси­холого-педагогического обследования со­ставляется индивидуальная программа обучения и развития каждого ребенка, на которую ориентируется педагог и родители (см. приложение 9) в ходе коррекционно-пе-дагогических занятий с ребенком (см. при­ложение 10).

Результаты данных анкетирования и бе­седы с родителями, изучения анамнестиче­ских сведений о ребенке используются спе­циалистом в педагогической работе с роди­телями, воспитывающими детей дошколь­ного возраста с умеренной умственной отсталостью.


ГЛАВА 5 ________________________ _________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.