Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность человеческого действия






Как отмечалось выше, с точки зрения символи­ческого интеракционизма никаких «миров в себе» не существует, а есть лишь миры, которые индиви­ды конструируют для себя и других. Объекты ста­новятся частью социального окружения людей в том значении, которое придают им люди. Поэтому вся­кий абстрактный мир становится конкретным ми­ром, исходя из которого только и можно понять действия человека. Решающее отличие человека от животных состоит в том, человек не просто «вни­мает» миру, т. е реагирует на него «в силу своей биологической конституции», а формирует актив­ное отношение к миру. Человек способен приписы­вать вещам значения, то есть интерпретировать окружающую среду и тем самым создавать свой символический мир. Если человек намерен действо­вать, то он должен продемонстрировать себе и дру­гим значения этого символического мира.

С помощью различения окружающей среды и мира символических значений Блумер еще раз под­черкивает, что человек противостоит окружающей среде не как продукт, который определенным обра­зом «организован», например через социализацию или развитие потребностей, и лишь автоматически реагирует на внешние стимулы. Наоборот, соглас­но теории символического интеракционизма чело­век сам создает свой мир в процессе его интерпре­тации: «В сущности, поведение человека состоит в том, что он рассматривает вещи и на основе их стро­ит свою линию поведения. К воспринимаемым ве­щам относятся его желания и потребности, его цели


и средства для их достижения, собственные поступ­ки и ожидаемые поступки других, образ Я и вероят­ный результат определенной линии поведения», — пишет Блумер.1

Человек постоянно сталкивается с изменчиво­стью социальных ситуаций, в каждой из которых он вынужден действовать, интерпретировать и опре­делять условия своего действия, начиная с потреб­ностей и кончая предполагаемыми результатами совместных действий. Поэтому социальное действие невозможно объяснить с помощью поиска его при­чины, а следует рассматривать как результат взаи­модействия многих факторов и интерпретаций ситу­аций, благодаря которым действующий человек включается в социальную жизнь.

Социальное действие можно понять, лишь учи­тывая процесс социальной интерпретации со сторо­ны действующего человека. Само собой разумеет­ся, что все сказанное можно отнести и к коллек­тивным действиям. В коллективном взаимодействии индивиды демонстрируют друг другу своими дей­ствиями существующее или требуемое значение объектов. Это касается и футбольной команды с ее стремлением к победе, и всего общества, озабочен­ного, например, проблемой безработицы. Участни­ки социального взаимодействия постоянно демон­стрируют это друг другу. Даже если сами участни­ки социального взаимодействия не всегда осознают это, самими своими действиями они демонстриру­ют друг другу. Можно утверждать, что интеракция и есть интерпретация.

1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktiomsmus. S. 95.


60 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.