Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Рекомендовано к печати Ученым советом Института коррекционной педагогики РАО






МОСКВА

Дрофа


УДК 159.9 ББК 88.8 3-20

Серия основана в 2007 году

Рекомендовано к печати Ученым советом Института коррекционной педагогики РАО

Автор

А. В. Закрепина, канд. пед. наук, ст. научный сотрудник лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии ИКП РАО

Рецензенты:

Е.А.Стребелева, д-р пед. наук, проф., зав. лабораторией дошкольного воспитания

детей с проблемами в развитии ИКП РАО;

С. Д. Забрамная, канд. пед. наук, проф. кафедры олигофренопедагогики МГПУ

Закрепина А. В.

9„ Трудный ребенок: пути к сотрудничеству: методическое пособие / А. В. Зак-

репина. — 2-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2008. — 63, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция).

18РЛЧ 978-5-358-06012-8

В книге рассматриваются особенности социального развития детей дошкольного возраста с уме­ренной умственной отсталостью; изложены методы изучения уровня их социальной компетенции и содержание коррекционно-педагогической помощи.

Методическое пособие адресовано педагогам-дефектологам, студентам дефектологических факуль­тетов педагогических вузов.

УДК 159.9 ББК 88.8

Серия «Дошкольник. Коррекция» Закрепина Алла Васильевна

ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК: пути к сотрудничеству

Методическое пособие

Зав. редакцией Т. И. Оверчук. Ответственный редактор Т. М. Забелова

Оформление Н.А. Скрипко. Художественный редактор Т. А. Гущина

Технический редактор С. А. Толмачева. Компьютерная верстка Н. В. Зайцева

Корректор Г. И. Мосякина

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.006315.08.03 от 28.08.2003.

Подписано к печати 20.08.08. Формат 84 х 108 ' 16. Бумага типографская. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная. Усл. печ. л. 6, 72. Тиран; 1000 экз. Заказ № 5180.

ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.

Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять

в редакцию общего образования издательства «Дрофа»: 127018, Москва, а/я 79.

Тел.: (495) 795-05-41. Е-таП: сЫеКЭагога.ги

По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу:

127018, Москва, Сущевский вал. 49. Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.

Торговый дом «Школьник». 109172, Москва, ул. Малые Каменщики, д. 6, стр. 1А. Тел.: (495) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76.

Сеть магазинов «Переплетные птицы». Тел.: (495) 912-45-76.

Интернет-магазин: Ыгр: '«" №" «'.сЪ'ога.ги

Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200. г. Можайск, ул. Мира. 93.

ТЯгШ 978-5-358-06012-8 ГООО «Дрофа», 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ........ 4

ГЛАВА 1. Научно-теоретические и методические подходы к разработке содержания

и организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста

с умеренной умственной отсталостью 6

ГЛАВА 2. Социальное развитие детей дошкольного возраста.,................................................................................. 12

ГЛАВА 3. Особенности социального развития детей дошкольного возраста

с умеренной умственной отсталостью................................................................................................................................. 15

ГЛАВА 4. Организация и проведение обследования социального развития детей
дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью..................................................................................... 19

ГЛАВА 5. Педагогические условия воспитания и обучения детей

дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 22

ГЛАВА 6. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с умеренной умственной
отсталостью на начальном этапе коррекционно-педагогической работы............................................................... 25

6.1. Направления коррекционно-педагогической работы.,.................................................................................. 25

6.2. Задачи, содержание, итоговые показатели этапов обучения

и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью..................................................................................... 27

ГЛАВА 7. Педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей

дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью..................................................................................... 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Схема наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности... 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Схема заключения диагностического обследования

умственного развития детей раннего и дошкольного возраста.................................................................................... 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема наблюдения за ребенком в процессе

психолого-педагогического обследования....................................... __ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Схема наблюдения за игрой матери и ребенка......................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 5, Схема первичной беседы с родителями..................................,....................................................... 51

ПРИЛОЖЕН И Е 6. Анкета для родителей.......................................................................................................................... 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 7, Критерии социального развития детей дошкольного возраста и показатели социального развития детей дошкольного возраста

с умеренной умственной отсталостью............................................................................, 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 8, Основные знаково-символические средства, используемые детьми дошкольного возраста, и показатели их сформированности у детей

дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Пример индивидуальной программы воспитания, обучения

и развития ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью......_________________. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Примерные конспекты коррекционно-педагогических занятий

с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью--------------------------....... — 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Способы взаимодействия ребенка и взрослого 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 2. Рекомендуемые книги педагогам и родителям для проведения

коррекционно-педагогических занятий с ребенком.............................. __................................................... __...... 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 63


ВВЕДЕНИЕ


Среди многочисленной группы детей с ограниченными возможностями здоровья особо выделяются дети с интеллектуальны­ми нарушениями, наступившими вслед­ствие органического поражения централь­ной нервной системы (ЦНС) на ранних эта­пах онтогенеза.

