Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация самостоятельной работы ученика.






Роль педагога в организации домашней работы ученика черезвычайно велика.

На правильное проведение домашних занятий оказывает влияние любая мельчайшая деталь - количество времени, сосредоточенность и внимание, ясное понимание способов и цели занятий, распорядок дня ученика, а также конкретные условия домашних занятий. Дети не всегда способны подчиниться определенному режиму, но постепенно с помощью взрослых должны привыкать к удобному для них ритму жизни.

Главное условие при организации занятий с малышами - исключить занятия музыкой поздно вечером, перед сном, лучше всего приучить начинать их сразу после возращения из детского сада или школы. Садиться за инструмент можно только в хорошем настроении, а продолжительность занятий зависит от концентрации внимания, 35-40 минут для 6-7 летнего ребенка вполне по силам. Ни в коем случае нельзя прерывать занятие, увлекшее малыша, игру или просмотр любимого мультфильма. Если в дом пришли гости тоже лучше отложить занятия. Главное у ребенка не должно возникать отрицательной связи между занятиями музыкой и необходимостью лишаться какого- либо удовольствия.

Педагог в этом важном вопросе не может ограничиться только словесными объяснениями, как заниматься дома – необходимо ход самих уроков выстроить так, чтоб его последовательность помогала ученику понять и усвоить, как строить и продолжать работу дома на данном этапе. На этих уроках педагог не должен вмешиваться в корректировку деталей, а только для того, чтобы направить сам ход работы ученика. Цель - научить ученика быть самому себе учителем. Для этого ученик под руководством педагога должен освоить на уроке следующие приемы работы.

Предварительно обдумывать всё, что ученик будет делать. Безусловно, для маленького ребенка времени и усилий требуется больше. Лучше всего, чтоб руки при этом вообще не находились на клавиатуре. Этот навык связан с мобилизацией памяти, так как необходимо вспомнить, о чем был разговор на предыдущем уроке.

Анализировать и находить причины ошибок и, прежде всего, научить ученика их видеть. Это навык связан с активным восприятием игры. С малышами помогает игра - Ты педагог, а я плохой ученик, так как наличие многочисленных ошибок в тексте вовсе не означает, что ученик их видит, слышит и запоминает. Часто педагоги, показывая, подчеркивая и объясняя их, забывают, что наиболее ценным и продуктивным является другой путь – нахождения их самим учеником, активизация внимания и умения слышать музыкальную звуковую ткань произведения.

Заключительное обдумывание подготавливает следующие дни домашней работы. Необходимо закрепление этих навыков в устной беседе с учеником в конце урока, краткое повторение всего, что усвоено на уроке, а также домашнее задание. Записи в дневнике педагогом часто помогают и родителям, но они должны быть кратки и понятны, а старшие дети, могут делать их сами. Гораздо удобнее в целях экономии времени вносить в дневник соответствующие указания во время игры ученика, по ходу урока, а не после его окончания, когда в спешке можно забыть записать главное.

Как научить ученика исправлять свои недостатки?

Все неудачи, которые терпит ученик, как правило, являются следствием определенных причин - неудачно взятого темпа, то есть недостаточной управляемости своим аппаратом или плохого внимания во время игры. Поэтому педагог должен научить ученика в домашней работе нескольким важным способам работы.

Основное требование снижение темпа и связано с ослаблением двигательного автоматизма, именно поэтому часто так трудно выполнимо. Проскакивать легче, чем видеть весь рисунок. Умение начинать детальную работу медленно, постепенно увеличивая темп, не сразу проигрывая большие отрывки, чрезвычайно трудно воспитывается особенно в работе с малышами.

Следующее условие это укорачивание отрезка работы и его постепенное удлинение, что также связано с ослаблением автоматизма и, кроме того, требует напряженной работы памяти. Сколько раз нам ученик говорит, что подряд у него выходит гораздо лучше. Именно здесь педагог должен проявить настойчивость и требовательность, творческий подход, чтоб толково все объяснить ученику.

