Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 11: Точность систем автоматического управления
Понятие точности систем управления Качество работы любой САУ в конечном счете определяется величиной ошибки, которая равна разности между требуемым и действительным значениями управляемой величины. Для того чтобы ошибка измерялась в тех же единицах, что и выходная координата, необходимо структуру САУ привести к единичной о.с. с помощью структурного преобразования. Рассмотрим это на примере:
В результате преобразования получим:
Ω з – задаваемое значение скорости, Ω – действительное значение скорости, Δ Ω – ошибка (рад/сек или об/мин). . Ошибка обычно определяется в установившемся режиме, когда все переходные процессы завершились. Это условие соответствует приравниванию нулю в д.у. всех производных, а в ПФ: s = 0 В результате получим: Если в качестве ошибки взять просто Ue, то из схемы:
Вывод: Для приведения ошибки к выходной координате необходимо определить уравнение ошибки Ue и поделить его на коэффициент передачи цепи о.с., т.е. Отсюда, нет необходимости каждый раз производить структурное преобразование: следует получить выражение для Ue (ошибки) и поделить его на ПФ цепи о.о.с. И только затем подставить s = 0. Примечание: Аналогично с помощью структурных преобразований приводятся к выходу возмущения (f). Величина ошибки зависит от закона изменения сигнала Uз, которая в общем случае может быть случайным воздействием (неизвестным). Поэтому для оценки точности работы САУ используют типовые воздействия (реакции работы): 1) статический режим: Uз = const, f = const; 2) движение с постоянной скоростью: Uз = Vt, f = const; 3) движение с постоянным ускорением: , f = const.
Для исследования ошибки в САУ в этих режимах будем использовать приведенную структуру вида:
Для этой схемы имеем: - соответственно статические ошибки по входу и возмущению.
Типовые установившиеся режимы в САУ
1. Статический режим: x = const, f = const. а) Если W(s) не содержит интеграторов, то W(0) = K и соответственно
т.е. для увеличения точности необходимо увеличить K, но до Kкр (см. устойчивость).
б) Если W(s) содержит интегратор, то и . Вывод: введение интегратора уменьшает ошибку по входу в статическом режиме до нуля.
в) Ошибка по возмущению f также зависит от вида W(s) и Wf(s). Рассмотрим эту ситуацию на примере:
Эту структуру можно привести к виду:
. Отсюда , т.е. ошибка по f2 равна нулю.
Вывод: · Если Wf(s) не содержит интеграторов, то величина подчиняется тем же правилам, что и . · Если Wf(s) содержит интеграторы, то требуется дополнительное исследование, т.е. необходимо исходить из операт. уравнения для ошибки.
Рассмотренный пример показывает, что интегратор необходимо включать (вводить) в САУ до места приложения возмущения, что и делается на практике. Регулятор с интегральными свойствами включается в слаботочную часть схему САУ. Однако такой регулятор не может скомпенсировать погрешности устройства сравнения (чувствительный элемент) и погрешность измерения датчика цепи о.с., которые играют роль возмущений в системе.
2. Движение с постоянной скоростью: x = Vt, f = f0 = const. Этот режим имеет смысл в следящих системах (в астатических САУ). астатизм n-го порядка → n-количество интеграторов в контуре регулирования. Отсюда терминология – астатизм 1го порядка, астатизм 2го порядка и т.д. Пусть , где KV – коэффициент передачи по скорости, добротность по скорости. Тогда Вывод: Если W(s) не будет содержать астатизма, то ошибка будет стремиться к ∞ (во времени). Поэтому для этого режима астатизм необходим. Примечание: Значение зависит от вида Wf(s). Если эта ПФ не содержит астатизма, то ; если содержит астатизм 1го порядка – то .
Введем в основной контур еще один интегратор. Тогда , Kε – добротность по ускорению. . Вывод: Для повышения точности в следящей системе вводят обычно второй интегратор. 3. Движение с постоянным ускорением: . Этот режим имеет смысл в следящих системах и системах программного управления. учитывая, что , имеем: . Первое слагаемое не равно ∞ только при астатизме 2го порядка, т.е. при . . Обобщение: Пусть , . Тогда . Отсюда: 1) Если n > m, то ; n = m, то ; n < m, то (неработоспособная САУ). 2) Если n > r, то ; n = r, то ; n < r, то (неработоспособная САУ).
Окончательный вывод: Для получения ошибки равной нулю необходимо, чтобы порядок астатизма САУ был больше астатизма воздействия.
4. Движение по гармоническому закону (гармонический режим): x = xmax sun ω kt, f = f0 = const. Этот закон обычно связан с заданными ограничениями на входной сигнал в следующем виде: Дано: Ω max – максимальная скорость движения, ε м – максимальное ускорение движения. Определить: ω k и xmax =? – т.е. эквивалентный сигнал с ω k и xmax. Решение: , - выражение ускорения. Т.е. . Поделив второе уравнение на первое, получим: . Из первого уравнения далее получим: . Вывод: Эквивалентный гармонический режим – удобная форма, которая базируется на реальных исходных данных и физически реализуема (в отличие от движения с постоянными скоростью и ускорением). Этот типовой сигнал x(t) наиболее часто используется при частотных методах расчета. Рассмотрим ошибку по входу, т.е. по x(t) . Точность в этом режиме может быть оценена по амплитуде ошибки при ω = ω k: . Так как предполагается, что в САУ eм < < xм, то W(jω k) > > 1 и поэтому
По этой формуле легко рассчитывается ошибка в установленном режиме по ЛАЧХ или АФХ разомкнутой САУ (точнее очевидно по ЛАЧХ). Примечание: Эта формула в дальнейшем буден использована при построении желаемой ЛАЧХ, точнее ее низкочастотной части. В этом случае сначала определяют и откладывают контрольную точку А(ω к). Затем над ней проводят искомую низкочастотную часть (обычно под наклоном -20 дб/дек или -40 дб/дек).
Коэффициенты ошибок
Этот метод применим для оценки ошибок системы как по входу x(t), так и по возмущению f(t). Рассмотрим методику применительно к x(t), которая в этом случае должна быть гладкой (дифференцируемой).
Разложим по степеням s (ряд Маклорена) При переходе во временную область получим Здесь величины сi – называются коэффициентами ошибок. Они определяются по Тейлору: . Величины этих коэффициентов характеризуют составляющие ошибки и x(t). Так как ПФ представляет дробно-рациональную функцию, то сi можно получить делением числителя на знаменатель ПФ. Для типовых режимов имеем: 1) статический режим x = x0 = const → eуст = c0x0 2) движение с . [С учетом астатизма с0=0] 3) если САУ имеет астатизм 2го порядка, то с0 = с1 = 0, а , с2 – коэффициент ошибки от ускорения.
Пример: Пусть ПФ разомкнутой САУ имеет следующий вид: . Тогда Поделим числитель на знаменатель: Пусть x(t) = 5 + 20t + 20t2, тогда x(1)(t) = 20 + 40t, x(2)(t) = 40. Поэтому . Пусть Т2 = 0, 02; Т1 = 0, 2; KV = 10, тогда e(t) = 2, 48 + 4t.
|