Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Н. Е. Щуркова что же такое воспитание.
щества высокую ценность. Вместо суммируемых результатов — единое образование, диктующее единую логику решения воспитательных проблем. До сих пор мы полагали, что сложенные частные слагаемые дадут единый результат. Оказалось, не дают, так как сумма слагаемых не равна запланированному результату. Действия, слова, чувства — грани социального отношения, но не само отношение. От сложения таких частных проявлений отношение не образуется. Можно научить правильным действиям, нужным поведенческим формам, но в итоге не получить запланированный воспитательный результат, потому что параллельно будет идти становление и развитие субъективного отношения к миру. Именно это зачастую упускается педагогом, занятым передачей знаний и приучением к должным действиям. Причем вина за отсутствие воспитательного результата возлагается на детей, «не соответствующих» ожиданиям педагога. Формирование знания, поведения, чувства, мотива и т.д. — это средства формирования будущего отношения. Но средство — не само отношение. В* каждом воспитательном воздействии необходима стратегия педагога, прицел на будущее отношение к человеку, обществу, Родине, труду и т.д. Для воспитателя ребенок — это система отношений к миру, которая должна развиваться с его ростом и взрослением. Это хорошо понимал А.С. Макаренко, его мысли о роли отношения развиты в трудах современных ученых. Именно категория отношения, введенная в педагогический арсенал, позволяет наиболее ярко высветить некоторые острые проблемы сегодняшнего дня. Например, пресловутый «вещизм». Он не является какой-либо отдельной проблемой — нет смысла бороться против вещизма. Он лишь следствие того, что в системе личностных ценностей не стоит на первом месте «человек». И как только «человек» занимает свое место в иерархии личностных ценностей, «вещь» отодвигается на задний план, переставая быть наивысшей ценностью для наших воспитанников. Или: снимается спорность вопроса о единой тематике классных часов — она не может быть эффективной, потому что не могут у всех детей быть одинаково развитыми отношения и интересы к разным явлениям жизни. Отношенческий подход означает и то, что даже отдельные воспитательные воздействия, которые принято называть мероприятиями, тоже направлены на отношение. Оно есть цель и постоянный предмет нашего воспитательного внимания. Изучение учащихся — это изучение степени развитости их социальных отношений. Педагог, к примеру, не сумеет понять, отчего ребенок плохо учится, грубит, прогуливает, если не исследует его отношения и не обнаружит своеобразия его реальных связей с окружающими людьми. Умение организовать деятельность школьников — основное для воспитателя. Учитель-педагог от учителя-непедагога именно тем и отличается, что он организатор деятельности самих детей. Итак, воспитание — это организация деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к окружающему миру. Чем шире деятельность, тем богаче воспитательные влияния. Познавательная, трудовая, общественная, художественно-творческая, ценностно-ориентировочная, свободного общения, игровая, спортивная и как частная санитарно-гигиеническая — все эти виды деятельности направлены на социально ценностные объекты действительности. Необходимо добиваться большего разнообразия деятельности, которое помогает выявлять индивидуальные особенности и способности учащихся. Недопустимо, когда в школе уважают лишь тех, кто хорошо учится. Нужно научить детей уважать человека как такового. И без признания разнообразия творческих задатков этого не добиться. В школе должна быть широкая палитра информативной службы об успехах детей: выставки поделок, рисунков, сочинений, рефератов, фотографии и имена чтецов, актеров, танцоров, спортсменов, лекторов, экскурсоводов и т.д., при этом в ярком красочном оформлении. Специальная комната, часть холла, угол рекреации, выставочные стенды коридоров — вот места для веселых и теплых сообщений. Деятельностный подход ликвидирует шаблонный подход к воспитанию детей по формуле «деятельность плюс сознание» и «поведение плюс сознание». Формируя поведение, мы формируем и отношение. Вернее должны формировать, упражняя детей не только в привычных действиях, но и в привычном проявлении отношения к людям, обществу, государству, самому себе и т.