Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии эффективности






Программа оценки эффективности труда на любом уровне организационной иерархии в определенной точке должна сосредоточить внимание на вопросе о критериях. Критерий — это стандарт или тест, с помощью которого выносится суждение о результативности рабо­ты. Например, в гольфе критерием умения игрока явля­ется счет: чем ниже счет, тем выше мастерство игрока. В организациях критерий должен отражать вклад работ­ника в производственную деятельность12. При оценке ре­зультативности труда критерием является зависимая или запрограмированная мера (т. е. норма) для оценки эффек­тивности индивидуального работника.

Требование к критерию результативности

Прежде чем переменная может быть квалифицирована как критерий результативности, она должна удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых, критерий должен быть реле­вантным к индивиду и организации. Определение релевантности само по себе противоре­чиво. Определенное лицо или группа лиц должны определить, что создает релевантность. Когда релевантный критерий выбран, должны быть предприняты усилия для разработки правильной и действенной меры переменной.

Во-вторых, критерий должен быть надежным. Он предполагает соответствие оценок, произведенных в различные моменты времени. Если результаты двух оценок слабо согла­суются между собой, то возникает некоторая неопределенность в отношении стабильнос­ти критерия.

В-третьих, критерий результативности может быть и релевантным, и надежным, но все же бесполезным в оценке работника. Он полезен только в том случае, если с его помо­щью можно провести различие между хорошими и плохими исполнителями. Если все ра­ботники хорошие исполнители, то нет необходимости в установлении различия. Однако, если имеются хорошие, средние и плохие исполнители, то критерий результативности дол­жен устанавливать различия.

И наконец, критерий должен быть практичным. Он должен передавать некую инфор­мацию оценщику и оцениваемому. Если критерий не несет практической нагрузки, то он становится оцененным показателем, который не имеет значения.

Выбор соответствующих критериев для оценки результативности осложняется да­лее фактом, что критерии часто являются динамичными, т.е. критерии, которые действи­тельны, надежны и практичны в одном периоде, могут утратить эти качества в течение следующего периода. Например, в течение первого года работы производство 15 единиц в неделю было приемлемым для работника. Однако когда работник приобретает опыт, уверенность и осознает цели карьеры, этот уровень производительности может утратить свою актуальность, поскольку опытный работник может произвести в среднем около 25 единиц вдень.

Критерии результативности и право

Комиссия по равным возможностям занятости (Equal Employment Opportunity Commission — EEOC), федеральное агентство, ответственное за применение и приведение в исполнение Акта о гражданских правах 1964 г., издала Унифицированные руководящие положения о процедурах занятости (1978 г.). Эти руководящие положения дали импульс оценке резуль­тативности труда, потому что рассматривают оценки как процедуру выбора13. Руководя­щие положения подтверждают, что такая процедура, как оценка результативности, не долж­на иметь неблагоприятного влияния на какое-либо лицо или группу лиц, защищаемых Актом о гражданских правах.

В большинстве процедур оценки результативности используются бумага и карандаш для идентификации специфического трудового поведения. Как упомянуто ранее, руко­водство использует результаты оценок для стимуляции работников, их оплаты, переме­щения и вынесения других решений. Возможность искаженного и некорректного сужде­ния имеется во многих составляющих процесса. Например, менеджеры, выполняющие роль оценщиков, могут иметь расовые или другие предрассудки, влияющие на их оценки подчиненных.

Судебные постановления предоставляют менеджерам руководящие положения по во­просам критериев, действительности и надежности — трем крайне важным понятиям, — если дело доходит до суда. В эмпирическом исследовании Фильд и Холли идентифициро­вали пять специфических характеристик системы оценки, которым придается важное зна­чение в суде: тип организации, тип используемого инструмента оценки, надежность ана­лиза работы, наличие письменных инструкций у оценщика и метод доведения результатов оценок до подчиненных14.

Окружной суд США, слушая дело «Brito» против «Zia Company» (1973), постановил, что «Zia Company» нарушила статью VII Закона о гражданских правах от 1964 г., уволив непропорциональное количество представителей защищаемой группы в связи с низкими производственными показателями15. «Zia Company» не удалось «доказать факт законнос­ти... совместимость эмпирических данных... Суд нашел, что оценки были основаны на наилучших суждениях и мнениях, но не на каких-либо характеристиках, которые были бы подтверждены определенным видом записей.

13 Richard I. Henderson, Performance Appraisal '(Reston, Va.: Reston Publishing, 1984), p. 337.

14 Hubert S. Feild and William H. Holley, «The Relationship of Performance Appraisal System Characteristics to Verdicts in Selected Employment Discrimination Cases», Academy of Management Journal, June 1982, pp. 392-406.

15 Brito V. Zia Company, 478 F. 2d 1200 (1973).

Суды настойчиво утверждают, что следует надлежащим образом рассмотреть действи­тельность и надежность инструментов оценки результативности.

Законодательство и необходимость в формальной системе оценки результативности существенно повлияли на отношение организаций к этой системе. Независимо от приме­няемого метода менеджеры обязаны выносить суждение о работниках, а эти суждения долж­ны базироваться на научно обоснованных критериях. На рис. 7.1 проиллюстрирована пер­востепенная значимость критериев в процессе оценки результативности. Кроме того, ука­зана важность законодательства в этом процессе, роль оценщика в обеспечении обратной связи и развитии оцениваемых и место оцениваемого с точки зрения понимания ответст­венности, критериев и целей.

Кроме установления действительных критериев результативности конструирование эффективной системы оценки включает определение: 1) кто будет оценивать результатив­ность, 2) когда и как часто будет оцениваться результативность, 3) какой метод оценки бу­дет использоваться. Каждый из этих выборов обсуждается далее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.