Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проведения фортепианного урока.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Урок – основополагающая форма процесса обучения. На него влияет ряд факторов – возраст, способности, характер и активность ученика. Важнейшими элементами урока являются ознакомление, усвоение нового материала, показ и проверка, обобщение и закрепление. Цель каждого урока – обогащение знаний. Ученик должен унести с урока ясное представление о формах и способах домашней работы, образная память его должна обогатиться, также как и двигательная. Также ученик должен получить эмоциональную зарядку для продолжения собственной самостоятельной работы. Накопление знаний должно происходить в области текстовой грамотности, в области трактовки, в области технических принципов, в области приемов самостоятельной работы и в области теоретических знаний. Урок важнейшая форма человеческого общения и проблема контакта с учеником встает с первых же уроков. Как важно для любого педагога добиться, чтоб маленький ребенок шел на урок с радостью, стремясь скорее показать свои новые успехи и достижения. Для этого, педагогу необходимо тщательно готовиться к каждому уроку. Прежде всего, это поиски репертуара, затем необходимого издания, проигрывание и редактирование того или иного произведения. Редактирование включает в себя - обнаружение опечаток, необходимые исправления или дополнения ремарок, уточнение артикуляции, введение допустимых упрощений в аккордах, распределение рук в пассажах и т.д. В младших классах особенно нельзя допускать редактирования на ходу, а также не вносятся последующие изменения. В старших классах ученик напротив, должен понимать нестабильность и условность ремарок и вариантность аппликатуры, что вызвано закономерным изменением отношения в процессе работы. Педагог это хороший исполнитель и весь репертуар ученика педагог обязан играть сам. Каждый урок необходимо рассматривать как звено в цепи множества уроков, уроков предыдущих и последующих. Анализ предыдущего урока, его обдумывание чрезвычайно важно для педагогической работы. Часто педагог тратит время на маловажные замечания, на просмотр нот на уроке. Обычное возражение здесь – нельзя предусмотреть все, планирование мешает творчеству на уроке. Но разве само планирование не является творческим процессом, педагогическая гибкость и даже коренная перестройка всего урока совсем не означает аннулирования того или иного плана. Опытные педагоги встречают мало неожиданностей, хорошо зная ученика, они предвидят многие его поступки и знают стиль домашней работы. Отклонения от работы чаще встречаются с одаренными учениками. Внимание педагога во время урока должно быть сосредоточено на следующих моментах. Что было обнаружено при проверке домашнего задания? Что удалось на уроке, и что нового в характере ученика он обнаружил? Что нового в работоспособности, одаренности ученика было замечено? Был ли ученик сам инициативен и дал ли предыдущий урок новый импульс к его работе, повысил ли интерес ученика? Разрозненные знания получил ученик или систему? Следствием чего были ошибки – непонимания или невнимания? Появилось ли что то новое в игре ученика? Помог ли старый метод занятий или нужен новый метод объяснений? Что в работе на уроке было лишним и не нужным? Не тормозился ли ход урока, какие ненужные замечания и повторы были сделаны? Очень бывает полезно сопоставить реальный план с задуманным ранее. По планированию следующего урока существует два пути – это расширение и обогащение навыков и знаний ученика, то есть новый материал и помощь в работе над текущим репертуаром. Опытный педагог не должен забывать и о значении вспомогательного материала – упражнениях, эскизном прохождении пьес, игре с листа и совместном музицировании. Но главное это обдумать, на какую сторону в развитии ученика необходимо обратить внимание в первую очередь. Что из репертуара надо проверить целиком, а что частично. Какие требования к себе надо предъявить, чтоб помочь ученику. А может быть урок просто скучен? Педагог, всегда разговаривающий одним тоном, всегда спрашивающий Баха, а потом этюд вряд ли пробудит в ученике интерес к творчеству. Нельзя забывать и о проверке работы над гаммами и чтению с листа. Здесь перед педагогом встает вопрос построения урока, ведь на все времени не хватит. А.Б. Гольденвейзер не советовал на одном уроке заниматься более чем тремя заданиями и сразу начинать работу над самым трудным заданием. Младшие готовят дома все пьесы, старшие работают уже над группой пьес. Педагогу необходимо избегать незаконченных уроков и запаздывания следующих учеников. Ведь ученик должен иметь ясное представление о том, какие задачи стоят перед ним, чего не хватает и как работать дома и окончание урока не должно быть скомканным, ведь без устного обобщения урок обесценивается. Также точность формулировки посильного домашнего задания и эмоциональная зарядка в конце урока очень важны для ребёнка. Оценка может быть положительной или отрицательной для ученика, но необходимо помнить, что маленькие дети еще не имеют достаточно воли и целеустремленности для выдерживания строгой критики. Часто педагог думает, что составление плана урока лишает этот урок творчества. Но творчество и импровизационность не означает разбросанности. Часто простая ошибка, мелочь и именно она дает педагогу возможность обобщить и сделать интересные выводы и обобщения. Любое отступление от плана урока важно и необходимо, если оно полезно и вызвано затруднением ученика. Не секрет, что есть ученики, располагающие педагога к творческой работе, а другие нет. Урок, часто может быть посвящен и какой то одной проблеме.Либо это урок, направленный на приобретение новых знаний или на их закрепление, на умение работать дома, на умение педализировать, урок перед выступлением и т.д.
|