Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ю. В. Палшвсюш






ИДЕНТИФИКАЦИЯ — нем. identifikation — самоото­ждествление читателя с лит. персонажами, его переживание вымышленного мира худож. произведения как конкретно-жизненного, реального, возникающее на основе его веры в реаль­ность худож. иллюзии.

Представитель рецептивной эстетики В. Изер (212) рас­сматривает процесс чтения как перманентный конфликт двух тенденций — потребности читателя в И., веры в иллюзию, с одной стороны, и " иронии текста", ставящей под сомнение все структурные взаимосвязи текста, — с другой. Процесс созда­ния иллюзий основан на тех избирательных решениях, к к-рым приходит читатель, отбрасывающий факторы, мешающие ему


 


ИДЕНТИФИКАЦИЯ 45

полностью погрузиться в иллюзию, порождаемую в его созна­нии текстом. Изер отмечает, что в процессе чтения возникает такая форма участия читателя в произведении, когда он " втягивается" в текст настолько, что ему кажется, будто всякая дистанция между ним и тем, что происходит в произведении, исчезла. В результате происходит " таяние" границы между субъектом и объектом, приводящее к " расщеплению" личности самого читателя. Если он думает мыслями другого, то он вре­менно " выпрыгивает" из рамок своей индивидуальности, по­скольку начинает заниматься тем, что до сих пор не принадле­жало к горизонту его жизненных представлений. Причину этого расщепления Изер видит в том, что собственные ориен­тации читателя не исчезают полностью в тот период, когда он становится " другим". В результате во время чтения всегда возникают два уровня — горизонт собственных представлений читателя, его горизонт ожидания и горизонт героя или автора произведения, из взаимодействия к-рых и рождается процесс усвоения чужого опыта.

Поскольку возникающие в сознании читателя образы фор­мулируются на условиях, предлагаемых " чужим" — автором или героем произведения, -— то читатель формулирует эти образы, не ориентируясь на срои оценки и критерии. В этом процессе, по Изеру, прояв^ется диалектическая природа чтения — текст пробуждает в сознании читателя сферу, не присутствующую в данный момент в его представлениях. Про­исходящее в процессе чтения выстраивание смысла»лит. текста обнаруживает участки смысловой неопределенности или " пустые места", заполняемые представлениями читателя. При этом в ходе подобного рода " формулирования несформулиро­ванного" всегда присутствует возможность для читателя " сформулировать" самого себя и, тем самым, обнаружить то, что до сих пор ускользало от его сознания.

X. Р. Яусс понимает И. не как простое подражание читате­ля прочитанному, а как осознанное следование воспринимае­мым убеждениям и взглядам: " Между экстремами нормораз-рушающей и нормосохраняющей функции иск-ва, между про­грессивным изменением горизонта ожидания и приспособлени­ем к господствующей идеологии лежит целый спектр практич. возможностей и достижений иск-ва, к-рые можно в узком смысле слова назвать коммуникативными, т. е. нормосозидаю-щими. Сюда относится как нормоучреждающая (нормоосновывающая, инициирующая, возвышающая, оправ-


46 ИМПЛИЦИТНЫЙ АВТОР

дывающая) роль героич. иск-ва, так и необозримые возможно­сти иск-ва в деле обучения и образования, проявляющиеся в передаче, защите и пропаганде передаваемого от поколения к поколению знания жизненной практики, так, наконец, и осно­ванные на свободном консенсусе и идентификации (следование, а не подражание образцу) неповторимые ценности иск-ва, одинаково отвергаемые как эстетством, так и ангажированным иск-вом" (211). Яусс прямо связывает феномен И. с реализа­цией эстетического опыта читателя, различая уровни И. — от " наивного" в русле тривиального восприятия до более высо­ких уровней лит. рецепции, на к-рых происходит качественное изменение горизонта ожидания и формирование нового эстетич. опыта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.