Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Лекция 11: Точность систем автоматического управления






     

    Понятие точности систем управления

    Качество работы любой САУ в конечном счете определяется величиной ошибки, которая равна разности между требуемым и действительным значениями управляемой величины.

    Для того чтобы ошибка измерялась в тех же единицах, что и выходная координата, необходимо структуру САУ привести к единичной о.с. с помощью структурного преобразования.

    Рассмотрим это на примере:

     
     

     


    В результате преобразования получим:

     

     

     
     

     


    Ω з – задаваемое значение скорости,

    Ω – действительное значение скорости,

    Δ Ω – ошибка (рад/сек или об/мин).

    .

    Ошибка обычно определяется в установившемся режиме, когда все переходные процессы завершились.

    Это условие соответствует приравниванию нулю в д.у. всех производных, а в ПФ:

    s = 0

    В результате получим:

    Если в качестве ошибки взять просто Ue, то из схемы:

     

    Вывод: Для приведения ошибки к выходной координате необходимо определить уравнение ошибки Ue и поделить его на коэффициент передачи цепи о.с., т.е.

    Отсюда, нет необходимости каждый раз производить структурное преобразование: следует получить выражение для Ue (ошибки) и поделить его на ПФ цепи о.о.с. И только затем подставить s = 0.

    Примечание: Аналогично с помощью структурных преобразований приводятся к выходу возмущения (f).

    Величина ошибки зависит от закона изменения сигнала Uз, которая в общем случае может быть случайным воздействием (неизвестным). Поэтому для оценки точности работы САУ используют типовые воздействия (реакции работы):

    1) статический режим: Uз = const, f = const;

    2) движение с постоянной скоростью: Uз = Vt, f = const;

    3) движение с постоянным ускорением: , f = const.

     

    Для исследования ошибки в САУ в этих режимах будем использовать приведенную структуру вида:

     
     

     


    Для этой схемы имеем:

    - соответственно статические ошибки по входу и возмущению.

     

    Типовые установившиеся режимы в САУ

     

    1. Статический режим: x = const, f = const.

    а) Если W(s) не содержит интеграторов, то W(0) = K и соответственно

    Вывод: Ошибка , и зависит обратно-пропорционально от K: с увеличением K ошибка уменьшается.

     

    т.е. для увеличения точности необходимо увеличить K, но до Kкр (см. устойчивость).

     

    б) Если W(s) содержит интегратор, то и

    .

    Вывод: введение интегратора уменьшает ошибку по входу в статическом режиме до нуля.

     

    в) Ошибка по возмущению f также зависит от вида W(s) и Wf(s).

    Рассмотрим эту ситуацию на примере:

     
     

     


    Эту структуру можно привести к виду:

     

     
     

     

     


    .

    Отсюда , т.е. ошибка по f2 равна нулю.

     

    Вывод:

    · Если Wf(s) не содержит интеграторов, то величина подчиняется тем же правилам, что и .

    · Если Wf(s) содержит интеграторы, то требуется дополнительное исследование, т.е. необходимо исходить из операт. уравнения для ошибки.

     

    Рассмотренный пример показывает, что интегратор необходимо включать (вводить) в САУ до места приложения возмущения, что и делается на практике. Регулятор с интегральными свойствами включается в слаботочную часть схему САУ.

    Однако такой регулятор не может скомпенсировать погрешности устройства сравнения (чувствительный элемент) и погрешность измерения датчика цепи о.с., которые играют роль возмущений в системе.

     

    2. Движение с постоянной скоростью: x = Vt, f = f0 = const.

    Этот режим имеет смысл в следящих системах (в астатических САУ). астатизм n-го порядка → n-количество интеграторов в контуре регулирования.

    Отсюда терминология – астатизм 1го порядка, астатизм 2го порядка и т.д.

    Пусть , где KV – коэффициент передачи по скорости, добротность по скорости.

    Тогда

    Вывод: Если W(s) не будет содержать астатизма, то ошибка будет стремиться к ∞ (во времени). Поэтому для этого режима астатизм необходим.

