Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие научной проблемы






Проблемы, связанные с еще непознанным содержанием объектов, являются характерным элементом любой науки. Проблема – это не только нечто непознанное, но и некоторое знание о незнании. П остановке проблемы всегда предшествует либо новый факт, не интерпретируемый в прежних теориях, либо научная гипотеза, возникшая на основе теорий, либо задача, выдвинутая практической деятельностью людей, ко­торая опирается на определенное научно-техническое знание.

В качестве проблемы выдвигается не вся область непознан­ного, не любой предмет, о котором мы желаем знать, а только такой, о котором мы знаем, что при наличных возможностях мы можем что-то реально уз­нать. Эти возможности предопределяются двумя факторами, которые одновре­менно выступают в качестве первопричин или первотолчков постановки пробле­мы.

Во-первых, проблемы возникают при наличии общественных потребностейпотребностей научно-технического прогресса, общественного производства, со­циально-экономического развития, развития культуры в широком смысле этого слова.

История географии представляет этому разительный пример: а) расшире­ние товарного производства потребовало расширения рынков сбыта и источников сырья в виде открытий новых земель и путей;

Во-вторых, проблемы возникают в результате развития внутренних законо­мерностей самой науки. Имеется в виду развитие теоретического базиса, методов и средств описания.

История гео­графии дает этому хороший пример. До конца XIX в. география занималась глав­ным образом регистрированием и описанием отдельных стран и регионов, пре­имущественно вновь открываемых земель. С конца XIX в. отдаленно ставятся проблемы изучения связей между компонентами природы, и только в последние десятилетия география внутренне созрела для того, чтобы ставить и решать, например, проблемы функциональных связей компонентов ландшафта и обмена веществом и энергией между соседними и отдаленными друг отдруга геосистемами, понимая под последними всякие системы, принадлежащие географической оболочке Земли.

В итоге можно сказать, что постановка проблемы требует наличия общест­венной потребности и достаточной суммы знаний для ее решения.

Научная проблема – это форма моби­лизации и организации ранее накопленного знания для получения нового знания.

Характерно, что проблемная ситуация имеет «взрывной» характер, постоянно обгоняет рост возможностей разрешения проблемы.

Сначала выдвигается гипотеза на основе имеющихся знаний или обнаруживается факт, который не поддается объяснению с позиций существующих представлений, затем следует проблема, которая выдвигается в ка­честве исследовательской задачи. В процессе исследования проблема проходит несколько этапов. 1. В первую очередь устанавливается известноедля отделения его от неизвестного. 2. Затем наступает стадия формулировки проблемы, так как не вся область не­известного представляет сбой проблему. На этой стадии происходит ограничение неизвестного. Затем 3. наступает стадия выявления воз­можных путей разрешения проблемыпроисходит осмысление проблемы, уста­навливаются методы ее решения. Наконец, наступает 4. стадия решения проблемы.

Таким образом, началом всего знания служит факт. Он непосредст­венно связан с объектом и поэтому является элементом эмпирического знания. Исследования начинаются, конечно, не со случайного факта, хотя и это не исключается, а преимущественно с постановки проблемы, чему предшествует выдвижение гипотезы. Поэтому связующим звеном между объектом и знанием служит научная проблема, которая и является началом теоретического знания.

Это тоже из книги:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.