Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
I. Целевой раздел
| |
1.1. Пояснительная записка
| |
18.1.1 Пояснительная записка долж-на раскрывать:
1) цель и задачи реализации основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования, кон-кретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО к резуль-татам освоения обучающимися ос-новной образовательной программы основного общего образования;
2) принципы и подходы к формиро-ванию основной образовательной программы основного общего обра-зования
| П. 1.1 Примерной программы опре-деляет содержание:
1) целей и задач реализации основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования;
2) подходов к формированию основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования
| Образовательное учреждение само-стоятельно:
1) уточняет задачи реализации ООП ООО;
2) формулирует принципы ее форми-рования;
3) отражает особенности реализации ООП ООО в части:
– миссии ОУ; социального заказа; об-разовательных возможностей обучаю-щихся; особенностей образовательного процесса; взаимодействия с социаль-ными партнерами; традиции и иннова-ционные проекты ОУ; особенности со-держания каждого раздела программы (включается в пояснительную записку в виде кратких выводов по мере разра-ботки этих разделов)
| |
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному
наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
| |
18.1.2. Планируемые результаты ос-воения обучающимися основной об-разовательной программы основного общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требова-ниями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки резуль-татов освоения основной образова-тельной программы;
2) являться содержательной и крите-риальной основой для разработки рабочих программ учебных предме-тов и учебно-методической литера-туры, рабочих программ курсов вне-урочной деятельности, курсов мета-предметной направленности, про-грамм воспитания, а также системы оценки результатов освоения обу-чающимися основной образователь-ной программы основного общего образования в соответствии с требо-ваниями ФГОС ООО.
| П. 1.2 Примерной программы
«Планируемые результаты освоения обучающимися основной образова-тельной программы основного об-щего образования» определяет структуру раздела и его содержание:
1. Общие положения
2. Ведущие целевые установки и ос-новные ожидаемые результаты
3. Планируемые результаты освое-ния междисциплинарных программ, в том числе:
– Формирование универсальных учебных действий;
– Формирование ИКТ-компетентно-сти обучающихся;
– Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
4. Планируемые результаты освое-ния учебных программ, в том числе:
| К компетенции образовательного уч-реждения относятся:
1) разработка стратегии реализации междисциплинарных программ интег-рировано через все содержательные разделы программы, в том числе:
– через урочную деятельность – от-дельными курсами и интегрировано,
– через внеурочную деятельность,
– через систему дополнительного об-разования.
2) формулирование планируемых ре-зультатов:
– предметов, изучаемых на уровне, превышающем базовый;
– предметов части учебного плана, формируемого участниками образова-тельного процесса;
– курсов внеурочной деятельности;
– реализации программ содержатель-ного раздела ООП ООО;
3) определение преемственности с
| |
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны адекватно отражать требования ФГОС ООО, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и пред-метных результатов как с позиции организации их достижения в образова-тельном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основно-го общего образования должно учи-тываться при оценке результатов дея-
| русский язык; литература; ино-странный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая ис-тория, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, ин-форматика, физика, биология, хи-мия, изобразительное искусство, му-зыка, технология, физическая куль-тура, основы безопасности жизне-деятельности
| планируемыми результатами ООП НОО;
4) отражение взаимосвязи комплекса планируемых результатов с системой их оценки
5) соотнесение планируемых результа-тов с системой их оценки (раздел 1.3)
| |
Требования ФГОС ООО к структуре
и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному
наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
тельности системы образования, обра-зовательных учреждений, педагогиче-ских работников.
Достижение обучающимися плани-руемых результатов освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования оп-ределяется по завершении обучения. П. 8–12 Требования к личностным, метапредметным, предметным ре-зультатам
|
|
| |
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования
| |
18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной програм-мы основного общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ори-ентированной на управление качест-вом образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
| П. 1.3 Примерной программы «Сис-тема оценки достижения планируе-мых результатов освоения основной образовательной программы основ-ного общего образования» опреде-ляет структуру раздела и его содер-жание:
1. Общие положения
2. Особенности оценки личностных результатов
| Образовательное учреждение само-стоятельно:
1) описывает организацию, содержа-ние: а) текущей и промежуточной ат-тестации обучающихся в рамках уроч-ной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (ито-говую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;
| |
Требования ФГОС ООО к структуре
и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному
наполнению части ООП ООО,
формируемой участниками
образовательного процесса (30%)
| |
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих-ся, реализацию требований к резуль-татам освоения основной образова-тельной программы основного об-щего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования, по-зволяющий вести оценку предмет-ных, метапредметных и личностных результатов основного общего обра-зования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обу-чающихся в процессе освоения ос-новной общеобразовательной про-граммы основного общего образова-ния;
| 3. Особенности оценки метапред-метных результатов
4. Особенности оценки предметных результатов
5. Портфель достижений обучаю-щихся
| г) оценки личностных результатов, в том числе портфеля достижений.
