Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие процесса познания и построение программы исследования






Научное знание начинается с наблюдения и c6oрa фактов, которые можно определить как зарегистрированные события, отражающие разнообразие мира. Затем происходит классификация фактов, когда из их множества по определенным признакам выводятся первичные эмпирические зависимости, пока без объяснения причин. Как только исследователь начинает объяснять факты, начинается теоретическое знание. Совокупность систематизированных фактов – основа формирования гипотез и теорий, задача которых объяснить имеющиеся фак­ты и предсказать новые. Большинство фактов географии получе­ны путем натурных наблюдений в полевых и лабораторных условиях.

Гносеологическая функция научного факта заключается в том, что он является непосредственным началом познания, связывая объективный мир с человеческим мышлением. Научное познание про­ходит ряд этапов от созерцательного и непосредственного наб­людения до формулировки дедуктивных построений: описание, объяснение и рекомендации. В процессе исследования наблюдению почти всегда предшест­вует создание закрепленной с помощью тех или иных языковых средств или же не зафиксированной программы. Программа же есть не что иное, как своеобразная, облеченная в форму воп­росов и методических предписаний совокупность уже сложившихся теоретических предписаний или гипотез об исследуемом объекте. Даже когда кажется, что у наблюдателянетникакой программы, он в действительности обладает представлениями, полученными ранее, и чаще всего действует по прог­рамме, заложенной в процессе предшествующего обучения.

Но программа – это не только перечень вопросов, на кото­рые надо в процессе исследования ответить. Она одновременно выступает и как схема, модель деятельности исследователя – система указаний, что и в каком порядке надо делать.

Поэтому для построения программы необходимо:

1) определить цель исследований и перечень нерешенных вопросов;

2) представить себе форму конечных результатов исследования (форму продукта познавательной деятельности);

3 ) уяснить характер берущихся нами за основу гипотезы, теоретической модели (или создать ее);

4) выбрать приемы исследования (а при отсутствии готовых создать их);

5) установить этапы решения задачи и выявить их очеред­ность;

б) определить пространственный и временной объект исследо­вания и, в частности, объем выборки при применении статисти­ческого анализа;

7) наметить поэтапное распределение времени, сил и расхо­дования средств.

Программа всегда представляет собой свое­образную модель объекта. Перед наукой встает вопрос о принципах создания не всеох­ватывающих, а оптимальных программ.

Выбор метода тесно связан с целью исследования и практи­чески неотделим от нее. Если задача исследования сформулиро­вана точно и однозначно, так же точно и однозначно опреде­ляется и способ ее решения. Сведем различные этапы решения проблемы к следующему общему плану и будем считать его ис­ходной формулировкой содержания термина «научный метод»:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.