Другое требование это неоднократное повторение небольших фраз и их постепенное удлинение. Пользоваться способом повторений, необходимо научить ученика правильно - при первом же ухудшении прекращать игру, так как количественное накопление неудачных проб опасно и ведет к понижению ее качества.

Педагогу необходимо учитывать в своей работе очень важную особенность – запоздалое включение эмоционального тонуса, разрушает моторику, если она не приучена функционировать в полном и постоянном контакте, хотя бы и очень условном, в начальной стадии работы над музыкальным сочинением. Поэтому необходимо начинать проигрывания отдельных частей как можно раньше, лучше в классе под контролем педагога, с полным накалом эмоций.

Много внимания педагог должен уделить организация проверки домашних заданий. Первый вопрос слушать целиком, принесенное в класс произведение или нет? Безусловно, принесенное впервые новое произведение необходимо терпеливо выслушать, не прерывая ученика, ведь педагогу так важно услышать самостоятельные ростки восприятия учеником новой музыки. Прослушивать целиком, мы начинаем и на заключительном этапе подготовки к публичному выступлению. Полезно выслушать, когда ученик нуждается в поощрении, но надо ли делать это, если с первых тактов ясно, что ученик понял и правильно работает дома, или, наоборот ничего не понял и ничего не сделал? Плодотворно иногда вообще не начинать занятие с проигрывания, не тратить драгоценное время, а сразу приниматься за работу, например, над трудными эпизодами.

Гораздо важнее не забыть задание, данное ученику и конкретно спросить его то, что было задано.

. Здесь перед педагогом встает проблема ясности способа проверки для ученика.

Прежде всего, очень важна точная формулировка.Например - Я буду на следующем уроке слушать отдельно каждый эпизод или вот эти конкретные трудные места. Работай дома следующим образом, играй и останавливайся после каждой ошибки, так как это мы с тобой сейчас делали на уроке, и я спрошу тебя. Сыграй сейчас всю пьесу без остановок, потом скажешь и назовешь все ошибки. Покажи мне всю работу в том порядке, как делал дома и т.д. Часто именно в неясности формулировки домашнего задания и в способах его проверки лежат многие ошибки педагога.

Часто педагоги недоумевают, почему происходит появление новых ошибок и возрождение старых, когда текст уже достаточно хорошо разобран. Обычно это сигнал того, что внимание ученика перегружено и направлено на другие сферы работы. Педагог сразу должен уменьшить объем задания на дом.

Что может улучшить проверку домашнего задания? Безусловно, устный самоотчет ученика, ряд контрольных вопросов педагога – укажи где. Объяснение ученику, что дома с пятого раза, конечно, выходит хорошо, а на уроке перед педагогом сыграть с первого раза гораздо труднее. В конце урока подведение своеобразного итога занятия, причем лучше начать с одобрения, а затем указать и дефекты.

В чем причины плохой работы дома? Почти всегда это следующие – ученик отложил работу на последний день перед уроком, играл только то, что нравится, не припомнил указания педагога, задание показалось ему слишком легким или слишком трудным, и его выполнение он отложил.

В процессе игры ученика на уроке педагог должен быть предельно объективен и внимателен, запомнить дефекты, уметь выделить наиболее первоочередные задачи и, главное, уяснить себе причины невыполнения домашнего задания.

Со стороны ученика такими причинами являются – невнимание, небрежность, недостаток воли, неусидчивость, иногда упрямство, недостаток заинтересованности занятиями.

Со стороны педагога – это неумение учесть силы ученика, время, объем памяти, уровня способностей, дать отчетливые разъяснения, неумение установить контакт с учеником и заинтересовать его.

Со многими учениками в такой период работы очень помогают поурочные отметки, причем они выставляться могут и самим учеником. Однако педагог должен учитывать, что общая отметка часто не отражает реальность. Например, на уроке ученик работает плохо, а дома работал хорошо, этюд сыграл хорошо, а пьесу плохо. Поэтому важно, чтоб каждый раз ученик точно знал, за что конкретно ему выставлена отметка.