д. Сегодня все еще многие педагоги пытаются добиться послушания детей, поддерживая у них страх перед наказанием. Между тем соблюдение правил поведения должно выступать для школьника как привычная форма проявляемого отношения. Соблюдать правила требуется во имя интересов общества, школы, товарищей. Только в этом случае можно говорить о том, что принцип деятельност-ного подхода не нарушается, а реализуется. Деятельность как активно выраженное отношение открывает дорогу личностному подходу. Что означает он для педагога школы? Во-первых, личность школьника, выступая субъектом организованной педагогами деятельности, принимает предлагаемые отношения, осмысливает их социальное значение и личностный смысл. При этом отношение к школьнику строится вне зависимости от его возраста и жизненного опыта, а только как отношение к личности, а не к объекту, в полной воле учителя находящемуся. Во-вторых, ребенок в организации собственной жизнедеятельности выступает как лицо активное и инициативное. Все конкретные дела должны быть замыслом детей, их волей. Педагогическое мастерство в том и состоит, чтобы дети не замечали влияния педагога и его воспитательных целей. Традиционные в школах научно-художественные «среды» (есть* правда, «четверги» и «пятницы») показывают: личность ученика проявляет себя самым неожиданным образом, обретая иной статус в системе межличностных отношений и изменяя старую систему отношений. Причем, для самого учащегося это происходит незаметно: ребенок принял то, что для него личностно значимо. Традиционность подобного рода мероприятий дает возможность включить в деятельность многих учащихся, если не всех без исключения. Личность человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью на другое «Я». И смотреть на школьника следует именно через призму ее своеобразия, учитывая и уважая непохожесть, ни в коем случае не гася особенности, не ликвидируя отличительности одного ребенка от другого. С этой точки зрения интересен каждый школьник, вне зависимости от его отметок, поведения на уроке и отношения к учителю. Усредненный подход, таким образом, устраняется провозглашением личностного. Допускаются неодинаковые взгляды, суждения, поступки и внешний облик. В свою очередь, только такое отношение к человеку и поможет ему раскрыться полно, выразить богатство своего мира. Учет индивидуальных особенностей предотвращает форсирование развития личности, предъявление к ней невыполнимых для нее на данном этапе требований. Терпение и такт по отношению к школьнику становятся со временем естественной позицией и самих ребят: вслед за учителем они проявляют великодушие, справедливость, чуткость, потому что педагог научил их этому. При личностном подходе своя роль в организуемой деятельности, учитывающая индивиду- альные особенности, находится для каждого ученика. Стоя на позиции личностного похода, педагог естественно, без каких-либо «хитрых» или заштампованных приемов находит способы влияния на школьника даже в трудных ситуациях. Личностный подход-не означает индивидуалистического подхода. Воля субъекта в данном случае реализуется через волю коллектива, потому что и сам субъект как личность проявляет себя в системе коллективных отношений. Личность не есть то, что существует внутри единичного тела, отмечал Э. Ильенков, она есть единичное выражение жизнедеятельности «ансамбля социальных отношений вообще». Вульгаризаторский подход к толкованию личностного подхода как изолированного подхода к личности проистекает как раз от того, что «местом» личности считают тело, а личностные проявления очерчивают телесной оболочкой. При марксистском толковании сущности личности педагог тесно связывает такие явления, как личность и коллектив, ибо лишь в коллективе и создается богатейшая возможность становления личности, включенной в общественные отношения. Как ни странно на первый взгляд, но именно личностный подход требует самоуправления в школе, так как только в системе общественных связей школьник развивает свои социальные отношения, получает максимальную возможность самоутвердиться. При личностном подходе изменяются взаимоотношения между учителем и учеником. Не скованный страхом, административным давлением, школьник свободно проявляет свое «я», что облегчает его воспитание, ибо педагог видит процесс развития личности и может на него влиять. Личностный подход предполагает постоянное изучение школьников, пристальное всматривание в тонкие повседневные проявления их отношений. Еще один основополагающий принцип — комплексный подход в организации воспитания. Он означает следующее. Человек — целостное существо, и каждый акт его жизнедеятельности является выражением его социальной сущности. Не отдельные отношения проявляются в отдельном акте, не одно качество личности находит свое выражение в одном поступке, а вся система отношений человека при некотором доминировании одного отношения. Воспитание не может не учитывать этого. Организуя воспитательные влияния, надо направлять их не на отдельное качество, а на всю систему личностных отношений школьника. В одном воспитательном акте должен планироваться выход на целостную личность с ее нравственными, политическим, эстетическими, половыми и т.