Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогу, прежде всего необходим анализ и понимание наиболее типичных недостатков в развитии техники.






Наиболее распространенный недостатокэто зажатость, скованность аппарата. Виной этому становится обычно плохое начальное обучение, нарушение принципа постепенности развития, плохая посадка, а также искусственность пианистических игровых приемов, не увязанных с конкретными музыкальными задачами. Например, при изучении гамм ставится узкая цель – достижение ровности и беглости, а вопросы звучания, пластичности, дыхания педагогом игнорируются.

Другой распространенный недостатокэто изолированные движения пальцев при застывшей позиции руки. Обычно педагоги забывают здесь о роли объединяющих кистевых движений, локтя и корпуса в игре ученика.

Поверхностное звукоизвлечение, плохое качество звука вызывает обычно провалы в звучности пассажей. Прежде всего, это недооценка педагогами работы по налаживанию контакта с клавиатурой и роли опоры в пальцах при медленной игре.

Слишком свободная, разболтанная кисть и как следствие этого снижение активности пальцев, часто дает также тусклое звучание при игре является ещё одним недостатком при игре.

Увлечение чрезмерно быстрой игрой, приводит к ослаблению внимания к деталям, потере глубине и ясности звука.

Из-за неясности музыкальногообразаисполнение часто становится бледным техническиинесовершенным.

Каким основным критериям и принципам должен следовать педагог в своей работе? Наиболее важные их них это обеспечение контакта с клавиатурой в сочетании с активным точным пальцевым движением. Воспитание музыкальной воли. Гибкость, естественность и пластичность движений пианистического аппарата. Связь и взаимодействие всех его звеньев, а также целесообразность и экономия движений. Главным критерием любой технической работы должен являться как итог – звуковой результат исполнения.

Вистории пианизма существует два различных направления в развитии мелкой техники. Развитие мелкой техники в условиях непрерывного длительного движения и совершенствование силы и активности, независимости самих пальцев.

Задача первого – выработка свободы технического аппарата, его гибкости, когда пассажи в результате правильной работы приобретают связность и цельность. Второе – вносит в него техническую дисциплину, учит управлению, а главное сохранению всех этих качеств в быстром темпе. Согласование и знание путей обучения этим качествам часто играет решающую роль в развитии ученика.

Главное направление технической работы - пальцы не ощупывают клавиши, аактивно ходят и переступают, происходит как бы приспособление руки к рельефу фразы. Множество моментов должно находится в сфере внимания педагога – роль купола руки, при подкладывании первого пальца рука чуть отклоняется в сторону движения, перекладывание пальца происходит без ненужного взмаха и многие другие.

Особенно внимательно педагог должен следовать принципу собирания пальцев и плавных движений в широких интервалах. Например, в коротких арпеджио первый палец подводится к первой клавише следующего арпеджио.

На старших ступенях обучения в переходе к подвижным темпам существенно возрастает роль вращательных движений – пронации и супинации. Педагог должен учитывать, что в более быстрых темпах все движения как бы стираются, уменьшаются, но не исчезают, а роль крупных движений всей руки, как смычка, возрастает. Путь к более быстрым темпам лежит через укрупнение дыхания, кроме того, педагогу надо знать, что при быстрой игре происходит изменение биохимических процессов в мышцах и не существует универсального способа технической тренировки. Умный педагог всегда имеет в виду конкретного ученика и знает, что, предложив свой один универсальный принцип тренировки, всегда ошибется.

Работа над техникой тесно связана с работой над координацией движений.

Развитие этого навыка имеет огромное значение. Прежде всего, это работа над независимостью рук, в достижении ритмических задач и в полиритмическом развитии ученика. Очень интересны упражнения и советы по этой теме выдающегося детского педагога ЦМШ Е.Тимакина, которые подробно освещены в его книгах и нотных пособиях.

Отметим также особенности прохождения этюдов в ДМШ – неизменность аппликатуры и недопустимость облегчения текста. Кроме того, в музыкальной школе не приветствуется игра этюдов с педалью, кроме старших классов.

