Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. С. Козлов. НОНСЕЛЕКЦИЯ— англ. NONSELECTION — термин по­стмодернизма, наиболее детально обоснован и описан голл






НОНСЕЛЕКЦИЯ — англ. NONSELECTION — термин по­стмодернизма, наиболее детально обоснован и описан голл. исследователем Д. Фоккемой. Утверждая, что один из гл. признаков постмодернистского восприятия заключается в отрицании любой возможности существования " природной или социальной иерархии", ученый выводит из этого так наз. " принцип нониерархии", лежащий в основе структурирования и формообразования всех постмодернистских текстов. Этот принцип нониерархии в свою очередь сказывается на переос­мыслении самого процесса литературной коммуникативной ситуации.

Для отправителя постмодернистского текста (т. е. его автора — писателя) данный принцип означает отказ от преднамерен­ного отбора (селекции) лингвистич. (или иных) элементов во время " производства текста". Для получателя же подобного коммуниката (т. е. для его читателя), если он готов его прочесть (дешифровать) " постмодернистским способом", этот же прин­цип предполагает отказ от всяких попыток выстроить в своем представлении " связную интерпретацию" текста (81).

Из того же представления о худож. тексте как о специфич. коллаже, по своей природе не способном трансформировать в единое целое свою принципиально фрагментированную сущ­ность, исходят и др. теоретики постмодернизма — Д. Лодж, И. Хассан, К. Батлер, Т. Дан (129, 98, 54, 71). Выделяя в качестве основополагающего принципа организации постмодер­нистского текста понятие Н., Д. Фоккема прослеживает его действие на всех уровнях анализа; а) лексемном; б) семантических полей; в) фразовых структур; г) текстовых структур. Синтаксис постмодернизма в целом — как синтаксис предложения, так и более крупных единиц (синтаксис текста или композиции, включающей в себя аргументативные, нарра­тивные и дескриптивные структуры) — характеризуется явным " преобладанием паратаксиса над гипотаксисом", что отвечает общему представлению теоретиков постмодернизма о " равновозможности и равнозначности" (эквивалентности) всех стилистич. единиц.


НОНСЕЛЕКЦИЯ



На фразовом уровне Фоккема отмечает три основные харак­терные черты постмодернистских текстов: 1) син­таксическую неграмматикальность (например, в " Бело­снежке" Д. Бартелма) или такую ее разновидность, когда предложение оказывается оформленным не до конца с точки зрения законов грамматики, и фразовые клише должны быть дополнены читателем, чтобы обрести смысл (" Заблудившись в комнате смеха" Дж. Барта); 2) семантическую несовмести­мость (" Неназываемый" С. Беккета, " Вернитесь, доктор Калигари" Бартелма); 3) необычное типографич. оформление предложения (" Вдвойне или ничего" Р. Федермана). Все эти приемы Фоккема называет формами " фрагментарного дискур­са", отмечая, что чаще всего они встречаются в конкретной поэзии (Ср. недавно вышедшие на рус. яз. " Тексты и коллажи" (1993) нем. поэта Франца Мона (22).

Наиболее подробно исследователем разработан уровень текстовых структур литературного постмодернизма. Здесь он попытался объединить и упорядочить разнородную термино­логию, применяемую в зап. литературоведении для описания феномена Н. В процессе создания произв. он часто превраща­ется в применение комбинаторных правил, имитирующих " математические приемы": дубликация, умножение, перечисле­ние. К ним, под влиянием И. Хассана и Д. Лоджа, Фоккема добавляет еще два приема: прерывистость и избыточность. Тесно связанные друг с другом, все они в равной степени направлены на нарушение традиционной связности повествова­ния. Например, прием избыточности, предлагающий читателю либо наличие слишком большого количества " коннекторов" (связующих элементов), должных привлечь его внимание к сверхсвязности текста, либо назойливую описательность, перегружающую реципиента избытком ненужной информации. В обоих случаях это создает эффект информационного шума, затрудняющего целостное восприятие текста. В качестве при­мера приводятся романы А. Роб-Грийе " Зритель", Р. Браутигана " Ловля форели в Америке", Бартелма " Печаль" и " Городская жизнь". Наиболее типичны примеры повествова­тельной прерывистости, или " дискретности", в романах Дж. Хокса " Смерть, сон и путешественник", Р. Браутигана " В арбузном сахаре", Д. Бартелма " Городская жизнь", К. Воннегута " Завтрак чемпионов", Р. Сьюкеника " 96.6", Л. Майклза " Я бы спас их, если бы мог", написанных в 70-е годы.


240 НОНСЕЛЕКЦИЯ

Прием пермутации — одно из гл. средств " борьбы" постмо­дернистского письма против литературных условностей реализ­ма и модернизма. Подразумевается взаимозаменяемость частей текста (роман Р. Федермана " На наше усмотрение" составлен из несброшюрованных страниц, и читатель волен по собствен­ному усмотрению выбрать порядок его прочтения); а также пермутация текста и социального контекста (попытка писателей уничтожить грань между реальным фактом и вымыслом (романы " Бледный огонь" В. Набокова и " Бойня номер пять" Воннегута).

Фактически, правило Н. отражает разл. способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагмен-тированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядо­ченности. Позицию, близкую взглядам Фоккемы, занимает и англ, исследователь Д. Лодж, поскольку выдвигаемый им прием сквозной контрастности, или противоречивости постмо­дернистского текста, служит тем же целям, что и правило Н. (129).

