Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление впечатлениями






Исполнитель роли обычно уверен, что публика будет правильно понимать тонкие намеки, указы­вающие «на важные моменты представления».1 Он не должен ни подавать все на лопате, ни скромни­чать так, что никто не поймет, чего он добивается. Пользующаяся обычно дурной славой «потеря доб­рого имени» может оказаться на самом деле очень тонкой драматической постановкой. Кто позволяет себе уронить свое имя, на самом деле уверен, что окружающие кое-что извлекут из этого. Например, некоторым ничего не говорит вскользь брошенная фраза о том, что мы с другом всю ночь говорили о мировых загадках. Заложенная в ней ирония мо­жет остаться незамеченной, все сказанное прини­мается за чистую монету. Следовательно, управле­ние впечатлениями является важной частью соци­альной драматургии.

Если публика неверно интерпретирует постанов­ку или уделяет слишком большое внимание неуда­чам исполнителя, возникает опасность иного опре­деления ситуации с ее стороны, не запланированно-

1 1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 48.


го исполнением. Поэтому исполнитель роли должен всячески избегать вредных для него впечатлений, зная, что одна фальшивая нота портит весь оркестр. Гофман в этой связи выделяет три вида группы со­бытий, которые могут привести к провалу всей по­становки. Во-первых, это неловкость исполнителя роли. Безобидным примером может быть учитель, который, читая классу мораль, вдруг начинает икать. Во-вторых, исполнитель роли бывает увлечен ею либо слишком слабо, или слишком сильно. Напри­мер, кто рассуждает о безработице легко, как о пого­де, проваливает представление перед публикой точно так же, как и тот, кто рыдает при слове «безрабо­тица». В-третьих, исполнитель роли может поль­зоваться не теми декорациями, или постановка бы­вает неудачной в целом. Например, кто будучи в трезвом виде на карнавале заявляет, что для него главное — борьба против экспериментов на живот­ных, избрал явно не ту сцену для выступления, или зять окажется в неловком положении, показы­вая теще «любимого внука», если тот ее не слуша­ется.

Отсюда видно, что презентация является весьма сложным процессом в повседневной жизни. Однако обычно она удается довольно неплохо. Гофман уде­ляет так много внимания стратегии исполнения роли, случаям его нарушения и неудач лишь для того, чтобы с помощью средств социологии заострить вни­мание на сложности постановок друг перед другом на «очень тонком льду» повседневных отношений. Это еще лучше видно в случае иной стратегии, кото­рую Гофман упоминает лишь вскользь при анализе постановок. Она называется ролевой дистанцией.


230 X. Абельс Интеракция, идентичность, презентация






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.