![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А В. Драное
ЗО ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — англ. DECONSTRUCTION, DECONSTRUCTIVE CRITICISM — лит.-критич. " практика" теорий постструктурализма (практика в том смысле, что Д. является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути же выступает как теория лит-ры). В связи с наметившейся в 80-е годы тенденцией к расширительному толкованию понятия Д., обусловленному быстрой экспансией (особенно в США) деконструктивистских идей в самые различные сферы гуманитарных наук: социологию, политологию, историю, философию, теологию и т. д., термин " Д." часто применяется как синоним постструктурализма. Принципы деконструктивистской критики были впервые сформулированы в трудах франц. постструктуралистов Ж. Дерриды, М. Фуко и Ю. Кристевой, во Франции же появились и первые опыты деконструктивистского анализа в кн. Ю. Кристевой " Семиотике: Исследования в области семанали-за" (1969) (236) и Р. Барта " С/3" (1970) (50), однако именно в США Д. приобрел значение одного из наиболее влиятельных направлений совр. лит. критики. Д. формировался в этой стране в течение 70-х годов в процессе активной переработки идей франц. постструктурализма с позиций нац. традиций амер. литературоведения с его принципом тщательного прочтения текста и окончательно оформился в 1979 г. с появлением сб. Ж. Дерриды, П. де Мана, X. Блума, Дж. Хартмана и Дж. X. Миллеру " Деконструкция и критика" (84), получившего название " Иельского манифеста^, или " манифеста Иельской школы". Помимо собственно Иельской школы — самого влиятельного и авторитетного направления в амер. Д. — в нем также выделяются " герменевтическое направление" (У. Спейнос) (335, 336) и " левый деконструктивизм" (Дж. Бренкман, М. Рьян, Ф. Лентриккия и др.) (64, 65, 320, 321, 248, 249), близкий по своим социологически-неомарксистским ориентациям английскому постструктурализму (Т. Иглтон, С. Хит, К. МакКейб, Э. Истхоуп) (114, 115. 178, 179, 265, 116), а также " феминистская критика" (Г. Спивак, Б. Джонсон, Ш. Фельман, Ю. Кристева, Э. Сиксу, Л. Иригарай, С. Кофман) (98, 213, 214, 125, 126, 232, 78, 199, 200, 225, 226). Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Свое название Д. получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Дерридой — " деконструкции", смысл к-рого в самых общих чертах заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ 31 незамечаемых не только неискушенным, " наивным читателем", но и ускользающих от самого автора (" спящих", по терминологии франц. ученого) " остаточных смыслов", доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, и столь же бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише (см.: деконструкция). Иельские деконструктивисты развивают идеи Дерриды, отрицая возможность единственно правильной интерпретации лит. текста, и отстаивают тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения. Наделяя критич. язык теми же свойствами, что и язык лит-ры, т. е. риторичностью и метафоричностью, они утверждают постулат об общности задач лит-ры и критики, видя их в разоблачении претензий языка на истинность и достоверность, в выявлении " иллюзорного" характера любого высказывания. П. де Ман (1932—1983), самый авторитетный представитель амер. Д., как и Деррида, исходит из тезиса о риторич. характере лит. языка, что якобы неизбежно предопределяет аллегорическую форму любого " беллетризированного высказывания". При этом лит. языку придается статус чуть ли не живого, самостоятельного существа, отсюда и буквалистское понимание существования худож. произведения как " жизни текста". По мере того как текст выражает свой собственный модус написания, он, по де Ману, заявляет о необходимости делать это косвенно, фигуральным способом, т. е. текст якобы " знает", что его аргументация будет понята неправильно, если она будет воспринята буквально. Заявляя о " риторичности" своего собственного модуса бытия, текст тем самым как бы постулирует необходимость своего " неправильного прочтения": он, как утверждает де Ман, рассказывает историю " аллегории своего собственного непонимания". Объясняется это принципиально амбивалентной природой лит. языка; таким образом, де Ман делает вывод об имманентной относительности и ошибочности любого лит. и критич. текста и на этом основании отстаивает принцип субъективности интерпретации лит. произведения. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Вслед за Дерридой и де Маном Дж. X. Миллер утверждает, что все лингвистич. знаки являются риторич. фигурами, а слова — метафорами. С его точки зрения, язык изначально фигуративен, и " понятие буквального или референциального применения языка является иллюзией, возникшей в результате 32 ДЕКОНСТРУКТИБИЗМ забвения метафорич. " корней" языка" (274, с. 11). Основной предмет критики Миллера — концепция референциальности языка, т. е. его возможности адекватным образом отображать и воспроизводить (" репрезентировать") действительность; особенно резко амер. исследователь выступает против принципа " миметической референциальности" в лит-ре, иными словами, против принципа реализма. На основании подобного подхода к лит. тексту йельцы осуждают практику " наивного читателя", стремящегося обнаружить в худож. произведении якобы никогда не присутствующий в нем единый и объективный смысл. Чтение произведения, подчеркивает Миллер, влечет