Оставаясь в основном на уровне формального анализа, кри­тик в своем определении постмодернистского письма опирается на концепции Р. Якобсона, утверждавшего, что каждый дис­курс связывает одну тему с другой по принципу подобия и смежности, поскольку все они в определенном смысле либо сходны друг с другом, либо смежны во времени и пространстве (хронотопе). Якобсон называл эти типы связи соответственно метафорическими и метонимическими, считая, что данные фигуры речи (метафора и метонимия) являются базовыми моделями, воплощающими суть всех речевых процессов. Большинство дискурсов, по мнению Лоджа, сочетают в себе оба принципа организации литературного текста или оба " типа письма", но модернизму более свойственна метафора, а реализ­му — метонимия. Вместо организации письма по принципу сходства и смежности постмодернистское письмо ищет альтер­нативный принцип композиции, и Лодж выявляет шесть " альтернатив": " противоречивость, пермутация, прерывистость, случайность, эксцесс и короткое замыкание" (129, с. 13). Противоречивость выступает у Лоджа в качестве осн. призна­ка, поскольку все остальные приводимые им " технические приемы" являются скорее дополнением и развитием этого осн. постулата, чем качественно иными явлениями. Конечный ре­зультат реализуется в сквозной контрастности, передающей


НОНСЕЛЕКЦИЯ



типичное постмодернистское ощущение принципиальной несо­вместимости противоположностей (социального, этич., эстетич. и т. д. плана) и необходимости с этим как-то жить, принимать эту противоречивость как реальность действительности.

Принцип Н. выступает как последовательное смешение яв­лений и проблем разного уровня, уравнивание в своей значимо­сти как совершенно незначительного, так и существенно про­блемного, перетасовка причины и следствия, посылки и вывода. Парадоксальность логики писателей-постмодернистов, с точки зрения исследователей, заключается в том, что между противо­речиями, понимаемыми в антитетическом духе, как взаимоис­ключающие антиномии, по принципу дополнительности уста­навливается абсолютная эквивалентность: все они равнозначны и равноценны в том мире хаоса и полной относительности, где девальвированы все ценности: " Каждая фраза " Неназываемого" Беккета опровергает предыдущую, посколь­ку на протяжении всего текста повествователь постоянно ко­леблется между непримиримыми желаниями и утверждениями"

(129, с. 13).

Любой процесс интерпретации худож. произв. основан на его сравнении с действительностью и тем самым предполагает наличие определенного зазора, дистанции между литературным текстом и реальным миром, между иск-вом и жизнью — то, что постмодернизм и пытается преодолеть, устроив " короткое замыкание", чтобы привести читателя в шоковое состояние и не дать ему возможности ассимилировать " постмодернистское письмо" конвенциональными категориями традиционной лите­ратуры: " Способы достижения этого состоят в следующем: сочетание в одном произведении явно фактического и явно фиктивного, введение в текст автора и тем самим постановка вопроса о проблеме авторства и обнажение условностей литера­туры в самом процессе их использования. Эти металитератур-ные приемы сами по себе не являются открытиями постмодер­нистов — их можно обнаружить в художественной прозе времен Сервантеса и Стерна, но в постмодернистском письме они появляются настолько часто и в таком количестве, что свидетельствуют о возникновении явно нового феномена" (129, с. 15).

Принцип Н. по своей природе сугубо негативен, поскольку он описывает только разрушительный аспект практики постмо­дернизма — те способы, с помощью к-рых постмодернисты демонтируют традиционные повествовательные связи внутри


242 ПАСТИШ

произв., отвергают привычные принципы его организации. Принципом Н. теоретики постмодернизма пытаются охаракте­ризовать его стремление к своеобразному " антииллюзионизму" — к уничтожению грани между иск-вом и действительностью и опоре либо на документально достоверные факты в литературе, либо на реальные предметы массового потребления в живописи и скульптуре, где наиболее явственно сказалось пристрастие совр. зап. художников к технике так наз. " найденных вещей", к-рые они вставляют в свои композиции. Ван ден Хевель, описывая тот же самый прием " найденных вещей", распростра­ненный в " комбинированной живописи", прибегает к термину " украденный объект", когда ссылается на практику франц. " новых романистов", помещающих в свои произв. тексты афиш, почтовых открыток, уличных лозунгов и надписей на стенах и тротуарах. Здесь " стирание граней" выступает как псевдофак-тографичность или псевдодокументальность, когда неинтерпре­тированные куски реальности посредством коллажной техники вводятся в ткань худож. повествования как бы в " сыром", неопосредованном виде. Естественно, в общей структуре пове­ствования они все равно получают интерпретацию и, как прави­ло, в весьма однозначной идеологически-эстетич. перспективе. Псевдодокументализм в конечном счете является одним из средств общего принципа не столько Н., сколько " квази-нонселекции", поскольку художник неизбежно осуществляет отбор материала, его селекцию, а не механически реги­стрирует факты, попадающие в его поле зрения. С этим и связан повышенный интерес постмодернизма к жанрам мас­совой литературы: внутренняя хаотичность содержания и внешняя неорганизованность формы вынуждают его привер­женцев прибегать к помощи тех видов литературы, жанровое обеспечение к-рых, как правило, избыточно, т. е. к массовой литературе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.