Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар № 1






Темы практических и семинарских занятий по дисциплине Маркетинг

Тема 1. Социально-экономическая сущность маркетинга

Семинар № 1

Основные вопросы темы:

1. Необходимость и сущность маркетинга.

2. Эволюция теории и практики маркетинга.

3. Функции и принципы маркетинга.

4. Субъекты и объекты маркетинга.

5. Общая теория конкурентной рациональности.

6. Концепция стратегического маркетинга.

Темы рефератов:

1. Концепция сбыта товаров (услуг) и концепция маркетинга.

2. Предпосылки перехода к социально-этическому маркетингу.

3. Товар в маркетинге.

 

Ситуационная задача (кейс):

Кейс № 1 - «Оценка перспектив развития фирмы»

Анита Вильямс - единоличный владелец небольшой фирмы, которая специализируется на производстве женской косметики. Различные виды и марки недорогих косметических средств ориентированы на молодых американок, проживающих в США (возрастные границы сегмента рынка: от 18 до 35 лет).

Первоначально Анита Вильямс основала в пригороде Лос-Анджелеса небольшую фирму, где она работала со своим мужем и детьми. Со временем ее дело значительно расширилось, однако единственной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие фирмы, является невозможность расширения производства и масштабов рекламной деятельности из-за недостатков финансовых средств.

В настоящее время ситуация в промышленности, производящей косметические средства, меняется очень быстро, сроки жизненного цикла отдельных видов этой продукции сокращаются. Это вынуждает фирмы уделять большое внимание выпуску новых товаров, товаров рыночной новизны, но в связи с тем, что производство недорогой косметики не является сложным процессом, фирмы-производители могут выходить на рынок с новыми товарами без значительных финансовых затрат.

Г-жа Вильямс планирует расширить географический сегмент своего рынка, в частности, организовать продажу продукции своей фирмы на всей юго-западной территории штата с последующим выходом на рынок Нью-Йорка и Майами.

Адвокат и бухгалтер, консультирующие Аниту Вильямс, советует ей обдумать вопрос об организации на базе ее фирмы корпорации с целью привлечения необходимых финансовых средств.

 

Вопросы и задания:

1. Какие преимущества единоличного владения фирмой могла бы Анита Вильямс потерять при создании корпорации? Какие выгоды она при этом получила бы?

2. Необходимо ли для г-жи Вильямс Проведение маркетинговых исследований? Почему?

3. На каких аспектах деятельности фирмы следует в первую очередь сконцентрировать внимание ее владелицы?

4. К каким последствиям, на ваш взгляд, может привести повышение цен на продукцию фирмы на том сегменте рынка, где она в настоящее время работает?

5. Какая информация необходима госпоже Вильямс для принятия решения о выходе на новые рынки?

6. С какими проблемами может столкнуться владелица фирмы при выходе с новой продукции на рынки, предъявляющие повышенные требования к качеству товара?

 

Кейс № 2 - «Маркетинговая концепция в деятельности фирмы»

Фирма ЭПС Лтд, основанная в 2009 г., известна в Великобритании как солидный производитель электроэнергии. Девиз компании: «Мы гарантируем бесперебойную подачу электроэнергии. Наша подача энергии превосходна!». Клиенты фирмы: аэропорты, больницы, предприятия в сфере телекоммуникации, булочные. География клиентов - Великобритания, Средний Восток, Китай.

Компьютеры и другое чувствительное оборудование требуют бесперебойного и стабильного снабжения энергией. Специалисты фирмы еще двадцать лет назад обнаружили, что малейшие колебания частоты и напряжения тока приводят к сбою в работе компьютеров, искажают передаваемую информацию, затрудняют компьютерные операции. Оборудование, которым располагает фирма, полностью обеспечивает надежную защиту от колебаний переменного тока.

Объем продаж фирмы постоянно растет при достаточно высоком уровне спроса, но нарастает угроза конкуренции. Управляющий директор фирмы, по образовании инженер-электронщик, пройдя курс обучения в центре по подготовке кадров при институте маркетинга, осознал, что ни смотря на, казалось бы, прочные позиции фирмы, необходима переориентация ее деятельности на маркетинговую концепцию. Он считает, что пришло время развивать систему маркетингового планирования, но, не имея практики маркетинговой работы, плохо представляет себе то, что должен конкретно предпринять. Философию своей компании он сформулировал так: «Высочайшее качество товара плюс превосходный инжиниринг и техническая экспертиза».

 

Вопросы и задания:

1. Помогите управляющему директору сформулировать основные маркетинговые цели компании.

