Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. С. Бах и его Инвенции и симфонии.
В последние годы двадцатого столетия характеризуются множеством новых фундаментальных открытий в музыке И.С.Баха. Наиболее важные из них коснулись истории создания Инвенций и Симфоний. Существуют два авторских автографа этого сборника и несколько копий. Первый автограф датирован осенью 1722 года и записан И.С. Бахом собственноручно в тетрадь для своего девятилетнего сына Вильгельма Фридемана. Цикл состоит из двух и трехголосных пьес, которым даны названия Преамбулы и Фантазии. Ранее этот автограф ошибочно датировался 1720 годом, указывалось, что это первый неразвитый, не разработанный ещё вариант, что помещены в нём также примеры аппликатуры, музыкальной азбуки, а число Фантазий 14, а не 15. Затем была найдена другая рукопись, исследователи датировали её датой не позже 1723 года. Долгое время эта копия считалась ещё одним автографом и только в 1933 году Людвиг Ландохоф доказывает, что этот экземпляр копия и использование её не верно. Именно на ней базировалась такая серьезная редакция как редакция Бишофа, а у нас это редакция А.Гольденвейзера. Людвиг Ландсхов убедительно доказал, что в этой копии масса ошибок и опечаток неизвестного переписчика, неправильная расшифровка орнаментики, иной порядок пьес и эта рукопись стала называться исследователями творчества Баха Мнимым автографом. Самый поздний второй авторский автограф этого сочинения датируется весной 1723 года, Бах собственноручно переписывает весь цикл, помещает титульный лист и дает новые названия пьесам – Инвенции и Симфонии. Между двумя авторскими автографами прошло всего несколько месяцев. Чем же в столь короткие сроки было обусловлено переименование? Само слово INVENTO, переводится в словарях как изобретение, выдумка. Но часто слово, кроме словарного объяснения имеет ещё и другой смысл, который помогли выявить многочисленные трактаты того времени. Первое упоминание значения этого слова нашли в трактатах по риторике и поэзии. Связано оно с особым способом развития текста путем различных преобразований, когда из одного исходного элемента выявляется множество других. Близкий друг И.С.Баха композитор Иоганн Маттезон в 1723 году создает методический трактат, где эти идеи Invento нашли применение и к музыке, как способу развития музыкального материала, механизму порождения множества элементов из одного исходного. Имитация, увеличение, уменьшение, сложный контрапункт и многие другие. Число этих уровней 15. И.С.Бах был не только знаком с этим трактатом, но и был активным сторонником и даже распространителем этого трактата Иоганна Маттезона. Эта же модель используется и в педагогике, где Invento, начальная, предварительная ступень какого-либо, в данном случае педагогического процесса. Увлечённый этими идеями И.С.Бах переименовывает свой цикл, даёт пьесам новые названия и пишет пространный титульный лист, переписывая второй раз собственноручно все пьесы. Обратим внимание на то, что автор первой монографии о И.С.Бахе Иоганн Форкель называет все пьесы Инвенциями. С этого и берет свое начало та путаница, которая царит в издательствах. На самом деле сам автор никогда не называл трехголосные пьесы Инвенциями. В свете новых исследований также опровергнут взгляд на инвенции как на полифоническую форму. Это жанр небольшой инструментальной пьесы, написанной в полифонической форме.
|