Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рецеппвмая критика








озарении MkticHT от имеющихся • произв. суждении и, следова­тельно, от объективно сущей Шлющего языка произведения. Отсюда в свою очередь следует вывод и о существовании произв. с его внешними признаками, такими, как начало и конец, рамками к-рмх ограничены факты, ставящие вопросы и предполагающие ответы. Однако озарения, моменты интуитив­ного постижения каких-то истин наступают лишь в паузах, возникающих в процессе чтения. В эти моменты из посторон­него наблюдателя, к-рый получает отфильтрованную (через язык и логику) информацию, читатель превращается в челове­ка, видящего произв. изнутри. Благодаря возникшей связи, явления реальности предстают перед ним в новом свете. " Повествование и его формы уходят из читательского поля зрения, оставляя его лицом к лицу с действительностью" (76, с. 127). Понятие референтности, соотнесенности предмета с реальной действительностью, теперь возникает в виде конеч­ного смысла произведения; все предложения вновь обретают свое значение, поскольку они либо подтверждают, либо отри­цают нашу способность интуитивно понять мир. Рассудок же приводит свои собств. представления в соответствие с вновь обретенным смыслом с помощью языка.

В теории Фиша ощутимо сказывается дихотомия интуитивного и рационального логич. познания. В его работах мысль развивает­ся по двум противоречащим друг другу направлениям. Одно из них подчеркивает непосредственность читательского контакта с объектом познания и сохраняет связь с содержанием (в трактовке Фиша — темой) произв. и его языком; согласно др. направлению, содержание и рациональное, объективное начало, к-рое оно представляет, перестает существовать в той деятельности воспри­нимающего сознания, к-рую оно вызвало. Ощутима тенденция критика поместить реальное, внешнее внутрь читателя, объявить его свойством сознания. Хотя внешне текст представляется " серией хорошо выверенных аргументов, логически обоснованных посылок, доказательств и заключений, читатель получает изнутри совсем иное представление о тексте, на формирование к-рого эти внешние признаки не оказывают решающего влияния" (77, с. 280).

Такая " внутренне-внешняя структура" и свидетельствует, по Фишу, о двух способах познания, рассудочном и интуитивном, к к-рым в процессе чтения поочередно переходит читатель. Содер-


262 РИЗОМА

жание произв. остается, но только в форме самораскрывающе-гося видения, при этом понятие " я" или противопоставление истинного содержания тексту возникает лишь в языковых паузах. Различие между внутренним и внешним является, т. о., продуктом языка. Озарение, внутреннее постижение объекта полностью заменяет язык. Читатель выявляет смысл произв. в результате внутреннего видения, вызванного внешним проявле­нием текста.

Точно так же, как при чтении читатель выходит у Фиша за рамки языка и поднимается на более высокий уровень субъек­тивности, когда все, что было снаружи, помещается внутрь его, точно так же критик-Фиш в свете им самим созданной системы созерцает свой собств. процесс интерпретации. Не существу­ет выбора между объективностью и интерпретацией, но есть выбор между осознанной и еще не осознанной интерпретацией. Именно эту осознанность он утверждает для себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.