2. Выделите ключевые задачи компании.

3. Какие виды маркетинговой деятельности необходимо, по вашему мнению, осуществить для выполнения этих задач?

4. Какую главную выгоду возможно получить в результате перехода на маркетинговую концепцию деятельности компании?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение маркетинга и расскажите о его роли в экономике.

2. Расскажите о товарной, производственной, сбытовой концепциях управления. В чем их принципиальное отличие от маркетинговой концепции? Какова сущность социально-этического маркетинга?

3. В чем состоят основные принципы и функции маркетинга?

4. Раскройте содержание маркетинговой деятельности фирмы, предприятия.

5. Что такое «рынок» и каковы его основные характеристики?

6. Можете ли вы сформулировать задачи маркетинга, соответствующие различным состояниям спроса на рынке?

 

Тест для контроля знаний студентов

1. Какое определение маркетинга как самостоятельной научной дисциплины дает Ф. Котлер?

а) Маркетинг - это наука о наиболее распространенных типах потребительского поведения.

б) Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

в) Маркетинг - это философия бизнеса.

г) Маркетинг - это наиболее рациональная система управления производством и сбытом.

2. В чем, с точки зрения Ф. Котлера, заключается основной смысл «концепции маркетинга» как нового подхода к предпринимательской деятельности?

а) В необходимости всемирно улучшать качество уже известных марок товаров, совершенствовать их характеристики, стараться закрепиться на уже освоенных потребительских рынках.

б) В необходимости проведения крупномасштабных по стимулированию сбыта потребительских товаров.

в) В необходимости ориентировать свою деятельность на широко распространенные и доступные по цене для основной массы потребителей товары.

г) В необходимости ориентации на нужды и потребности покупателей как основы для производственной и сбытовой деятельности.

3. В каких случаях наиболее целесообразно применение стратегии маркетинга на основе «концепции совершенствования производства»?

а) Когда спрос значительно превышает предложение.

б) Когда наблюдается падение спроса на те или иные виды товаров и услуг.

в) В случае продажи сложной бытовой техники.

г) Когда на рынке наблюдается равновесие предложения или спроса.

4. В чем заключается сущность «концепции совершенствования товара» как стратегии предпринимательской деятельности фирмы?

а) В необходимости постоянно расширять практику активного стимулирования сбыта товаров, освоения новых целевых рынков, проведения мероприятий «паблик рилейшн», изучения психологии потребительского поведения.

б) В необходимости постоянно сокращать издержки производства, снижения себестоимости и цены товара, что позволяет его сделать доступным для большего числа покупателей.

в) В необходимости повышения качества и улучшения эксплуатационных характеристик уже выпускаемых марок товаров, следствием чего будет благосклонное отношение потребителей к данным товарам.

г) В необходимости ориентации предприятия на уже основанные целевые рынки, на постоянное сотрудничество с апробированными дилерскими фирмами.

5. Какие субъекты могут принимать участие в маркетинговом процессе?

а) Производители товаров и услуг.

б) Посредники (дилеры и агенты, брокеры).

в) Розничные торговцы.

г) Индивидуальные потребители.

 

Основная литература

 

1. Майкл Леви, Бартон А. Вейтц. Основы розничной торговли. – С.-Петербург, Питер, 2009, С. 12-15.

2. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг.- М.: Финансы и статистика, 2009. – Гл. 2.

3. Вайсман А. Стратегии маркетинга: 10 шагов к успеху. – М.: Экономика, 2005. – Гл. 1.

4. Джон Ф. Литл Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.- Гл. 1.

5. Дихтль Е., Хершен Х. Практический маркетинг. – М.: Высшая школа, 2005. – Введение.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993 – Гл. 1.

7. Маркетинг. – М.: Юнити, 1995. – Гл. 1 – 5.

8. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. М.: ЗАО «Издательство Бином», 2008.- Гл. 1.

9. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. – Санкт- Петербург, 2010.- Гл. 1.

10.Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом. Искусство менеджмента – М.: Изд – во «Финпресс», 2010, 2011.

11.Армстронг Г. Маркетинг.- М.: Экономика, 2010.- Гл. 1.

12.Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. – М.- С.-Петербург-Киев, издательский дом " Вильямс", 2010. –Гл. 1.

 

 

Дополнительная литература

1.Академия рынка.Маркетинг. – М.: Экономика, 2003, Гл. 1

1. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения, 2008. – Разд. 1.

2. Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. М.: Юнити, 2005. – Гл. 1.

3. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2010. – Ч. 1.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.