Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • II. Основная часть. Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И






    ЗАНЯТИЕ 1

    Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я.

    Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я;

    закреплять знания о гласных;

    учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова;

    формировать навыки работы с омонимами, обобщениями;

    развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.

    Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.

    Ход занятия
    /. Оргмомент

    1. Припоминание гласных букв, которые используютсядля смягчения согласных.

    Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми.

    II. Основная часть

    1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.

    Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

    «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.

    Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА!» Прислушались звуки и
    услышали «Я - Я — Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я.)

    Потом звук Й пел вместе с О (ЙО - ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

    ЙУ - ЙУ - ЙУ = Ю ЙЭ - ЙЭ - ЙЭ = Е

    ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я

    Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»
    2. Знакомство с гласной буквой Я (задание 1. с. 3)

    Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.

    3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот».

    Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.

    ма - мя та - та ар -... ла -...

    ня -... яч -... фа -... ам -...

    Отмечают гласные А и Я соответствующим символом.

    Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого?


    4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Игра «Парашютисты».

    Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на полянки:
    если в слове - названии картинки - есть буква Я - на поляну с написанной на ней буквой Я, если есть буква А - на поляну с буквой А, а если есть буквы А - Я - на поляну с буквами А - Я.

    Ка ртинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.

    Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Мост - в этом слове нет ни Я, ни А.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Лилия, яблоко, обезьяна.)
    5. Физминутка. «Яблоко».

    ______________

    6.Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

    Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.

    Модели слов:

    Р - Д М - Л ЗАВ - Л

    7.Развитие зрительного внимания и звукового анализа (задание 2, с. 3).

    Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.

    ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ

    К_МЕНЬ М_ТА Т__ЩИТ К_ША

    Т_НЕТ КР_СИТЬ ГЛ_3 СТ_РЫЙ






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.