Описание должно полностью соотно-ситься с локальными актами:
Положением о системе оценки дости-жения планируемых результатов ос-воения основной образовательной про-граммы основного общего образования (или отдельных Положений о текущем контроле, о промежуточной аттеста-ции, об индивидуальном учебном про-екте, о портфеле достижений обучаю-щихся. Данные локальные акты могут быть представлены как часть раздела программы, так и в качестве приложе-ний к ООП ООО;
2) адаптирует (разбивает по годам, по уровням, по процедурам) инструмен-тарий для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработан-ный на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках те-кущего и тематического контроля;
| |
Требования ФГОС ООО к структуре
и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному
наполнению части ООП ООО,
формируемой участниками
образовательного процесса (30%)
| |
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, вза-имно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практиче-ские работы, творческие работы, са-моанализ и самооценка, наблюде-ния);
6) позволять использовать результа-ты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достиже-ния планируемых результатов ос-воения основной образовательной программы основного общего обра-зования, как основы для оценки дея-тельности образовательного учреж-дения и системы образования разно-го уровня.
Система оценки достижения плани-руемых результатов освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования должна включать описание органи-зации и содержания государствен-
|
| б) промежуточной аттестации (накоп-ленной оценки); в) итоговой аттеста-ции по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттеста-цию;
3) адаптирует (при необходимости – разрабатывает) инструментарий для итоговой оценки достижения плани-руемых результатов по предметам и/или междисциплинарным програм-мам, вводимым образовательным уч-реждением;
4) адаптирует или разрабатывает мо-дель и инструментарий для:
– организации стартовой диагностики;
– для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутри-школьного контроля (через Положения о мониторинге качества реализации основной образовательной программы основной школы, о стимулирующих выплатах общеобразовательного учре-ждения);
| |
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
ной (итоговой) аттестации обу-чающихся, промежуточной атте-стации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающих-ся, и оценки проектной деятель-ности обучающихся
|
| 5) описывает особенности оценки пла-нируемых результатов освоения про-грамм содержательной части ООП ООО;
6) отражает взаимосвязь внутришколь-ной системы оценки с планируемыми результатами
| |
II. Содержательный раздел
| |
14. Содержательный раздел должен включать:
1) программу развития универсальных учебных действий (программу форми-рования общеучебных умений и навы-ков) на ступени основного общего об-разования, включающую формирова-ние компетенций обучающихся в об-ласти использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проект-ной деятельности;
2) программы отдельных учебных предметов, курсов;
| Раздел 2 Примерной программы «Содержательный раздел» опреде-ляет содержание входящих в него программ:
2.1. Программу развития универ-сальных учебных действий на сту-пени основного общего образования;
2.2. Программу отдельных учебных предметов, курсов, курсов внеуроч-ной деятельности;
2.3. Программу воспитания и социа-лизации обучающихся;
2.4. Программу коррекционной ра-боты
| По структуре и содержанию данный раздел должен:
1) полностью соответствовать требо-ваниям ФГОС ООО,
2) отражать специфику образователь-ного учреждения,
3) быть преемственным с соответст-вующими разделами ООП начального общего образования
| |
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
3) программу воспитания и социали-зации обучающихся на ступени ос-новного общего образования, вклю-чающую такие направления, как ду-ховно-нравственное развитие и вос-питание обучающихся, их социали-зация и профессиональная ориента-ция, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
4) программу коррекционной работы
|
|
| |
2.1. Программа развития универсальных учебных действий (УУД)
(программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования
| |
18.2.1. Программа развития универ-сальных учебных действий (про-грамма формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ос-новного общего образования должна содержать:
1) цели и задачи программы, описа-ние ее места и роли в реализации требований ФГОС ООО;
2) описание понятий, функций, со-става и характеристик универсаль-
| Раздел 2.1 Примерной программы «Программа развития универсаль-ных учебных действий на ступени основного общего образования» предлагает:
1) формулировку цели и задач про-граммы;
2) описание технологий развития УУД;
3) условия и средства формирования УУД.