за собой активную его интерпретацию со стороны читателя. Каждый читатель овладевает произведением и налагает на него определенную схему " смысла". Ссылаясь на Ницше, Миллер заключает, что само " существование бесчисленных интерпретаций любого текста свидетельствует о том, что чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, а является вкладыванием его в текст, к-рый сам по себе не имеет никакого смысла" (274, с. 12). Поэтому йельцы предлагают " критику-читателю" отдаться " свободной игре активной интерпретации", ограниченной лишь рамками конвенций общей интертекстуальности, т. е. фактически только письменной традицией зап. культуры, что, по их представлению, должно открыть перед критиком " бездну" возможных значений. Герменевтич. деконструктивисты, в противоположность ан-тифеноменологич. установке йельцев, ставят перед собой задачу — позитивно переосмыслить хайдеггеровскую " деструктивную герменевтику" и на этой основе теоретически " деконструировать" господствующие " метафизические формации истины", понимаемые как ментальные структуры, осуществляющие " гегемонистский контроль" над сознанием человека со стороны различных науч. дисциплин. Под влиянием идей М. Фуко главный представитель данного направления У. Спейнос (335, 336) пришел к общей негативной оценке бурж. культуры, капиталистич. экономики и кальвинистской версии христианства. Он сформулировал концепцию " континуума бытия", в к-ром вопросы бытия превратились в чисто постструктуралистскую проблему, близкую " генеалогической культурной критике" левых \цеконструктиви-стов и охватывающую вопросы сознания, языка, природы, истории, эпистемологии, права, пола, политики, экономики, ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ 33 экологии, лит-ры, критики и культуры. Одним из наиболее деконструктивистско-постмодернистский комплекс). Для левых деконструктивистов в первую цчередь характерны неприятие аполитич. и аисторич. модуса Иельской школы, ее исключительная замкнутость на лит-ре без всякого выхода на какой-л. культурологич. контекст, ее преимущественная ориентация на несовременную лит-ру (в основном на эпоху романтизма и раннего модернизма), а также, что весьма примечательно, попытки соединить разного рода неомарксистские концепции и постструктурализм, приводящие к созданию его социологизированных или просто вульгарно-социологич. версий. Оставаясь в пределах постулата об интертекстуальности лит-ры, они рассматривают лит. текст в более широком контексте " общекультурного дискурса", включая в него религиозные, политич. и экономич. дискурсы. Взятые все вместе, они образуют общий, или " социальный текст". Тем самым левые декон-структивисты напрямую связывают худож. произведения не только с соответствующей им лит. традицией, но и с историей культуры. Так, например, Дж. Бренкман (64, 65), как и все теоретики " социального текста", критически относится к деконструктиви-стскому толкованию интертекстуальности, считая его слишком узким и ограниченным. С его точки зрения, лит. тексты соотносятся не только друг с другом, но и с широким кругом различных систем репрезентации, символич. формаций, а также разного рода лит-рой социологич. характера, что, как уже отмечалось выше, и образует " социальный текст". Влиятельную группу среди амер. левых деконструктивистов " господствующих идеологий" через соответствующую идеоло- 34 ДЕКОНСТРУКЦИЯ гич. " корректировку" и редактуру " общекультурного знания" той или иной конкретной историч. эпохи. Последним крупным направлением в рамках Д. является " феминистская критика". Возникнув на волне движения женской эмансипации, она далеко не вся сводима лишь к тому ее варианту, к-рый для своего обоснования обратился к идеям постструктурализма. В своей же постструктуралистской версии она представляет собой своеобразное переосмысление постулатов Дерриды и Лакана. Концепция " логоцентризма" Дерриды здесь была пересмотрена как отражение сугубо мужского, патриархального начала и получила определение " фаллологоцентризма", или " фаллоцентризма". Причем тон подобной интерпретации " общего проекта деконструкции" традиционного для зап. цивилизации " логоцентризма" задал сам Деррида: " Это одна и та же система: утверждение патер-нального логоса... и фаллоса как " привилегированного означающего" (Лакан)" (93, с. 311). Сравнивая методику анализа Дерриды и феминистской критики, Дж. Каллер отмечает: " В обоих случаях имеется в виду трансцендентальный авторитет и точка отсчета: истина, разум, фаллос, " человек". Выступая против иерархических оппозиций фаллоцентризма, феминисты непосредственно сталкиваются с проблемой, присущей деконструкции: проблемой отношений между аргументами, выраженными в терминах логоцентризма, и попытками избежать системы логоцентризма" (81, с. 172). Феминисты отстаивают тезис об " интуитивной", " женской" природе " письма" (т. е. лит-ры), не подчиняющегося законам " мужской логики", критикуют стереотипы " мужского менталитета", господствовавшего и продолжающего господствовать в лит-ре, утверждают особую, привилегированную роль женщины в оформлении структуры сознания человека. В связи с этим они выдвигают в качестве основополагающего критич. принципа требование постоянно " разоблачать" претензии мужской психологии на преобладающее положение по сравнению с женской, а заодно и всю традиционную культуру как сугубо мужскую и, следовательно, ложную.
|