Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Ильин. Горизонт ожидания — нем. Erwartungs horizont — термин рецептивной эстетики, обозначающий комплекс эстетич.






ГОРИЗОНТ ОЖИДАНИЯ — нем. ERWARTUNGS HORIZONT — термин рецептивной эстетики, обозначающий комплекс эстетич., социально-политич., психологич. и прочих представлений, определяющих отношение автора и — в силу


28 ГОРИЗОНТ ОЖИДАНИЯ

этого — произведения к обществу (и к различным видам читательской аудитории), а также отношение читателя к произ­ведению, обуславливающий, таким образом, как характер воздействия произведения на общество, так и его восприятие обществом.

Это центральное для теории X. Р. Яусса понятие диффе­ренцируется у него на Г. О., закодированный в произведении, и Г. О. читателя, основанный на его представлениях об иск-ве и обществе. В ходе взаимодействия этих двух горизонтов и осуществляется рецепция произведения и формирование эсте-тич. опыта читателя. Как отмечает Яусс, Г. О. произведения стабилен, в отличие от постоянно меняющегося, способного к трансформациям Г. О. реципиента.

Новый текст вызывает в читателе (слушателе) знакомый по прежним текстам Г. О., к-рый варьируется, корригируется, видоизменяется или только воспроизводится. Вариации и корректуры изменяют пространство худож. действия, а измене­ния и воспроизводство — границы жанровой структуры. По мнению Яусса, идеальный случай способности к объективиза­ции представляют собой произведения, к-рые сначала вызыва­ют в читателе Г. О., проникнутый представлениями о давно знакомых формах, жанрах и правилах чтения и понимания, а затем шаг за шагом разрушают сложившийся у читателя Г. О. — с тем, однако, чтобы вызвать не критич. реакцию последне­го, а глубоко поэтич. чувство, рождающееся из встречи с под­линно новым. Так, Сервантес в " Дон Кихоте" первоначально создает Г. О., ограничивающийся традиционными представле­ниями о рыцарских романах, чтобы тем ярче затем спародиро­вать эту лит-ру и образ жизни своего героя. Так же и Дидро в " Жаке-фаталисте" посредством фиктивных вопросов читателя, задаваемых рассказчику, создает Г. О., отвечающий представ­лениям о модном сюжете " романа путешествий", оснащенном конвенциями традиционной романной фабулы, чтобы впослед­ствии противопоставить ожидавшемуся роману путешествий и любовному роману " истину истории" в совершенно нероманном духе, последо-вательно разрушая лживость канонического худож. вымысла с помощью изображения хаотич. действитель­ности.

Специфическая предрасположенность читателя к опреде­ленному жанру, к-рую автор так или иначе учитывает, может возникать, по Яуссу, и без наличия эксплицитных сигналов со стороны произведения. Этот процесс происходит на основе


 


ГОРИЗОНТ ОЖИДАНИЯ 29

трех факторов: 1) известных норм или имманентной поэтики жанра; 2) имплицитных связей с уже известными произведе­ниями, вошедшими в историю лит-ры; У) на основе противоре­чия между вымыслом и реальностью, возможность сравнить к-рые и сопоставить всегда существует для рефлектирующего читателя. Третьим фактором обусловлено то обстоятельство, что читатель может воспринимать новое произведение как в рамках узкого горизонта своих ожиданий, так и в широком русле своего жизненного опыта.

Общественная функция лит-ры, подчеркивает исследова­тель, проявляет свои подлинные возможности лишь там, где лит. опыт читателя входит в Г. О. его жизненной практики, определяет форму его миропонимания и тем самым оказывает обратное воздействие на его общественную позицию.

Лит. произведение может нарушить ожидания своих читате­лей с помощью необычной эстетич. формы и поставить их перед вопросами, решения к-рых не обеспечила мораль, санкциониро­ванная религией или государством. Не только Б. Брехт, но еще писатели эпохи Просвещения, отмечает Яусс, прокламировали " конкуренцию" лит-ры с канонизированной моралью. Шиллер провозгласил девизом буржуазной драмы лозунг " Законность сцены начинается там, где кончается область мирских законов".

Яусс подчеркивает, что отношение между эстетич. и прак-тич. опытом не предопределяет вопроса о превращении содер­жания опыта из фиктивного, неопредмеченного, в опредмечен-ный, реальный горизонт или схему действия. В гораздо боль­шей степени в эстетич. установке тематизируется скрытый (латентный) горизонт уже или еще не осознаваемых ожиданий жизненной практики, и тем самым отдельному читателю откры­вается возможность воспринять мир, в к-ром " уже живут другие". Коммуникативная и общественно-созидающая функ­ция иск-ва, по Яуссу, начинается не с того момента, когда отдельный читатель благодаря ассоциированию с другими индивидуумами, имеющими те же надежды и устремления, становится " исторической силой", а с момента имлицитного восприятия ожиданий, норм и воззрений других людей и вклю­чения их в собственный личный опыт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.