Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера в собственную роль






Под исполнением роли (performance) Гофман понимает целостное поведение, которое человек де­монстрирует перед другими и которое влияет на других людей.1 Гофман начинает социологический анализ исполнения роли с постановки вопроса, со­держащего двоякое сомнение в искренности пове­дения исполнителя роли. Обычно отдельный чело­век, исполняя свою роль, требует от зрителей вос­принимать его всерьез. Они должны считать, что «он ведет себя так, как это проявляется внешне». Если ему удается управлять нашими впечатления­ми, то мы считаем его хорошим исполнителем роли. Лишь спустя длительное время после «представле­ния» мы в состоянии выйти из-под обаяния его «по­становки» и уяснить себе, что это была не реаль­ность сама по себе, а «всего лишь» спектакль. Это первое сомнение, из-за которого мы чувствуем, что некто «разыграл» нас. В этой связи Гофман выдви­гает и другую точку зрения на этот вопрос и иссле­дует, «насколько сам актер верит в реальность, ко­торую он стремится вызвать у своего окружения».2 Благодаря этому второму сомнению мы, вероятно, обнаружим, что актер играет роль не только для нас, но и для себя. Именно в этой связи выше ци­тировано высказывание Л. Пиранделло о том, что выбор маски не случаен. Точно так же считает и Р. Парк, когда утверждает, что маска есть наше под­линное лицо.


Бывают исполнители, которые полностью увле­чены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, од­нако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли не в цинизм.

Фасад

Гофман называет исполнением роли все поведе­ние на людях. Ту часть исполняемой роли, которая «в общем и заранее известном виде постоянно слу­жит для определения ситуации участниками пред­ставления», Гофман называет «фасадом» (front).1 Фасад представляет собой «стандартный репертуар выражений, который индивид использует сознатель­но или бессознательно».2 Сюда относятся, во-пер­вых, «сценические декорации», то есть оформле­ние пространства для выступления, например квар­тира, автомобиль или любимое кафе. Во-вторых, «личный фасад», к которому относятся статусные символы, одежда, пол, внешность и манера речи. Наконец, бывает еще и «социальный фасад», под которым понимаются социальные ожидания, свя­занные с социальной ролью. Например, устойчи­вые представления о нормах поведения в данном обществе в роли врача или матери.


1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 23.

2 Ibid. S. 19.


1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 23.

2 Ibid.


 

220 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

Во время своей поездки в Польшу президент США Д. Буш вспоминал слова актера и режиссера Вуди Аллена о том, что 90 процентов жизни сво­дится к тому, чтобы демонстрировать свое лицо. Скорее всего Вуди Аллен имел в виду не просто «лицо», а те самые «фасады», о которых пишет Гоф­ман, и что их демонстрация является исключительно напряженным и утомительным делом. Мы не мо­жем демонстрировать какие угодно фасады, как и не можем выбрать все маски сразу. Это не вопрос количества и качества, а вопрос выбора одного из качеств. Так как фасады всегда обозначают нечто, прежде всего используются те из них, которые спо­собны выразить типичным образом то, что нужно выразить.1 Гофман полагает, что в ходе своего раз­вития общество научилось «с помощью небольшого числа фасадов выражать большое количество соци­альных действий». Об этом свидетельствуют, напри­мер, результаты исследований Радклифф-Брауна, посвященные системе родства в крупных общинах, в которых клановое деление позволило «создать менее сложную систему идентификации людей и типов поведения».2

Редукция к типичным образцам поведения и со­ответствующим фасадам, известным всем членам дан­ного общества, делает социальные ожидания окру­жающих более надежными: «чтобы ориентировать­ся в различных ситуациях, им достаточно знать лишь небольшой набор фасадов и реакций на них».3 Как

1 Указанная связь между ролью и фасадом соответ­ствует в феноменологической социологии понятию типиза ции, а в этнометодологии — понятию объяснения.

2 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 27.

3 Ibid.


 

 

Ирвинг Гофман Техники презентации

уже было отмечено, Райт Миллс метко назвал это явление мотивационным вокабуляром: «Люди раз-; личают ситуации с помощью специфических вока-буляров, согласно которым они предвосхищают последствия своих действий».1

Отсюда ясно, что выбор и конструкция фасада зависят от ожиданий данного общества. Это и имел в виду Гофман в понятии социального фасада. Сте­реотипные ожидания в отношении социального фасада могут привести к тому, что фасад институ-ционализируется, становится независимым от опре­деленных задач. «Фасад становится " коллективным исполнением роли" и превращается в самоцель». Это означает, что исполнитель сложившейся роли должен перенять вместе с ней и определенный фа­сад: «фасады обычно выбирают, а не создают».2 Они являются частью «драматической постановки».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.