| В рамках разработки данной програм-мы образовательное учреждение пока-зывает:
1) ее преемственность с ООП НОО;
2) взаимосвязь с планируемыми ре-зультатами и стратегиями реализации междисциплинарных программ (п. 1.2);
3) разработанный педагогами образо-вательного учреждения комплект ти-повых задач применения универсаль-
| |
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
ных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешколь-ной деятельностью, а также места отдельных компонентов универ-сальных учебных действий в струк-туре образовательного процесса;
3) типовые задачи применения уни-версальных учебных действий;
4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной дея-тельности обучающихся, а также форм организации учебно-исследователь-ской и проектной деятельности в рам-ках урочной и внеурочной деятельно-сти по каждому из направлений;
5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятель-ности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и ин-струментов их использования;
| Данный раздел может быть исполь-зован содержательного наполнения разделов Программы развития уни-версальных учебных действий (про-грамма формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ос-новного общего образования в соот-ветствии со структурой, определен-ной ФГОС ООО
| ных учебных действий (эти задачи в то же время входят в содержание соот-ветствующего раздела программ по предметам и курсам внеурочной дея-тельности – п. 2.2);
4) включенность системы оценки дея-тельности образовательного учрежде-ния по формированию и развитию УУД у обучающихся в раздел ООП ООО «Система оценки…» – п. 1.3;
5) отражение мониторинга результатов освоения Программы в Положении о мониторинге качества реализации ос-новной образовательной программы основой школы (или других локальных актах)
| |
Требования ФГОС ООО к структуре
и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
| |
7) планируемые результаты формиро-вания и развития компетентности обу-чающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуаль-ного проекта, выполняемого в процес-се обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организа-циями, формы привлечения кон-сультантов, экспертов и научных ру-ководителей;
9) описание условий, обеспечиваю-щих развитие универсальных учеб-ных действий у обучающихся;
10) систему оценки деятельности об-разовательного учреждения по фор-мированию и развитию УУД у обу-чающихся;
11) методику и инструментарий мо-ниторинга успешности освоения и применения обучающимися универ-сальных учебных действий
|
|
| |
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
18.2.2. Программы отдельных учеб-ных предметов, курсов должны со-держать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основ-ного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предме-та, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с оп-ределением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспе-чения образовательного процесса;
| Для разработки в строгом соответст-вии с требованиями ФГОС ООО ка-ждой из программ отдельных учеб-ных предметов, курсов данного раз-дела целесообразно воспользоваться рекомендациями Примерной про-граммы (разделы 2.2 «Программы отдельных учебных предметов, кур-сов», 1.2.3. «Планируемые результа-ты освоения учебных и междисцип-линарных программ», а также При-мерными программами по учебным предметам основной школы
| К компетенции образовательного уч-реждения при разработке данного раз-дела относится:
1) разработка программ всех предметов учебного плана, в том числе и входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса;
2) разработка программ курсов внеурочной деятельности плана внеурочной дея-тельности (как это требуется в ФГОС начального и среднего общего образования;
3) разработка программ междисципли-нарных курсов с отражением в них вы-бранной в образовательном учрежде-нии стратегий их реализации (п. 1.2).
Технологически данный раздел в ООП ООО может быть представлен в виде обобщенной спецификации программ, а сами программы целесообразно разместить а Приложениях в ООП ООО.
