Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нечестное исполнение роли






Было бы удивительно, если бы в замысловатой игре на житейской сцене не встречалось бы фаль­шивок. Такого же мнения придерживается и Гоф­ман, называя их неправдивым исполнением роли. Иногда публика различает правду и фальшь, на­стоящее и ненастоящее в исполнении социальной роли. Некоторые даже страдают профессиональной подозрительностью ко всякому изъяну в фасаде (на­пример, полицейские) или относятся к ним с мора-лизаторским ригоризмом. Спектр социальных постановок здесь очень широк. Если кто-либо вы­дает себя за определенное лицо, не являясь им, мы считаем, что происходящее нечестное исполнение роли недопустимо, но в то же время к заведомым аферистам бываем менее взыскательными.1 Мы да­же порой довольны их поведением, если оно пошло на пользу делу или жизнь проучила плутишку.

С точки зрения исполнителя, а не стороннего наблюдателя, честное исполнение роли порой ка­жется в высшей степени рискованным делом, и в повседневной жизни человек даже не всегда отва­живается на некоторые роли. Под нечестным ис­полнением роли можно понимать и прямой обман. Обман возникает, когда кто-либо притворяется не тем, кем является, чтобы сыграть роль, на которую не имеет права. Опасность обмана в том, что он может обрести самостоятельную жизнь: «Обман не только наносит вред личности, но и всегда есть ве-

1 Ср.: Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 56.


роятность его разоблачения другими, кто знает че­ловека».1

Как отмечалось, не каждое недобросовестное исполнение роли обнаруживается тотчас (как и добро­совестное). Мы знаем, что «единожды солгавшему не верят, даже когда он говорит правду». Кто запят­нал себя ложью, должен понимать, что разрушается не только актуальное социальное взаимодействие, но и страдает вся его репутация. Однако мы относим­ся с пониманием ко «лжи во спасение», например лжи врача ради уменьшения мучений больного.2

Можно сетовать о том, что между правдой и ложью лежит широкая нейтральная полоса. Так, не совсем правдивыми, но в то же время и не явно нечестными являются «такие тактические уловки и трюки коммуникации, как намек, двусмыслен­ность и фигура умолчания». Эти приемы «позволя­ют извлекать пользу из лжи, не прибегая к ней в строгом смысле слова».3 В этой связи Гофман при­водит цитату из одного британского администра­тивного документа: «Нельзя говорить неправду, но с точки зрения публичных интересов нежелатель­но и даже иногда вредно говорить все, что имеет отношение к делу и является правдой. Факты сле­дует сообщать в определенной последовательности».4

Как уже отмечалось выше в параграфе об управ­лении впечатлениями, неверное впечатление лишь об одной роли может дискредитировать человека в целом. В частности, это касается недобросовестной

1 Goffman E. Stigma. Frankfurt am Main, 1996. S. 97.

2 Ср.: Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 58.

3 Ibid.

4 Цит. по: Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 59.


 

236 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация


Ирвинг Гофман: Техники презентации


 


постановки, которая получает огласку, что влечет за собой обобщения, распространяющиеся даже на такие сферы поведения, где невозможно ничего ута­ить. Этот эффект может отрицательно повлиять и на самого постановщика, который «однажды солгав в чем-нибудь, будет испытывать постоянный страх при исполнении роли, даже если вероятность разоблаче­ния будет чрезвычайно мала».1

Здесь уместно задаться вопросом, является ли вообще исполнение социальной роли правдивым или ложным поведением. В качестве ответа напомним, что интерес Гофмана заключается не в том, чтобы узнать, что кажется зрителю, а в том, насколько постановщик «сам верит в образ реальности, кото­рый он желает вызвать у окружающих своим пове­дением».2 Вопрос, по Гофману, заключается не в истинности или ложности текущих впечатлений, а в том, как можно их нейтрализовать. Поэтому гофма-новский ответ вполне закономерен: следует не до­пускать впечатлений, которые могут дискредитиро­вать желательное впечатление.3 Мы еще вернемся к такому ответу, так как он имеет непосредственное отношение к обвинению Гофмана в создании масш­табной «социологии обмана» и обучении неустой­чивых читателей без особых последствий бессовест­но торговать моралью, но прежде коснемся еще двух видов постановки, которые непосредственно связа­ны с вопросом ее правдивости.

1 «Когда бабушка решила, что я уже немного окреп для жизни, она дала мне мудрый совет: нужно говорить правду, но не всю правду», — пишет Гофман (Wir alle spielen Theater. S. 60).

2 Goffman E, Wir alle spielen Theater. S. 19.

3 Ср.: Ibid. S. 61, 62.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.