Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ролевая дистанция






Никто из социологов не занимался темой роле­вой дистанции так подробно, как Гофман. Импуль­сом для возрождения интереса к этой проблеме ста­ло возобновление дискуссии по теории социальной роли, которая зашла было в тупик из-за острой кри­тики структурного функционализма Парсонса. Тема ролевой дистанции позволила обратиться к тем проблемам человека в обществе, о которых говорили (или которые предсказывали) представители симво­лического интеракционизма. Интересно, что эта тема была затронута в книге Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», как отмечалось, лишь вскользь, мимоходом. Здесь мы вкратце рассмотрим ее в общих чертах, ограничившись ранее упомяну­тым другим сочинением, написанным Гофманом два года спустя после завершения своего главного труда.

На первый взгляд кажется, что ролевая дистан­ция говорит о завершении совместного «спектак­ля» Однако можно показать, что именно она дает индивиду возможность иначе определить ситуацию, фасады, декорации и даже зрителей. Гофман опи­сывает ее как сложную форму игры так: «Публич­ное участие человека в одной ролевой структуре дает ему возможность сохранять неопределенность от­носительно своего участия в другой ролевой струк­туре. Тем самым у него в запасе имеется еще одна или несколько социальных ролей, которые испол­няются по мере надобности».1 Это одна сторона того,


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

почему драматические постановки являются фраг­ментами более широкой реальности. За их предела­ми имеются внешние области, важные и существен­ные при других обстоятельствах. Отсюда следует, что от наличия иных социальных ролей невозможно полностью отвлечься. В этой связи А. Стросс утверж­дает, что любая интеракция является взаимодей­ствием не только с присутствующими, но и с отсут­ствующими зрителями. Иными словами, зрители, на которых мы ориентируемся, не обязательно долж­ны сами физически присутствовать в ситуации, их могут заменять символические фигуры прошлого, настоящего и даже будущего. Предвосхищение «ре­акций этих лиц будет учитывается человеком в соб­ственном социальном действии»1 и может привести к иному определению обязанностей, вытекающих из актуально исполняемой роли, так как ожида­ния отсутствующего зрителя могут оказаться веь-ма и весьма значимыми. Таким образом, действую­щий человек, ориентируясь на вышеописанные иные ожидания, дистанцируется тем самым от актуаль­ных ожиданий к роли и ориентирует свои действия на своего партнера по взаимодействию как бы услов­но.

Вторая сторона того, что исполнение роли все­гда является лишь фрагментом более сложной ре­альности, связана с ожиданиями присутствующих зрителей. Гофман так описывает эту проблему: «Лю­ди имеют двойственное отношение к обстоятель­ствам, в которых находятся и могут оказаться. Они чувствуют, что одни обстоятельства им подходят полностью, а другие — нет, одни обстоятельства


1 Goffman E. Rollendistanz // Interaktion: Spafi am Spiel. Rollendistanz. Munchen, 1973. S. 101.


1 Strauss A. Spiegel und Masken. 1968. S. 7.


 

232 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация


Ирвинг Гофман: Техники презентации


 


радуют их, и их можно принять в качестве состав­ляющей своего образа, а другие — нет».1 Так как в социальном взаимодействии каждый постановщик роли одновременно является зрителем, и наоборот, каждый зритель — постановщиком, то определение ситуации каждым из них касается всех участников ситуации. Определить ситуацию — значит побудить других к поведению, соответствующему своей кон­цепции действия, что с необходимостью означает ограничение действий других людей. По большому счету все находятся в одинаковой ситуации и пред­принимают одинаковые усилия против сковывания своих действий, что и является основой ролевой дистанции. Гофман так описывает соответствующую стратегию поведения: «Если последовательно про­следим поведение человека, то обнаружим, что он никогда не остается пассивным перед множеством возможных значений ситуаций, которые возника­ют перед ним. Всегда, если есть возможность, он будет активно выступать за сохранение того опре­деления ситуации, которое является стабильным и хорошо согласуется с его образом самого себя».2

Это не всегда бывает легко, причем принципи­альным условием является одинаковый статус участ­ников. Там, где доминирует власть обстоятельств, возможна лишь односторонняя ролевая дистанция. В обычных условиях люди располагают методами, благодаря которым они участвуют в социальной постановке на равных. К ним относятся объясне­ния, извинения и шутки. Все это — «методы, с по­мощью которых человек просит вычеркнуть неко-


торые признаки ситуации из числа критериев оцен­ки его личности».1 Ролевая дистанция является «разграничением индивида и его возможной роли».2 Посредством ролевой дистанции индивид активно воздействует на образ, который складывается о нем у других. Примером такой стратегии является ре­бенок, который рьяно кружится на карусели, по­казывая другим детям, но прежде всего родителям, что он уже не такой маленький.

Ролевая дистанция может выступать в качестве добровольного отказа от некоторых прав, связан­ных с определенной социальной ролью. Гофман иллюстрирует это на примере хирурга, который во время сложной операции реагирует на неловкую работу ассистента добродушным замечанием, что «во время своей первой операции с ним было то же са­мое!», а не строгим выговором, смутившим бы ассис­тента еще больше. В этом примере ролевая дистанция позволяет провести подсчет преимуществ и недо­статков, связанных с разными вариантами продол­жения совместной деятельности. Отсюда видно, что ролевую дистанцию нельзя путать с уклонением от ролевых обязанностей или с недееспособностью чело­века. Она является самостоятельным способом пове­дения в ситуации с учетом ее определения другими людьми или требований конкретных обстоятельств. Поведение человека в тотальных институтах, опи­санное Гофманом, показывает, что ролевая дистан­ция является стратегией выживания в институцио­нальных условиях, крайне опасных для человека.


1 Goffman E. Rollendistanz. S. 116.

2 Ibid. S. 117.


1 Goffman E. Rollendistanz. S. 118.

2 Ibid. S. 121.


 

234 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация


Ирвинг Гофман: Техники презентации


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.