Кроме того, необходимо отметить, что:
– программы по предметам, междисцип-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
8) планируемые результаты изуче-ния учебного предмета, курса
|
| линарным курсам и курсам внеурочной деятельности разрабатываются на весь период их освоения;
– пп. 4, 8 требований ФГОС ООО к структуре программ по отдельным предметам, курсам должны соотно-ситься с соответствующими разделами всей ООП ООО(1.2, 1.3);
– календарно -тематическое планирова-ние не входит в обязательную структу-ру программы отдельных учебных предметов, курсов, а потому формы этого планирования, период их разра-ботки (например, на каждый год обу-чения) определяется образовательным учреждением самостоятельно
|
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
|
18.2.3. Программа воспитания и со-циализации обучающихся на ступе-ни основного общего образования должна содержать:
1) цель и задачи духовно-нрав-ственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описа-
| Раздел 2.3 Примерной программы «Программа воспитания и социализа-ции обучающихся на ступени основ-ного общего образования» предлагает подходы к раскрытию содержания оп-ределенных ФГОС ООО ее разделов:
2.3.1. Цель и задачи воспитания и
| Данный раздел ООП ООО образова-тельного учреждения, как никакой другой, отражает в своем содержании специфику конкретного образователь-ного учреждения, а потому предпола-гает:
1) конкретизацию цели и задач духов-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
ние ценностных ориентиров, лежа-щих в ее основе;
2) направления деятельности по ду-ховно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, про-фессиональной ориентации обу-чающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию эко-логической культуры обучающихся;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) формы индивидуальной и группо-вой организации профессиональной ориентации обучающихся по каж-дому из направлений;
5) этапы организации работы в сис-теме социального воспитания в рам-ках образовательного учреждения, совместной деятельности образова-тельного учреждения с предпри-ятиями, общественными организа-
| социализации обучающихся;
2.3.2. Основные направления и цен-ностные основы воспитания и со-циализации обучающихся;
2.3.3. Принципы и особенности ор-ганизации содержания воспитания и социализации обучающихся;
2.3.4. Основное содержание духов-но-нравственного развития и воспи-тания обучающихся;
2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися;
2.3.6. Этапы организации социали-зации обучающихся, совместной деятельности образовательного уч-реждения с предприятиями, общест-венными организациями, системой дополнительного образования, ины-ми социальными субъектами;
2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социали-зации обучающихся;
2.3.8. Организация работы по фор-мированию экологически целесооб-
| но-нравственного развития, воспита-ния и социализации обучающихся в соответствии с особенностями воспи-тательного процесса;
2) наполнение конкретным содержанием направлений деятельности, видов и форм занятий по духовно-нравственному раз-витию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучаю-щихся, здоровьесберегающей деятельно-сти и формированию экологической культуры обучающихся;
3) отражение особенностей социума и социального заказа в содержании и ор-ганизации профессиональной ориента-ции обучающихся;
4) определение этапов реализации про-граммы в целом, ее взаимосвязь с со-ответствующей программой в ООП НОО, включенность в воспитательное пространство образовательного учреж-дения;
5) планируемые результаты реализа-ции программы необходимо соотнести
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
циями, в том числе с системой до-полнительного образования;
6) основные формы организации пе-дагогической поддержки социализа-ции обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и со-циальных партнеров по направлени-ям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целе-сообразного, здорового и безопасно-го образа жизни;
8) описание деятельности образова-тельного учреждения в области не-прерывного экологического здо-ровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся;
10) критерии, показатели эффектив-ности деятельности образовательно-
| разного, здорового и безопасного образа жизни;
2.3.9. Деятельность образовательно-го учреждения в области непрерыв-ного экологического здоровьесбере-гающего образования обучающихся;
2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обу-чающихся;
2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учре-ждением программы воспитания и социализации обучающихся;
2.3.12. Методологический инстру-ментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
| с другими разделами разрабатываемой ООП ООО (1.2, 1.3 (в части оценки личностных достижений, включая мо-ниторинговые исследования и порт-фель достижений), 2.1, III (в части плана внеурочной деятельности)
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
го учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, фор-мирования здорового и безопасного образа жизни и экологической куль-туры обучающихся;
11) методику и инструментарий мо-ниторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализа-ции обучающихся;
12) планируемые результаты ду-ховно-нравственного развития, воспитания и социализации обу-чающихся, формирования экологи-ческой культуры, культуры здоро-вого и безопасного образа жизни обучающихся
|
|
|
2.4. Программа коррекционной работы
|
18.2.4. Программа коррекционной работы должна содержать:
1) цели и задачи коррекционной ра-боты с обучающимися на ступени основного общего образования;
2) перечень и содержание индивиду-
| Раздел Примерной программы 2.4. Программа коррекционной работы включает рекомендации по содер-жанию:
1) целей и задач программы коррек-ционной работы с обучающимися на
| При разработке Программы коррекци-онной работы образовательному учре-ждению в части, формируемой участ-никами образовательного процесса, целесообразно отразить:
1) качественную и количественную ха-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
ально ориентированных коррекци-онных направлений работы, способ-ствующих освоению обучающимися с особыми образовательными по-требностями основной образова-тельной программы основного об-щего образования;
3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с огра-ниченными возможностями здоро-вья, включающую комплексное об-следование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования;
4) механизм взаимодействия, преду-сматривающий общую целевую и единую стратегическую направлен-ность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекци-онной и специальной педагогики, специальной психологии, медицин-
| ступени основного общего образо-вания;
2) направления работы и характери-стику их содержания;
3) механизмы реализации програм-мы;
5) требования к условиям ее реали-зации
| рактеристику категорий обучающихся с ОВЗ, для которых разработана про-грамма;
2) конкретные условия ее реализации (соотнесенные с содержанием раздела III.II ООП ООО);
3) реально действующую в образова-тельном учреждении систему ком-плексного психолого-медико-социального сопровождения и под-держки обучающихся с ОВЗ;
4) систему взаимодействия с внешни-ми социальными партнерами по про-блемам коррекции и развития детей с особыми образовательными потребно-стями;
– взаимосвязь планируемых результа-тов коррекционной работы с содержа-нием раздела 1.2 ООП ООО.
