Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В первый этап развития ГКМ однозначно совпала с картой мира, т.е. с буквальной картиной земной поверхности.






Однако к концу XIX в. теоретики географии поняли, что география уже выполнила огромной важности общественный заказ, завершив картографическую модель земной поверхности. В связи с этим стали искать новые модели географии, т.е. создавать новую ГКМ. В результате этой работы, сложились компонентно-отраслевая и комплексно-региональная программы исследований в виде представлений о природных комплексах и их компонентах; региональных социально-экономических системах с отраслями хозяйства и формами социальной деятельности; районировании – природном, хозяйственном, демографическом, социальном; разнообразных тематических картах и комплексных атласах.

Сейчас начинает формироваться новая ГКМ, которая должна включить сущность двух первых этапов в новых представлениях. Она исходит из понимания ограниченности данного мира. Если раньше география расширяла ойкумену, то теперь пытается найти новые формы организации уже ограниченного пространства. В связи с этим усиленно разрабатываются концепции ресурсов территории, устойчивости и емкости геосистем.

Формирование географической картины мира непрерывно сопровож­далось стремлением географов всех эпох к объяснению внутренних раз­личий в природе земной поверхности и жизни населявших ее народов, что находило отражение в географических идеях. Одновременно изменялся и географический кругозор – понятие, предполагающее сумму знаний человечества о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т.п.), о природе ее различных частей – рельефе, климате, растительном покрове и т.д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.

Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного на­рода, той или иной группы человечества, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию географической картины мира, географическому познанию окружающей действительности.

Л. Ф. Кузнецова (1984) указывает на три функции КМ: эвристическую, синтезирующую и объективирование знаний и их включения в культуру.

Методология, в самом кратком определении, — это учение о методе. Методология - система прин­ципиальных положений науки, тесно связанных с философий, представляющий свод ос­новных абстракций, закономерно вытекающих из истории, накопленных теоретических исследований и из практического применения данной науки.

За основу классификации методов научного познания можно принять их деление на главные иерархические уровни. К высшему уровню относятся мировоззренческие мето­ды (принципы, подходы) познания, разрабатываемые философией. От философских методов следует отличать собственно научные, которые, в свою очередь, могут быть разделены на два уровня — общенаучный и специализированный. Под методами эмпирического уровня исследований подразумеваются конкретные способы или приемы опытного изучения объекта, начиная от получения первичной ин­формации и включая ее обработку и установление эмпирических зависимостей. Обычно всю со­вокупность исследовательских способов и приемов этого уровня принято называть мето­дикой научного исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.