Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) факторы формирования личности






 

В трактате Джона Локка «Мысли о воспитании» ярко выражены важные передовые педагогические идеи. Это произведение Локка было переведено в России в 1759 г. Н.Н. Поповским, учеником М.В. Ломоносова. В предисловии к книге Локка Н.Н. Поповский обратился с рекомендацией: хотя Д. Локк рассуждает здесь о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут пользоваться теми же правилами.

Джон Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах воспитания и обучения. Каков взгляд Локка на факторы формирования личности, т. е. роль наследственности, среды и воспитания? На первый взгляд может показаться, что Локк отрицает наследственность, утверждая, что «душа ребенка - чистая доска». Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал, что от природы одни дети даровитые, другие тупые, глупые, есть послушные и любознательные, равнодушные и вялые, а у Локка – «душа ребенка – белый лист». Так ли это?

В своем педагогическом трактате «Мысли о воспитании» (1693 г.) Локк пишет: «…тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться… Использовать наилучшим образом то, что дала природа, предупредить те пороки недостатки, с которым наиболее предрасположена данная конституция. Природные дарования каждого должны быть развиваемы до возможных пределов; но попытка привить ребенку что-либо другое будет только бесполезным трудом». Следовательно, Локк не отрицает, что каждого ребенка природа одарила задатками, способностями, дарованиями. Родители и воспитатель должны их знать, изучать, опираться на них.

Само выражение «душа ребенка – чистая доска» понадобилось Локку, чтобы доказать, что врожденных знаний, врожденных идей у человека нет. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал влияние на человека врожденных способностей:

«Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь, но только упражнения этих сил могут сообщить нам умение и вести нас к совершенству». Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные способности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на душу каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена».

Таким образом, теория «чистой доски» Локка имеет, во-первых, историческое значение поскольку она оправдывает приход буржуазии к власти, смену феодальной формации капиталистической; во-вторых, её педагогическое значение – Локк признает природу, наследственность ребенка; в отличие от Я.А. Коменского, надо не только исправлять природу, но и совершенствовать, развивать «до возможных пределов».

Среда также влияет на развитие человека, но она, по его мнению, неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определенным условиям жизни, и менять эти условия- дело ненужное и даже вредное, утверждал Локк.

Дети буржуазии воспитание должны получить дома, так как в школе они могут встретиться с плебеями, уличными мальчиками, плохо пахнущими и дурно воспитанными. Родители должны найти для своих детей гувернера.

Не отрицая определенного влияния наследственности и среды, Локк считает решающим фактором развития ребенка воспитание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.