Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс познания основывается на диалектическом взаимодействии объекта и субъекта.






В современной методологии науки все больше выдвигается на передний план активность субъекта. Именно это отражается в системном подходе, кото­рый представляет собой инструмент реконструкции объекта для познания.

Системный подход связан с субъектом познания и относится в большей степени к методам науки, нежели к объектам. Именно поэтому современное внедрение системного подхода в науку – это проявление научно-технической революции в области научного познания.

Одним из основоположников системного подхода считается Л. фон Берталанфи - назвал системой комплекс элементов, находящихся вовзаимодействии, выделил закрытые и открытые системы, ввел понятие равновесия, подвижного равновесия системы, ее поведения и согласованности скоростей протекающих в ней процессов.

Анализ большого числа определений, предложенных различными исследователями, позволяет наметить некоторый инвариант значений термина «система»:

1) система – целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

2) система образует особое единство со средой;

3) любая система обычно состав­ляет элемент (подсистему) системы более высокого порядка.

Берталанфи сформулировал следующие свойства системы, которые были известны и ранее в географии:

1) целостность (изменение любого элемента ведет к изменению всей системы);

2) суммативность (изменение любого элемента зависит только от него самого);

3) механизация (переход от целостности к суммативности);

4) централизация (увеличение коэффициентов взаимодействия элементов системы, приводящие к изменению всей системы);

5) иерархическое построение.

Системный подход в географииисследование географических объектов как систем, которые состоят из разнородных, но взаимосвязанных элементов, обладающих единством.

Элементэлемент есть часть (компонент) сложного объекта (системы), выполняющей в нем (в ней) определенную функцию.

Зачитай мне парочку примеров и фамилий:

География, объектом изучения которой являются сложные территориальные системы, наиболее хорошо подготовлена к восприятию и активному применению системного подхода. Отдельные элементы системного анализа в географии можно найти еще в работах Страбона, Л. Гвиччардини, Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, И. Тюнена и др. В России комплексный научный анализ в географии с использованием системного подхода представлен в работах И. К. Кирилова, М. В. Ломоносова, Н. П. Огарева, К. И. Арсеньева и других ученых.

В современной географии первые опыты использования системного анализа в исследовании территориальных систем представлены в трудах Б. Берри, Р. Чорли, Б. Кеннеди, П. Хаггета, Т. Хагерстранда, Дж. Лэнгтона, Д. Харвея и др. В Советском Союзе практическое применение системного подхода в географии и экологии появилось в 60-е годы ХХ в. и способствовало синтезу наук о Земле и социально-экономических дисциплин. Тогда появились интересные статьи Д. Л. Арманда о природных комплексах как саморегулирующаяся информационных системах, работы В. С. Преображенского, А. Ю. Ретеюма, А. Г. Исаченко, Н. А. Солнцева и др. В 1968 г. Ю. Г. Саушкин и А. М. Смирнов предприняли попытку ввести в географию представление об интегральных геосистемах и геоструктурах.

Традиционно использующийся в географии комплексный подход явился благоприятной предпосылкой развития системных представлений в этой предметной области. В наибольшей степени идеи системного анализа проявились в физической географии, – в учении о геосистемах, разработанном в 60-х годах В. Б. Сочавой. Это понятие во многом сходно с определением природно-территориального комплекса, который представляет собой пространственно ограниченный набор компонентов, объединенный относительно тесным взаимодействием.

Географическая система - совокупность компонентов географической оболочки, объединённых потоками энергии и вещества.

На основе системного подхода формируется географическая тектология направление научной мыс­ли, исследующее фундаментальные принципы организация и эволюции гео­графических (геопространственных) систем.

Основные предпосылки внедрения системного подхода в географические науки следующие.

Чрезвычайная сложность реального мира. Это заставляет исследователя попытаться, во-первых, изолировать составные части действительности – либо в эксперименте, либо путем абстрагирования; во-вторых, проанализировать взаимодействие этих частей в упрощенных условиях.

Непрерывность реального мира. Изолированные структуры являются субъективно и искусственно обособленные части действительности, и самая главная изначальная проблема состоит в опознании и выделении наиболее значимых частей реального мира. С одной стороны, каждая из таких частей, или структур, должна быть достаточно сложной, чтобы обладать высокой степенью внутренней согласованности, тогда ее изучение даст положительные результаты и будет полезным; с другой - она должна быть достаточно простой для понимания и исследования.

Для современного состояния системы географических наук характерно одновременное использование четырех основных моделей, отражающих различные подходы к описанию структуры геосистемы. В рамках первой из них геосистемы рассматриваются как совокупность отдельных взаимосвязанных компонентов. Центр тяжести этой моносистемной модели заключается в изучении отношений между компонентами и связей, обусловливающих целостность системы, в том числе ее пространственных взаимосвязей. Во второй, третьей и четвертой, моделях геосистема предстает перед нами как состоящая из взаимосвязанных комплексов более низкого таксономического ранг а (например, фаций и урочищ в ландшафтах). Это полисистемные модели – морфологическая, геогоризонтная, геоблоковая. Одновременное применение этих моделей в какой-то мере позволяет географам полнее отобразить такое сложное явление, как диалектическое единство пространственно-временных континуальности и дискретности реальных объектов, охватываемых географической сферой. Вместе с тем сам факт одновременного существования нескольких моделей еще раз свидетельствует о том, что география не может ограничить область своих исследований лишь пространственными аспектами, она обязательно должна учитывать также временной и субстратный аспекты.

Системный подход применим к широкому кругу географических проблем. Он может быть использован для рассмотрения и конструирования геосистем как в статике, так и в динамике. К числу статических аспектов изучения относится анализ элементов, образующих геосистему, их взаимоотношений, степени сложности системы, ее организованности, развитости, иерархической структуры, надежности. Исследование изменения систем включает ретроспекцию, анализ современной динамики, прогнозирование спонтанных и целенаправленных изменений. Последнее особенно важно при решении конструктивных географических задач.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.