Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как видно, география призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.






Расчленение научного знания по разновидности:

1) интуитивное (доэмпирическое) знание;

2) эмпирическое знание (факты);

3) теоретическое (послеэмпирическое) знание;

4) методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три ингредиента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристичес­кое знание. Второй компонент знания – научные факты. Они вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретический компонент знания состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. И, наконец, методическое знание включает целостную систему приемов практичес­кого и теоретического освоения мира.

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В ее рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину. Предмет- географическая оболочка.

Географическая картина мира лежит в основе знаний, отражающих «представление человека о природе и обществе». Уже в этом определении ее сущности заложены не только дуализм (двойственность), но и многоаспектность предмета изучения. Вот почему исторически сложились две частные картины - физико-географическая и социо-географическая. Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и др.), так и неприродные (социосфера, техносфера). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук. Каждая из географических наук имеет собственный материальный объект исследо­вания в виде пространственной системы. Смещение научного и обывательского подхо­дов сказывается в определении понятия географический объект. Обычно под этим опре­делением подразумевается любой визуально распознаваемый объект, который характе­ризуется определенным положением на земной поверхности и может быть обозначен на карте.

Социальная география определяется как наука о пространственных процессах и факторах организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни человека. Объектами исследования являются различные общности людей, их внутренняя структура и пространственное по­ведение. Изучаются также региональные различия в образе жизни людей. В некоторых определениях акцент делается на изучение территориальной организации социальной структуры общества разных таксономических уровней. Социальная география непосред­ственно смыкается с географией населения. Иногда ее рассматривают как совокупность географии населения, географии сферы обслуживания, географии потребления, рекре­ационной географии и др. Предметное поле этой науки расширяется и ее внутренняя структура еще не определилась.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.