д. отношениями. Не понимая этого, педагог совершает иногда тяжкие ошибки. Мастера-педагоги давно применяют идею комплексного подхода, ориентируясь в своей работе на целостную личность, а не на отдельные стороны ее проявления. Избрав один подход, нельзя исключить другой. Отношенческий и личностный не отрицают, а дополняют друг друга, деятельностный и личностный не могут быть реализованы раздельно, а выходя на отношенческий, личностный и деятельностный подходы, мы тем самым приближаемся к комплексному. Такой уровень понимания процесса воспитания вынуждает учителя расставаться с его привычными профессиональными представлениями. Однако с новых современных позиций раскрывается широкий горизонт педагогических возможностей, видятся новые просторы воспитательных влияний. Школьный повседневный быт, система учебных занятий, внеклассная работа, самодеятельность детских и юношеских организаций — вот что в общих чертах составляет предмет организаторской деятельности педагога. Современный уровень подхода к воспитанию развивает педагогическую зоркость учителя, помогает ему увидеть многое из того, что не было заметно ранее: например, нельзя говорить с детьми о патриотизме при плохо налаженной учебной деятельности; нельзя рассуждать о красоте в грязной комнате; нельзя утверждать высокие идеи на фоне неупорядоченной и неорганизованной жизни учащихся. Педагог может отличить «социальную активность» карьериста и «неактивность» юного патриота, «дисциплинированность» индивидуалиста и «недисциплинированность» альтруиста, «целеустремленность» потребительства и «разбросанность» самоотверженности. Дело теперь за тем, чтобы позиции современного видения процесса воспитания приняли все члены педагогического коллектива школы, чтобы педагогическая грамотность' стала достоянием каждого учителя. Воспитание школьников. — 1989. — №6. - С. 33-45. Ill А. Г. АСМОЛОВ ЛИЧНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ Особенности личностных смыслов и смысловых установок как психологического объекта воспитания личности позволяют наметить некоторые общие методические принципы воспитания. Этими принципами являются: принцип включения личности в значимую деятельность, принцип демонстрации последствий поступка личности для референтной группы, принцип смены социальной позиции личности в группе и принцип учета ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса. Каждый из этих принципов — это не рецепт на все случаи жизни, указующий учителю, как надо действовать в конкретной ситуации, какими приемами вооружиться в том или ином конкретном случае. Задача психолога заключается в том, чтобы помочь учителю решить, в каком направлении вести поиск действенных воспитательных приемов, задать вектор поиска. Приемы же зависят от искусства учителя, которое никогда не заменит никакая наука, в том числе и психология личности. Психолог задает стратегию воспитания личности; тактика воспитания — в руках учителя. В принципе включения личности ученика в значимую для него деятельность сфокусирована идея, вытекающая из социально-деятельностного понимания природы личности: ключ к воспитанию личности лежит в организации и изменении таких видов деятельности, в которых осуществляется саморазвитие личности. Эта идея, по сути, положена в основу воспитательной практики таких выдающихся педагогов, как А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский. Яркий пример того, что включение личности в значимую для нее деятельность дает свои ощутимые плоды там, где не срабатывает обращенная к индивидуальному сознанию риторика, приводит Антон Семенович Макаренко в «Педагогической поэме». Он рассказывает о том, с какой убийственной иронией его первые воспитанники выслушали его страстную речь о необходимости резкой перемены их образа жизни. Позднее, вспоминая об этом печальном опыте, А.С.Макаренко писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько... интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона». Только в деловой борьбе произошло у воспитанников А.С.Макаренко изменение их личностных смыслов, поменялось отношение к жизни. Деловая борьба, совместная деятельность сыграли решающую^юль там, где оказались бессильными уговоры и убеждения. Думаю, что сейчас для подростков, в том числе и для неформальных молодежных объединений, в первую очередь необходима разработка всевозможных форм и видов значимой деятельности. Какой? Да любой! Лишь бы каждый из подростков чувствовал, что в ней он нужен и конкретным людям и обществу. Именно он, как неповторимая индивидуальность-. <...