 

Организация первых уроков с учеником.

 

Учитель музыки часто бывает первым педагогом маленького ребенка и от его такта и внимания зависит порой очень многое.

Очевидно, что первое, это знакомство с инструментом, его показ, устройство и беседа с учеником, во время которой хорошо поинтересоваться, что читает ребенок, какие сказки, стихи знает, чем интересуется, познакомиться с родителями.

Далее начинается период знакомства с клавиатурой, высотой звуков, их тембровой окраской и динамикой. Практика показала, что традиционный порядок зазубривания названий семи звуков по порядку архаичен и неправилен. Знакомство с нотами нужно начинать не на нотоносце, не на бумаге, а на клавиатуре и только после того, как эта клавиатура будет освоена малышом вдоль и поперек. Нотная запись должна возникать как естественная фиксация слуховых представлений ребёнка. Этот период обучения очень важен в развитии ориентации на клавиатуре и в дальнейшем обучении.

До первого прикосновения к клавишам полезно позаниматься простыми упражнениями, которые имеют два названия, для девочек это Новая кукла и Сломанная кукла, для мальчиков это Солдатик и Межвежонок. Они помогают организовать правильную посадку за инструментом.

Отметим роль правильной посадки и организации опоры на ноги для усвоения начальных навыков в игре на фортепиано. На важность употребления подставки под ногами указывал ещё Франсуа Куперен. Упражнения Заводная кукла или Робот помогают научиться постепенному расслаблению, а вождение машинки освоить и понять гибкие движения кисти. Существует множество игр на столе и на клавиатуре, например Паучки, Марширующие гномы, Девочка и тигр, Верёвочный мостик.

Изучение клавиатуры лучше всего начинать с чёрных клавиш. Это обосновано, прежде всего, важностью развития зрительной ориентации и помогает педагогу формировать правильные пианистические навыки у ребенка.

Две рядом стоящие клавиши могут рождать ассоциацию с окном, а три с балконом. Или - Две сестрички и Три братика, если ребёнок уже знаком со счётом. Названия можно менять в зависимости от характера и возраста ученика, главное, чтобы эти занятия превратились в игру. Всегда интересна детям игра, когда при чуть опущенной крышке или закрытой платком руке.

Игры на клавиатуре с многочисленными маленькими игрушками, зверями или солдатиками, расстановкой их по клавишам, музыкальное лото помогают не только развитию ориентации ученика на клавиатуре, но и усвоению названия клавиш.

Пение песенок, транспонирование, подбор по слуху, различные игры, простейшее музицирование в ансамбле – вот разнообразные виды работы с учеником в этот период.

Существует целый комплекс различных гимнастических упражнений для исправления осанки, для развития крупных мышц и хватательных движений пальцев рук и выработки правильного дыхания. Скрытые напряжения при извлечении звука, если педагог во время не обратит на них внимание, могут войти в привычку, стать основой неправильного приема игры. Для этого важно в процессе обучения учитывать индивидуальные пределы, границы поставленные природой, понимать физиологическое строение организма ребенка.

Умение приспособить сложную музыкальную терминологию к уровню восприятия ученика также является сложным элементом педагогической работы.

Существует множество школ и пособий для начального обучения. Это Е. Гнесина- Фортепианная азбука, Школа Барановой и Четверухиной - Первые шаги маленького пианиста, Кувшинникова и Соколова - Школа игры на фортепиано, Школа игры А.А.Николаева, Хрестоматия педагогического репертуара Любомудровой и Баренбойма. Выпуски Юного пианиста, составители Ройзман и Натансон, Хрестоматия под редакцией Милича и много новых пособий, таких как - В музыку с радостью - Геталовой и Визной. Многочисленные сборники и альбомы детской музыки, этюдов и пьес музыки барокко, классического и современного репертуара.

В первый год обучения закладывается фундамент развития ученика, главная задача педагога не допустить отставания слухового и образного развития ученика от технического, что приводит к одностороннему развитию ученика.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.