Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Ильин. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ— англ. PHENOMENOLOGY, нем






ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — англ. PHENOMENOLOGY, нем. PHANOMENOLOGIE, фр. PHÉ NOMÉ NOLOGIE — одно из наибо­лее влиятельных философских течений XX столетия. Основа­тель феноменологии — нем. философ-идеалист, математик Эдмунд Гуссерль (1859—1938), стремившийся превратить философию в " строгую науку" посредством феноменологич. метода. Его ученики Макс Шелер, Герхард Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Роман Ингарден внедрили феноменологич. принци­пы в этику, социологию, юриспруденцию, психологию, эстети­ку, литературоведение. Феноменологич. школы в литературо­ведении во второй половине XX в. представляют не меньший интерес, чем в первые два его десятилетия, когда стало воз­можным выявление их в иск-ве и худож. практике. Ф. близок экзистенциализм, к-рый, став наиболее влиятельным направле­нием в западноевроп. культуре после второй мировой войны, в той же мере основывался на феноменологии Гуссерля, как и на философии Кьеркегора.


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ



Согласно определению Гуссерля, Ф. обозначает дескрип­тивный философский метод, установивший в конце прошлого столетия априорную психологич. дисциплину, оказавшуюся способной создать базис для построения всей эмпирич. психо­логии. Кроме того, он считал Ф. универсальной философией, на основе к-рой может быть произведена методологич. ревизия всех наук. Гуссерль полагал, что его метод является ключом к познанию сущности вещей. Он не разделял мир на явление и сущность. Анализируя сознание, он исследовал субъективное познание и его объект одновременно. Для Ф. Гуссерля не существовало дуализма " внешней" и " внутренней" реальности. Объект — это активность самого сознания; форма этой актив­ности — интенциональный акт, интенциональностъ. Интен-циональность — конструирование объекта сознанием — ключевая концепция Ф.

Первая попытка применить Ф. к философии иск-ва и лите­ратуроведению была предпринята В. Конрадом в 1908 г. Кон­рад считал предметом феноменологич. исследования " эстетический объект" и отграничивал его от объектов физиче­ского мира. Системное развитие феноменологич. эстетика получила в раб. Рудольфа Одебрехта и Морица Гейгера в конце 20-х годов. Своей задачей они ставили исследование интенционального эстетич. опыта чистого сознания, к-рое не является сознанием отдельного индивидуума, а имеет трансцен­дентный характер и познает эстетич. ценности непосредствен­но. Произведение иск-ва для них — интенциональный объект эстетического опыта.

Следующая важная ступень в истории Ф. — деятельность польск. ученого Р. Ингардена. В качестве объекта исследова­ния Ингарден выбрал лит. произв., интенциональный характер к-рого, в соответствии с теорией Гуссерля, он считал очевид­ным. Интересы Ингардена фокусировались гл. образом на способе существования произв. иск-ва, созданного интенцио-нально. Ингарден стремился показать, что структура лит. произв. есть одновременно способ его существования и его сущность (библ. к ч. I, 193-196).

Для экзистенциалистского варианта феноменологич. подхо­да к литературе характерно перенесение акцента с " трансцендентной субъективности" на " человеческое существо­вание". Ф. в своем гуссерлианском варианте стремилась быть наукой. Экзистенциалисты, и прежде всего Хайдеггер, зачас­тую подменяли традицию логич. методологич. исследований


270 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

интуитивными выкладками. Наиболее значит. кн. М. Хайдеггера " Бытие и время", 1927 (102) оказала заметное влияние на франц. экзистенциализм. Если феноменологическая редукция Гуссерля, дававшая возможность исследовать " чистые сущности ', данные в трансцендентном сознании, вела его к чистому сознанию, сущностью к-рого был конституитив-ный акт, интенциональность, то Хайдеггер обратил чистое сознание в тип экзистенциального " примитивного сознания". Однако его метод базируется не на архетипной психологии К. Юнга, а на иррационально-мистич. понимании интуиции.

К. Ясперс имел отдаленный контакт с теорией иск-ва и ли­
тературы. Он рассматривал вопросы иск-ва на трех уровнях:
спириту ально - психологическом, экзистенциально - метафи-

зическом и универсально-логическом. Именно на этом послед­нем уровне возникали проблемы яз. иск-ва и литературы. Э. Штайгер наиболее полно использовал феноменолого-зкзистенциальную ориентацию в исследовании лит. творчества в кн. " Время как воображение поэта" (1939). Монография В. Кайзера " Произведение словесного искусства" (1938) продолжила исследования литературы в этом направлении. Дж. Пфайфер, популизатор творчества Хайдеггера, Ясперса и М. Гейгера, в дисс. 1931 г. дал определение феноменологич. семантич. метода исследования.

