Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три теоретические предпосылки о значении, интеракции и интерпретации






Символический интеракционизм в конечном итоге основывается на трех теоретических предпо­сылках: «Первая предпосылка указывает, — пи­шет Блумер, — что люди действуют в отношении " вещей" на основе значений, которыми для них об­ладают вещи. Под " вещами" здесь понимается все, что человек воспринимает в окружающем мире: физические предметы, например деревья, стулья; других людей, например мать, продавца; социаль­ные категории, например друзей и врагов; соци­альные институты — школу, правительство; идеа­лы — личную свободу и честность; поступки дру-


гих людей — их приказы и пожелания; и ситуа­ции, с которыми человек сталкивается в своей по­вседневной жизни.

Во второй предпосылке утверждается, что зна­чения вещей создаются или возникают во взаимо­действии с социальным окружением.

Третья теоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей».1

Уже в первой предпосылке ясно зафиксировано важнейшее отличие символического интеракциониз­ма от других социологических теорий. Оно касает­ся понимания условий социального действия. Люди совершают действия не потому, что они ведут себя функционально по отношению к структурным усло­виям, а потому, что они придают этим условиям значения и тем самым создают эти условия. В цен­тре внимания теории символического интеракцио­низма находится процесс формирования значений социальных действий, в то время как в других тео­риях эти значения просто принимаются как задан­ные. Согласно символическому интеракционизму значения действий являются «социальными продук­тами», которые создаются в переходе от определе­ния ситуации к социальному действию и обратно. Далее, третья предпосылка указывает, что действу­ющие лица употребляют значения в процессе ин­терпретации ситуации. Блумер описывает этот про­цесс точно так же, как Мид описывает образование символов: действующий рассматривает себя самого

1 Blutner H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 81.


52 Х.Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

в качестве предмета, на который направлено его действие. Следовательно, он выбирает, упорядочи­вает и структурирует вещи, наделяя их определен­ным значением. Блумер называет процесс, в кото­ром действующий взаимодействует с самим собой, формирующим процессом.1

Названные предпосылки касаются всех, кто всту­пает в социальное взаимодействие. Если мы вспом­ним тезис Мида о принятии роли другого, то можно сделать логичный вывод: внутренняя коммуникация любого участника интеракции (социального взаи­модействия) является реакцией на внутреннюю ком­муникацию любого другого участника. Результатом взаимного учета значений вещей, которые участ­ники взаимодействия демонстрируют друг другу, является общее символическое определение ситуа­ции. Исходя из этого Блумер дает очерк некоторых основных теоретических положений символическо­го интеракционизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.