Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. А. Цщпанова






РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА, или ШКОЛА РЕАКЦИИ ЧИТАТЕЛЯ — англ. RECEPTIVE CRITICISM, OR READER-RESPONSE SCHOOL — амер. разновидность рецептивно-эстетич. теорий, получивших широкое распространение в 70-е годы в Западной Европе, особенно в Германии. Стала попу­лярной в США с появлением работ Стэнли Фиша " Пораженный грехом: читатель в " Потерянном рае" (1967) и " Самопоглощаемые артефакты: восприятие литературы семна­дцатого века" (1972). После публикации эссе " Ли­тература в читателе: аффективная стилистика" (1970) (78, 77, 76) С. Фиш выдвинулся в число ведущих представителей критиков этой ориентации. Из европ. рецепционистов наиб, популярностью в США пользуется Вольфганг Изер, профес­сор ун-та в Констанце, и др. авторы программной антологии " Рецептивная эстетика": теория и практика" (1975) X. Р. Яусс, Р. Варнинг, М. Риффатерр (1, 305).

Сторонники рецептивной эстетики выступают против " объективной" методологии формалистич. и структуралистской критики и поддерживают " субъективные" методы феноменологич. философии и психологии. Они исходят из утверждения, что в сознании человека существуют структуры, предопределяющие характер его восприятия и тем самым активно модифицирующие его представления об объектах. Произв. локализуется в сознании читателя в процессе чтения. Цель амер. Р. К. — точное описание последовательно развивающегося во времени восприятия читате­лем текста в процессе чтения, т. е. фиксация откликов сознания читателя в акте чтения. В противовес формалистич. неокритич. идее о произв. иск-ва как автономном объекте Р. К. вводит представление о лит. произв. как о процессе, создающемся в акте восприятия посредством чтения. Произв. получает свое значение лишь в результате взаимодействия печатного текста с работой воспринимающего его сознания читателя.


РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА



С. Фиш видит смысл лит. произв. не в той информации, рую читатель получает при ассимиляции " референтного пол произв. (т. е. поля соотнесения его с реальной действительн стью) или при нахождении обозначающего, соответствующе каждому обозначаемому, но в том впечатлении, к-рое возника у читателя в процессе чтения, в той деятельности, к-рую выз вает у него язык произведения. Критику следует сосредот читься на форме этого впечатления; предметом описания дол; на стать " структура читательского впечатления, а не какая-ли другая". Когда читатель сталкивается с трудным для понимай или допускающим различные толкования текстом, он прос " заставляет" его что-то обозначать. Сам процесс чтения стан вится т. о. обозначающим, к к-рому читатель-критик долж подыскать обозначаемое. Приняв эту точку зрения, крит перестает относиться к лит. произв. как к чему-то законченн му, обладающему определенной формой.

С. Фиш считает, что если значение произв. локализуется читательском восприятии и непосредственно связано с опыт читающего субъекта, то форма произв. есть форма этого вс приятия. Положение о дуализме формы и содержания сменяе ся у Фиша " монистическим" утверждением, согласно к-рої читательское восприятие = значению = форме. С. Фиш и стаивает на временном принципе формы, равно как и значен произв.: значение и форма совпадают во времени с читател ским восприятием.

Сосредотачивая внимание на эффектах, возникающих в пр цессе чтения, производя " анализ последовательных реакц читателя на слова по мере их появления во времени" (76, 127), " аффективный стилист" якобы может избежать основи ошибки, к-рая свойственна формалистич. подходу, а имет ошибки превращения " временного опыта в пространственны! Этим утверждением С. Фиш пытается опровергнуть неокр тич. концепцию пространственной формы. Ретроспектив» объективация лит. композиции для него — иллюзия, посколь произв. как бы " исчезает" в читательском восприятии, основе метода лежит анализ временного потока возникающ при чтении впечатлений, при этом имеется в виду, что читате реагирует именно на этот поток, а не на все высказывание целом" (76, с. 127). Вместо окончательной ретроспективн оценки прочитанного произв., к-рая служила исследовател: др. направлений основой для последующих критич. размышл ний, Фиш предлагает опираться на постоянно меняющий


260 РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА

результат сознания, что именно и характеризует всякий процесс чтения. Фиш полагает, что отклик читателя на произв. возника­ет внутри " регулирующего организующего механизма, к-рый предшествует вербальному опыту" (76, с. 143). Этот механизм он понимает как систему внутренних правил, позволяющих читателю приписывать семантич. значение каждой лексич. единице текста в соответствии с собственным контекстом. Однако и этот контекст, т. е. жизненный опыт писателя, вклю­чая сумму его знаний, Фиш интерпретирует прежде всего как " запас языкового опыта", к-рый только один и определяет возможность выбора и, следовательно, ответа. Т. о,, временной характер процесса чтения, к-рый при поверхностном рассмот­рении кажется главным в системе Фиша, уступает место осве­домленности читателя: " Временной поток всецело зависит от тех знаний, к-рыми обладает читатель; только принимая во внимание их взаимодействие с временным аспектом, необходи­мым для верного восприятия вербального ряда, можно предуга­дать возникающую реакцию" (76, с. 143). Смысл произв. выявляется только тогда, когда поток чтения регулируется чем-то другим, находящимся вне системы координат текста, а именно — матрицей возможных ассоциаций, к-рая и является конечным носителем смысла. Смысл произв. отыскивается, т. о., в тех впечатлениях, к-рые теперь рассматриваются как сумма предшествующих моменту чтения эпизодов из жизни читателя. Впечатления — это и есть реакция читателя; сигналы текста возбуждают механизмы порождения ассоциаций.

Введение такого понятия, как предшествующие знания, ста­вит как форму, так и содержание худож. произв. в зависимость от внетекстуальных и субъективных факторов. Такая позиция соответствует тому процессу чтения, к-рый и описывает фено-менологич. критика. Последовательно заменяя фрагментарный подход " гармоничным", " целостным", в к-ром все осознается как происходящее одновременно и во всеобщей взаимосвязи, " читатель постепенно приобретает внутреннее вдение мира, причем кульминация наступает тогда, когда реальный, состоя­щий из разрозненных частей мир превращается в символ обита­ния его создателя" (77, с. 3), становится образом сознания читателя. Смысл текста можно осознать как собств. сознание.

Процесс чтения Фиш сводит к цепи озарений, к-рые возни­кают после прочтения каждого очередного отрывка текста, заключающего в себе какое-то суждение. Такое в высшей степени личное восприятие текста подразумевает, что эта цепь







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.