    Примечание: Значение зависит от вида Wf(s). Если эта ПФ не содержит астатизма, то ; если содержит астатизм 1го порядка – то .

     

    Введем в основной контур еще один интегратор. Тогда , Kε – добротность по ускорению.

    .

    Вывод: Для повышения точности в следящей системе вводят обычно второй интегратор.

    3. Движение с постоянным ускорением: .

    Этот режим имеет смысл в следящих системах и системах программного управления. учитывая, что , имеем:

    .

    Первое слагаемое не равно ∞ только при астатизме 2го порядка, т.е. при .

    .

    Обобщение: Пусть ,

    .

    Тогда

    .

    Отсюда:

    1) Если n > m, то ;

    n = m, то ;

    n < m, то (неработоспособная САУ).

    2) Если n > r, то ;

    n = r, то ;

    n < r, то (неработоспособная САУ).

     

    Окончательный вывод: Для получения ошибки равной нулю необходимо, чтобы порядок астатизма САУ был больше астатизма воздействия.

     

    4. Движение по гармоническому закону (гармонический режим):

    x = xmax sun ω kt, f = f0 = const.

    Этот закон обычно связан с заданными ограничениями на входной сигнал в следующем виде:

    Дано: Ω max – максимальная скорость движения,

    ε м – максимальное ускорение движения.

    Определить: ω k и xmax =? – т.е. эквивалентный сигнал с ω k и xmax.

    Решение: ,

    - выражение ускорения.

    Т.е. .

    Поделив второе уравнение на первое, получим:

    .

    Из первого уравнения далее получим:

    .

    Вывод: Эквивалентный гармонический режим – удобная форма, которая базируется на реальных исходных данных и физически реализуема (в отличие от движения с постоянными скоростью и ускорением). Этот типовой сигнал x(t) наиболее часто используется при частотных методах расчета.

    Рассмотрим ошибку по входу, т.е. по x(t)

    .

    Точность в этом режиме может быть оценена по амплитуде ошибки при ω = ω k:

    .

    Так как предполагается, что в САУ eм < < xм, то W(jω k) > > 1 и поэтому

     
     

     


     

     

    По этой формуле легко рассчитывается ошибка в установленном режиме по ЛАЧХ или АФХ разомкнутой САУ (точнее очевидно по ЛАЧХ).

    Примечание: Эта формула в дальнейшем буден использована при построении желаемой ЛАЧХ, точнее ее низкочастотной части. В этом случае сначала определяют и откладывают контрольную точку А(ω к). Затем над ней проводят искомую низкочастотную часть (обычно под наклоном -20 дб/дек или -40 дб/дек).

     

     

    Коэффициенты ошибок

     

    Этот метод применим для оценки ошибок системы как по входу x(t), так и по возмущению f(t). Рассмотрим методику применительно к x(t), которая в этом случае должна быть гладкой (дифференцируемой).

    т.е. x(t) – любой непрерывный сигнал. Это существенное достоинство метода

     

    Разложим по степеням s (ряд Маклорена)

    При переходе во временную область получим

    Здесь величины сi – называются коэффициентами ошибок. Они определяются по Тейлору:

    .

    Величины этих коэффициентов характеризуют составляющие ошибки и x(t).

    Так как ПФ представляет дробно-рациональную функцию, то сi можно получить делением числителя на знаменатель ПФ.

    Для типовых режимов имеем:

    1) статический режим x = x0 = const → eуст = c0x0

    2) движение с . [С учетом астатизма с0=0]

    3) если САУ имеет астатизм 2го порядка, то с0 = с1 = 0, а , с2 – коэффициент ошибки от ускорения.

     

    Пример: Пусть ПФ разомкнутой САУ имеет следующий вид:

    .

    Тогда

    Поделим числитель на знаменатель:


    Пусть x(t) = 5 + 20t + 20t2, тогда x(1)(t) = 20 + 40t, x(2)(t) = 40.

    Поэтому . Пусть Т2 = 0, 02; Т1 = 0, 2; KV = 10, тогда e(t) = 2, 48 + 4t.







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.