Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет географии






Под методологией науки понимается система основных положений, раскрывающих принципы построения, формы и способы познавательной деятельности науки. Методология определяет сущность теоретических работ, роль методов и практическую направленность науки.

Знание – это объективное от­ражение действительности, а наука, кроме знания, включает еще орга­низацию добычи этого знания и его практическое использование. «Пре­вращение» знания в науку происходит тогда, когда достигается определенный уровень его развития и выполняются четыре основных тре­бования: а) самостоятельность предмета изучения; б) относительное своеобразие основного метода исследования; в) наличие специфичес­кого понятийного аппарата, свойственного этой науке, т.е. наличие теоретической основы; г) выполнение конкретных социально-политических, хозяйственных, культурно-просветительских функций.

География – наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества, о методах прогнозирования этих систем и управления ими.

Объект географического исследования – любое материальное образова­ние или явление на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методо­логическим принципам географии — пространственность, комплексность, конкретность, картируется??? (т.е. отвечает основному методическому признаку). Предельный объект географиигеографическая оболочка с включением в нее социосферы (географическая среда).

Географическая оболочка – 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь – человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

С древнейших времен развитие гео­графии связано с познанием окружающей дейст­вительности, с изучением взаимоотношений при­роды и человечества. Общегеографические воз­зрения восходят к трудам Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, Э. Реклю и др. О целостности географии выска­зывались П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Доку­чаев, Д. Н. Анучин, Ф. Рихтгофен, А. И. Воейков, К. К. Марков и др. Интегральное направление, объединяющее естест­венно-исторические и социально-экономические подходы к изучению географических аспектов взаимодействия природы и общества, разрабатывали И. П. Герасимов, Ю. Г. Саушкин, В. А. Анучин, В. С. Преображенский, С. Б. Лавров и др.

Предмет географииисследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды)

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма. В совокупности они составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины ХIХ века начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественноисторическим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине ХХ века единую – пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины ХХ века решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим вопросам добавилось еще: где будет, что будет и т.д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности, пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Во второй половине ХХ века формируется общая (единая) география. Отмечаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации географии и глобализации мышления.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем.

Общая география – это совокупность уже сформированных, создающихся и образованных в будущем дисциплин, представляющих, во-первых, знание об общих, интегративных, объектах – геооболочках и геокомплексах и, во-вторых, об общих предметах или сторонах самых разных по своей сущности частных объектов – геокомпонентов и геосфер.

Перед общей географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

Цель современной географии – изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.