> При этом можно использовать приемлемые формы деятельности, уже ставшие для определенных групп подростков своеобразным рупором индивидуальности, наполнив их необходимым содержанием. <...> Методический принцип включения личности в значимую деятельность пересекается во многом с принципом демонстрации последствий поступка личности для референтной группы. Ученик должен убедиться, к каким последствиям приведет его поступок социальную группу, мнением которой он дорожит. Горькие примеры из истории человеческих страданий весьма недвусмысленно свидетельствуют, что мужественные люди, непоколебимо встречавшие угрозы и испытания, касающиеся их лично, вынуждены были поступаться порой своими идеалами, когда возмездие угрожало их близким. Личность живет в других людях. Поэтому-то не эгоцентрическое увещевание в стиле «какая беда лично с тобой случится, если ты так-то поступишь...» или «какая радость лично тебя ждет, если ты нечто совершишь...», а действенная демонстрация следующих за поступком личности бед и радостей для референтной группы влечет за собой преобразование смысловых установок и ориентации личности. Огромные нереализованные возможности для перестройки мотивации личности в группе содержит в себе принцип смены социальной позиции ученика. Бывает, выпавшие на долю личности обстоятельства судьбы обрекают ее на социальную позицию вечного неудачника, неуспевающего, аутсайдера в классе. Бывает также, что учитель, показывая на примере такого отстающего ученика всему классу то, каким не надо быть, закрепляет в нем эту позицию неудачника, а вместе с ней и растущий комплекс неполноценности личности. В таких случаях любые нравоучения, вызовы на педсовет дадут скорее негативный, чем позитивный, эффект. До тех пор, пока не будет изменена социальная позиция ученика в группе, пока его, не вернет в жизнь класса новая социальная роль, он будет искать самоутверждения вне школы. Гонимый в школе, он нередко становится жестким лидером в компании сверстников на улице. Смена социальной позиции и есть тот рычаг, с помощью которого осуществляется переделка стремлений и мотивов личности. В социальную технологию процесса воспитания в школе необходимо заложить условия, предоставляющие ученику возможность совершать выбор разных социальных позиций, свободный переход от одной деятельности к другой. В нашей школе произошла потеря уникального источника смены социальной позиции — детской игры. Ее почему-то жестко прикрепили к дошкольному возрасту, оставили в дошкольном детстве. Между тем, именно в процессе игры ребенок овладевает ис- кусством вставать на позицию другого человека, видеть мир глазами другого, осуществлять победы над собственным эгоизмом. <...> Использование в практике воспитания методического принципа смены социальной -позиции окажет учителю существенную помощь в решении такой задачи воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма личности и формирование у ученика способности сопереживать другим людям. Понимание мыслей собеседника без знания его мотивов, нередко говорил Л.С.Выготский, всегда представляет собой неполное понимание. Точно так же воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет неполным, ущербным воспитанием. В связи с этим и любая воспитательная система должна хоть в какой-то степени дать ответ на вопрос: какова ведущая мотивация у того или иного поколения молодежи? В самом начале я уже говорил, что в периоды крутых перемен общественной жизни у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности. В нашем обществе как идеал задана ценность «быть личностью». Именно эта ценность и приводит к резкому усилению у молодежи мотивации во что бы то ни стало быть личностью. Образовавшийся в годы застоя дефицит духовности, атрофия нравственного выбора породили, с одной стороны, страх взрослости, * бегство от выбора, социальный инфантилизм, а с другой — жадное стремление добиться самыми различными средствами подтверждения своей индивидуальности. В этой ситуации ценность — «быть личностью» порой приводит к возникновению особого феномена — игры в личность. Случается, что эту игру принимают за нечто подлинное, легкость в выборе решения — за дерзость; категоричность и безапелляционность — за убежденность; всеядность — за разносторонность и многогранность интересов личности или интересов личности, стремящейся обратить на себя внимание молодежной группы. Слу- чается, но рано или поздно подделка под личность распознается. Уж очень по своей психологической природе отличаются, как старательно их не маскируй, обиходные интересы, выбранные под влиянием стремления быть не таким, как все, от интересов индивидуальности, отважившейся сделать личностный выбор. Эти интересы, взятые напрокат антиидеалы, не затрагивают сущности личности, которая с наступлением социальной зрелости сбрасывает их, как змея сбрасывает кожу. Ценность «быть личностью» только тогда приводит к возникновению у человека подлинных мотивов, когда, как писал А.