Осн. принципом германского феноменолого-

экзистенциалистского подхода к литературе является рассмот­рение худож. произв. как замкнутого в себе и " совершенного" выражения человеком своих представлений. Согласно этой концепции, произв. иск-ва выполняет свое назначение самим фактом своего существования, оно вскрывает основы человече­ского существования. Указывается, что произв. иск-ва не должно и не может иметь иной цели, кроме онтологическо-эстетической. Отличит, чертой франц. философов иск-ва явля­ется то, что они придерживаются более строгой в научн. отно­шении методологии и гораздо более рациональны в подходе к произв. иск-ва (М. Дюфренн, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти).

Методологич. принципы феноменологич. анализа лит. про­изв. базируются на утверждении, что Ф. — дескриптивный научный метод, рассматривающий феномен вне контекста, исходя из него самого. Сложные феномены препарируются на отдельные составные части, уровни, пласты, тем самым выявля­ется структура феномена. Феноменологич. описание и раскры-


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ



тие структуры составляет первую методологии, ступень в исследовании лит. произв. Дескриптивный и структурный анализ приводят феноменологов к онтологии, исследованию феномена, к-рый останавливает познание на себе самом. При­менение онтологии в лит. исследованиях составляет второй важнейший аспект феноменологии, подхода к литературе. Третий существенный вопрос феноменологии, подхода связан с выявлением отношения произв. иск-ва к реальности, т. е. с выявлением роли прииинности в феноменологии, концепции произв. иск-ва.

Метод выявления слоев в феноменологии, описании и был впервые использован Гуссерлем, построившим " модель" по­слойной структуры воспринимаемого сознанием объекта, сущ­ность к-рой состоит в том, ито ее слои, представляя каждый в отдельности независимую единицу, вместе создают целостную структуру. Р. Ингарден применил этот принцип к лит. произв. Именно ученые-феноменологи первыми подошли к исследова­нию структуры произв. иск-ва, т. е. применили методологию, используемую впоследствии структурализмом. Некоторые восточноевроп. ученые (3. Константинович, Г. Вайда) настаи­вают на рассмотрении феноменологии, метода исследования как на германском эквиваленте рус. формализма и англо-амер. " новой критики" (170). Наиболее широкое распространение получила идея о том, ито феноменологии, метод рассматривает произв. иск-ва как единое целое. Все, ито можно выяснить о произв., заклюиено в нем самом, оно несет свою самостоятель­ную ценность, имеет автономное существование и построено по собств. законам.

Экзистенциалистский вариант феноменологии, метода, ба­зирующийся на тех же принципах, отлииается лишь тем, что выделяет внутренний опыт работы интерпретатора произв., подиеркивает его " параллельное теиение" с произв., его твори, способности, необходимые для анализа произв. иск-ва. Фено­менологии, метод рассматривает произв. вне процесса реально­сти, отъединяет его от сферы реальности и " ставит в скобки" не только действительность, существующую вне сознания, но также субъективную психологии, реальность сознания худож­ника с целью приближения к " чистому" (трансцендентному) сознанию и нистому феномену (сущности).

В США с напала 70-х годов наблюдается постепенная, но яв­но ощутимая смена ориентации от неопозитивистской модели познания к феноменологии. Обращение к феномено-логич.


272 " ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА"

методологии, постулирующей неразрывность субъекта и объек­та в акте познания, объяснялось стремлением предложить нечто новое по сравнению с традиционными приемами " новой крити­ки". Рассмотрение худож. произв. как объекта, существующего независимо от его создателя и воспринимающего его субъекта, под влиянием пересмотра субъектно-объектных отношений в философии, сменилось разработкой комплекса проблем, свя­занных с отношением " автор — произведение — читатель". По-новому актуальными для амер. критики становятся европ. по своему происхождению разновидности рецептивной эсте­тики, занимающейся анализом отношений " произведение — читатель" и Женевской школы, выявляющей отношение " автор — произведение". В США в русле феноменологии, методо­логии существуют три школы: рецептивная критика, или школа реакции читателя; критика сознания; школа критиков Буффало. Предметом исследования в данных лит.-критич. школах выступают феномены сознания. Ценность феномено-логич. установок для психологич. изучения литературы состоит в том, что они позволяют выявить сущности психич. актов и рассматривают любой психологич. феномен а связи со всей структурой человеческого сознания.

Между этими школами наблюдаются, однако, существенные различия, и прежде всего в плане основной концепции — отношения " читатель — текст". Критики сознания рассматри­вают текст как воплощение сознания автора, к-рое мистически разделяется восприимчивым читателем. Критики школы Буф­фало утверждают, что читатель бессознательно оформляет и детерминирует текст в соответствии со своей индивидуально­стью. Рецепционисты рассматривают текст в качестве своеоб­разного " контролера" процесса откликов читателя. Непринци­пиальность расхождений снимается убежденностью в том, что любые характеристики произв. следует выводить из деятельно­сти познающего субъекта. Все разновидности феноменологич. критики подчеркивают активную роль читателя как субъекта эстетич. восприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.