Часть этих детей — дети с легкой умст­венной отсталостью — с самого детства вос­питываются в семьях и по достижении до­школьного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения компенси­рующего или комбинированного вида. Со­циальная ситуация развития этих детей формируется в условиях адекватного обще­ния со сверстниками, специально создан­ной предметно-развивающей среды, актив­ного участия близких взрослых в коррекционно-педагогическом процессе. Коррекционно-педагогическая работа с детьми данной категории направлена на формиро­вание психологических новообразований возраста, ведущей деятельности и личности в целом.

Другая же часть детей — дети с умерен­ной и тяжелой формами умственной отста­лости1 — в силу тяжести интеллектуально­го нарушения ранее относившаяся к необу-чаемой категории детей, в большинстве случаев в дошкольном возрасте оформляет­ся родителями в специализированные ин­тернаты для детей-инвалидов. Обучение и воспитание детей в этих учреждениях на­чинается с 4-летнего возраста. Социальная ситуация их развития формируется в изо­ляции от близких взрослых и имеет свои особенности. Для многих детей в этот воз-

1 В настоящее время по международной клас­сификации (МКБ — 10) умственную отсталость определяют в четырех формах: легкой, умеренной, тяжелой, глубокой. (См.: Справочник по психоло­гии и психиатрии детского и подросткового возраста. — М., 2001. — С. 480.)


растной период характерны неадекватное поведение в бытовой ситуации, отсутствие готовности к сотрудничеству с «новым» взрослым и сверстниками, несформирован-ность навыков опрятности и самообслужи­вания. Родители не принимают участия в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время появились альтерна­тивные формы оказания коррекционной помощи детям с интеллектуальной недоста­точностью — это группы кратковременного пребывания при дошкольных образова­тельных учреждениях разных видов2.

Существование этих групп позволяет де­тям на протяжении раннего и дошкольного возраста оставаться в семье и получать коррекционного помощь в условиях индивиду­ального обучения. Родители с помощью специалистов-дефектологов имеют возмож­ность принимать непосредственное участие в обучении и воспитании своего ребенка и тем самым активно влиять на его психофи­зическое развитие и социализацию в це­лом.

В группы кратковременного пребывания принимаются дети с органическим пораже­нием ЦНС в возрасте от рождения до 7— 8 лет, в том числе дети с умеренной умст­венной отсталостью.

Экспериментальное обучение и воспита­ние детей дошкольного возраста с умерен­ной умственной отсталостью показало, что особые педагогические условия и своевре­менная коррекционная помощь сглажива­ют картину выраженных вторичных откло­нений в развитии этих детей.

Педагогические технологии, используе­мые дефектологом в коррекционной работе с каждым ребенком, позволяют не только создать условия для благоприятного фор-

2 См.: Письмо от 29.06.99 № 129/23—16 Министерства образования Российской Федера­ции.



мирования основных линий его развития (социально-личностной, познавательно-ре­чевой, физической, художественно-эстети­ческой), но и сформировать индивидуаль­ный путь социализации как в условиях до­машнего воспитания, так и в коллективе сверстников дошкольного образовательно­го учреждения.

Педагогическая поддержка родителей, оказываемая специалистами в ходе посеще­ний их ребенком индивидуальных занятий, позволяет решать проблему социализации ребенка в семье на новом качественном уровне родительских отношений в диаде мать — дитя. Ребенок с умеренной умствен­ной отсталостью остается желанным и лю­бимым в семье, дальнейшее воспитание оп­ределяется пониманием близкими взрос­лыми особенностей его психофизического развития.

В данном пособии раскрываются науч­но-теоретические и методические подходы к разработке содержания индивидуальных коррекционно-педагогических занятий с детьми 3—5 лет с умеренной умственной


отсталостью; представлены особенности со­циального развития нормально развиваю­щихся детей и детей с умеренной умствен­ной отсталостью; педагогические условия для проведения коррекционной работы с детьми изучаемой категории.

Представленный в пособии социальный аспект содержания коррекционно-педагоги-ческой работы предполагает его использо­вание не только в системе воспитания и обучения каждого ребенка в условиях до­школьного образовательного учреждения, но и в свободной деятельности в условиях семьи.

Даются рекомендации специалистам для педагогической работы с родителями.

Настоящие материалы адресованы педа-гогам-дефектологам, работающим с детьми дошкольного возраста с умеренной умст­венной отсталостью в условиях групп крат­ковременного пребывания, в центрах пси­хического здоровья, реабилитационных центрах, а также студентам дефектологи­ческих факультетов педагогических вузов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.