Н.Леонтьев, ее мотивация с потребления, в том числе и интеллектуального, смещается на созидание, на не знающее границ творчество. Тогда-то ценность «быть личностью» возвышает человека до истинно человеческого, сливает его жизнь с жизнью других людей, а не обосабливает человека от общества. Ведущая смыслообразующая мотивация «быть личностью» пронизывает всю человеческую жизнь, приводит к самым разным формам самоосуществления индивидуальности. Если мы не учитываем этой мотивации, то начинаем, например, интерпретировать профессиональный выбор ученика как подгонку личности под профессию. Как одну вещь подгоняем к другой вещи. Индивидуальность же даже по профессиональному признаку не удается вместить в узкие рамки профессий. <...> Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — значит сделать выбор, возникший в силу внутренней необходимости, сметь оценить последствия принятого решения и держать за него ответ перед собой и перед обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит обладать свободой выбора и через всю жизнь нести бремя выбора. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1989. -С. 216-220. А. А. ЛЕОНТЬЕВ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Принцип активности. И целью воспитания, и способом воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм и ценностей (которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая абстракция), а способность к социальному действию, социальному поступку. Принцип социального творчества. Действие, которое совершает ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным и не «прожитым» (А.Н.Леонтьев) школьником, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного волеизъявления. Этот поступок он должен совершить сам, не под давлением. Принцип коллективности. Забыта мысль А.С.Макаренко о том, что в образовательном учреждении действует единый коллектив, включающий и учеников, и учителей. При этом ученический коллектив, который по замыслу должен быть способом социального бытия ребенка, в последние советские десятилетия превратился в игрушку, в макет, своего рода демонстрационное средство реализации педагогических требований, полностью находящееся в руках школьной администрации и учителей. Это был способ манипули-
рования ребенком через коллектив. В результате мы разучились относиться к школьнику как к человеку и гражданину, элементарно уважать его мнение, позицию, его личность и даже мнение и позицию группы школьников, ученического коллектива, если он оказывается способен на такую позицию. Дело в том, что школа оказалась изолированной от общества, а социальная жизнь и активность ребенка в школьном коллективе стали имитацией реальной социальной жизни, социальной активности, игрой на макете. Именно поэтому наша система воспитания так быстро отмерла, как только резко изменилась социальная и социально-психологическая атмосфера в обществе. Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть. В тимуровском движении при всех его издержках | был большой смысл! Мы же все время сбиваем их на игры. Принцип развивающего воспитания. «Зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) есть не только в обучении, но и воспитании. Пусть школьник выскажет какое-то мнение, примет ре- I шение, совершит социально значимое действие I при помощи, совете, поддержке, подсказке кол- I лектива, учителя. Важно, чтобы он осознал эту I позицию и принял ее как свою, иначе это будет 1 простейший конформизм. Принцип мотивированности. А.Н.Леонтьев I писал: надо готовить почву для того, чтобы вно-I симые в сознание человека идеи приобретали для I него субъективный личностный смысл. Сейчас 1 ребенок идет на «воспитательное мероприятие» I (если оно еще проводится), чаще всего окружен-1 ный мощным барьером психологической защиты. I Он ждет, когда его начнут воспитывать! Эффек-| тивность такого воспитания понятна. Субъектив-1 но, для самого школьника, акт воспитания дол-I жен быть ответом на проблему — его собствен-] ную, личную, коллектива, общественную, государственную, общемировую.
|