Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие раскрывают исследователи по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития.






· в частности Шорохова Е.В. рассматривает совместную деятельность как взаимосвязь двух явлений – взаимодействие и взаимоотношения, отличающиеся динамичностью и процессуальностью.

· Родионова Е.А. понимает совместную деятельность как субъект – субъектное взаимодействие, в котором происходит информационный и деятельный обмен, взаимное понимание друг друга.

 

Основные аспекты организации совместной образовательной деятельности:

1. Смещение аспектов с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность.

Основной линией становится СОД, которая осуществляется в процессе организации…

2. Изменяется содержание понятия «совместной деятельности» взрослого и детей

3. Организация различных типов совместной деятельности взрослого и детей

 

Типы совместной деятельности взрослого и детей:

1. Закрытое – обеспечивается:

ü монологовый приём;

ü пространство статично и централизовано;

ü формируются предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу и образцу)

2. Обращённое:

ü ситуациями выбора живого, заинтересованного участия в образовательном процессе;

ü смещение центра («подиума») в физическое пространстве, его изменением для различных форм организации деятельности;

ü направленностью на формирование диалоговой речи, умения применять полученные знания и способы деятельности для решения новых задач.

В обращено-совместном действии Педагог – лидер, дети – соисполнители.

3. Открытое – обеспечивается:

ü ситуациями детской инициативы, экспериментирования;

ü децентрализованный, динамичным зоновым пространством;

ü направленность на развитие сопереживания.

Субъект – субъектное = личностно – ориентированное взаимодействие.

Особенности организации совместной деятельности:

· постулируется необязательность участия детей;

· основной мотив участия (неучастия) – это наличие (отсутствие) интереса у ребёнка;

· трудности в осуществлении контроля за выполнением (кто желает, тот участвует);

Если взрослый значим для ребёнка, то он всё равно подойдёт к нему и будет заниматься тем, что предложил педагог. Главное – мотивация, иначе мы будем заниматься дрессурой.

· ребёнок – субъект взаимодействия со взрослым;

· гибкость в организации с учётом потребностей и интересов детей;

· организация детской деятельности в адекватных дошкольному возрасту формах;

· диалог;

· рассадка взрослого и детей «по кругу».

 

Правила по характеру взаимодействия воспитателя с детьми:

ü позволяет детям самостоятельно выбирать материал и место для работы;

ü помогает детям строить собственные планы и принимать решения;

ü помогает детям улучшить результат их работы, если ребёнок сам захочет, попросит;

ü показывает каждому ребёнку, что он любим за то, каков он есть;

ü никогда не говорит ребёнку, что он хуже других;

ü никогда не сравнивает одного ребёнка с другими, а только с самим собой в разных периодах его развития4

ü устанавливает разумные правила поведения и старается, чтобы дети следовали им;

ü поддерживает в каждом ребёнке чувство собственного достоинства;

ü никогда не дразнит детей, не корит за допущенные ошибки и промах;

ü не старается подвести его под стандарт, внимательно относится к индивидуальным особенностям.

Способы включения дошкольников в совместную деятельность:

1. Привлечение внимания посредством «задействования» всех сенсорных каналов:

ü зрительного – внесение необычного предмета;

ü слухового – музыка, колокольчик, звонок, записанный голос птицы и т.д.;

ü осязательного (определение предмета на ощупь, определение материала, из которого они сделаны)

ü обонятельного – использование

2. Привлечение внимания детей посредством использования речевых возможностей педагога (изменение громкости, выразительности; использование песен, загадывание загадок)

3. Создание необычной ситуации, непривычного окружения (необычно одетый педагог, затемнённая комната)

4. Привлечение внимания детей необычным поведением:

ü рассматривание большой красивой книги;

ü игра с новой игрушкой;

ü сюрприз;

ü наблюдения;

ü рисование или лепка.

 

Этапы развития коллективного взаимодействия в дошкольном возрасте:

§ с 4-х лет возникает способность к совместной деятельности детей. Потребность общаться со сверстником выступает на первое место; согласованность действий в паре, компромиссы, оценка действий сверстника.

§ с 5-ти лет формируется способность к коллективной деятельности. Формируется способность к совместной деятельности, усложняются правила. Привязанность и дружба

§ в 6-7 лет – совместные трудовые поручения. Объективность и принципиальность появляется в рассуждении детей. Опыт социального взаимодействия детей. Совместная деятельность, способность к планированию и установлению действий.

Нарушение совместной деятельности:

ü излишняя опека;

ü исправления взрослыми;

ü регламентация труда.

 

 

Алгоритм планирования совместной деятельности взрослого и детей:

1. Возрастная группа.

2. Тема совместной деятельности.

3. Образовательная деятельность.

4. Виды деятельности в образовательной области.

5. Задачи (закрепляющие, развивающие, образовательные)

6. Материалы (+ мультимедиа).

7. Способы включения дошкольников в совместной деятельности.

8. Содержание каждой части совместной деятельности.

9. Результат (продукт) совместной деятельности.

10. Анализ (оценка) – отталкиваемся от поставленных задач.

 

ФГОС ДО

Образовательные области:

· социально – коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно – эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Выбираем 2-3 области.

 

Виды деятельности:

1. Игровая;

2. Двигательная;

3. Трудовая;

4. Коммуникативная;

5. Восприятие;

6. Познавательно – исследовательская деятельность;

7. Изобразительная;

8. Конструктивная;

9. Музыкальная.

 

Формы совместной деятельности:

ü включение детей в реальные и воображаемые ситуации;

ü использование дидактических игр;

ü определение сходств и различий;

ü создание книг с историями, загадками;

ü литературная гостиная;

ü осуществление совместной работы с детьми в своеобразных творческих мастерских: театральная, игр и игрушек, сувенирная, художественная, конструктивная, книжная.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.