Дать правильный совет ученику означает знать причины неудач. Отметим наиболее часто встречающиеся. Ученик играет неплохо, но у него утомляются руки, что говорит о том, что существует проблема нахождения мест отдыха. Толчки и неровности, грязь в аккордах обычно связаны с игрой неправильным техническим приемом. Иногда ученик не успевает во время переключиться или собраться, то есть имеет дефекты внимания и концентрации, а неправильная посадка вызывает перенапряжение мускулатуры рук, шеи и лица. Но часто причина технической неудачи не там, где она кажется, а заключена, например, в исполнении партии левой руки и связана с нарушением координации между руками.

При исправлении недостатков в работе технического аппарата педагогу необходимо изучить функционирование всех его звеньев раньше, чем вносить коррективы, составить своего рода обзор техники ученика, причем сделать это на нескольких уроках. Особенно важно не переучивать его под себя, если ученик добивается хороших результатов, используя свои собственные технические приемы. Главное условие работы - выбор репертуара, который должен быть легче и короче по размеру. Нельзя исправить недостатки на старом материале. Иногда полезно поиграть самые первые упражнения для начинающих. Очень важно заставить ученика понять и поверить, что такая перестройка необходима для его дальнейшего развития. Период этот должен быть кратким и не затянут по времени.

Много педагогических ошибок в работе над техникой было связано с рассматриванием техники, как отдельной стороны обучения. Сторонники старой изолированной техники, облюбовав какой-нибудь прием, изолированные пальцы или вес руки, пытались на одном этом приеме построить теорию обучения, что всегда приводило к ошибкам и односторонности развития. Конкретные музыкальные задачи и их выражение всегда зависят от целого комплекса сложнейших проблем - от свободы и управляемости всем пианистическим аппаратом, состоянием психики, творческой воли и концентрации внимания.

Грубая педагогическая ошибка, это идея прохождения всех сборников от начала до конца. Такие педагоги свято верят, что количественная сторона и постепенное увеличение темпа дадут результат. Вспомним Калькбреннера и его газету. Прохождение по сборникам вредно, так как каждый ученик индивидуален и теория, что из пятидесяти один или два этюда помогут, никогда не работает. Качество несравненно важнее количества. Однако существует и другое мнение, другая крайность – не проходить вообще технических сборников, не играть гамм, арпеджио и аккордов.

Возникает вопрос, – на каком репертуаре воспитывать технику - тренировочном или художественном? Актуален этот вопрос и длясовременной педагогики. По мнению многих ведущих педагогов, изучение художественных произведений недопустимо превращать в материал для технического развития. Соната Моцарта не пальцевой этюд, а Рапсодия Листа не октавное упражнение.

Еще одна педагогическая ошибка часто связана с отсутствием системы в работе над техникой ученика. Для этого педагогу необходимо знать классификацию видов фортепианной техники.

Это – техника певучего тона, пятипальцевые мотивы, технические формы, связанные с подкладыванием и перекладыванием пальцев. Гаммаобразная техника. Техника аккордов, арпеджио и трезвучий. Трельная техника и техника игры украшений, репетиционная, а также различные виды тремоло, октавы, двойные ноты и скачки. Полифоническая и полиритмическая техника. Если педагог хочет гармонично воспитать своего ученика он не должен забыть ни об одном из этих видов техники.

В определенные периоды развития фортепианной педагогики существовали разные взгляды на вопрос о развитии мелкой и крупной техники. Можно упомянуть о передовых взглядах Ф.Листа, которые получили свое подтверждение и в русской фортепианной литературе, например, в Детском альбоме П.И.Чайковского, о том, что овладение приемами крупной, в частности аккордовой техники, играет на ранней стадии обучения свою положительную роль.

 

Примерный план анализа сборника этюдов. Охарактеризовать музыкально – пианистический стиль и круг заданий, подробно разобрать несколько этюдов с различными заданиями. Особенности – звучность, артикуляция, фразировка, рисунок, координация рук, повторность и изменчивость, уровень сложности, особо сложные эпизоды и способы работы над ними.

Основные пособия и сборники для средних и старших классов. Этюды К.Черни ор.299, 740, 636, 821. А.Лешгорн ор.66. ор.136, А.Крамер ор.60, М.Мошковский ор.72 и многие другие.

Технический зачет проводится в третьем или четвертом классе школы, иногда второй раз в шестом классе. Для них выбираются особые этюды, исполнение которых обязательно всеми учениками. Во многих школах проводятся зачеты по гаммам и чтению с листа. Требования к таким зачетам вырабатываются согласно программе ДМШ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.