Методические рекомендации по разра-ботке Программы коррекционной ра-боты представлены в пособиях
1) Разрабатываем разделы основной образовательной программы начально-
|
Требования ФГОС ООО к структуре
и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы
по формированию обязательной части
ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному
наполнению части ООП ООО,
формируемой участниками
образовательного процесса (30%)
|
ских работников образовательного учреждения, других образователь-ных учреждений и институтов об-щества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
5) планируемые результаты коррек-ционной работы
|
| го общего образования образователь-ного учреждения: Часть 3. Программа коррекционной работы: методические рекомендации / под ред. Ю. Ю. Бара-новой, М. И. Солодковой, Г. В. Яков-левой. – Челябинск: Издательство ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2011. – 146 с. – ISBN 978-5-503-00008-5;
2) Основная образовательная програм-ма основного общего образования для школ, работающих по системе «Инно-вационная школа» / авт.-сост. Е. Е. Вя-земский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 (рекомендации по раз-работке программы работы с одарен-ными детьми)
|
III. Организационный раздел
|
14. Организационный раздел должен определять общие рамки организа-ции образовательного процесса, а также механизм реализации компо-нентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
| Раздел 3 Примерной программы «Ор-ганизационный раздел» включает:
3.1. Базисный учебный план основ-ного общего образования
3.2. Систему условий реализации основной образовательной програм-мы
| В связи с тем, что ФГОС начального общего образования (с изменениями) и среднего общего образования включа-ют в «Организационный раздел» как самостоятельный раздел ООП План внеурочной деятельности, а решением Координационного совета при Мини-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
– учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
– систему условий реализации ос-новной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО
|
| стерстве образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС общего образования (протокол № 6 от 4–5 апреля 2012 г.) разработчикам стандарта поручено внести подобные изменения в ФГОС ООО, образова-тельному учреждению целесообразно включить в Организационный раздел ООП ООО План внеурочной деятель-ности (3.3)
|
3.1. Учебный план основного общего образования
|
18.3.1. Учебный план основного об-щего образования:
1) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГО ООО,
2) определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
3) определяет состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). 4) включает следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
| Раздел 3.1 примерной программы «Базисный учебный план» включает пояснения к назначению частей учебного плана, показывает вариан-ты учебных планов в зависимости от специфики образовательного учреж-дения.
Раздел содержит неточности, откло-нения от требований ФГОС ООО в части внеурочной деятельности.
| При составлении учебного плана необ-ходимо учитывать следующие его осо-бенности:
1) учебный план основного образова-ния является элементом ООП ООО, а не самостоятельным локальным актом, а потому является основным механиз-мом ее реализации;
2) учебный план (учебные планы) ос-новного образования составляется на 5 лет, расчет учебных часов также осу-ществляется на 5 лет, при этом воз-можно также составление помимо го-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
– филология (русский язык, родной язык, литература, родная литерату-ра, иностранный язык, второй ино-странный язык);
– общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
– математика и информатика (мате-матика, алгебра, геометрия, инфор-матика);
– основы духовно-нравственной культуры народов России;
– естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
– искусство (изобразительное искус-ство, музыка);
– технология (технология);
– физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безо-пасности жизнедеятельности).
5) предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечи-вающих образовательные потребно-
|
| дового – недельного учебного планов;
3) образовательное учреждение само-стоятельно определяет режим обуче-ния (5- или 6-дневная учебная неделя) и, тем самым выбирает максимальный объем учебной нагрузки;
4) образовательное учреждение само-стоятельно в пределах установленной СанПиНами максимально допустимой учебной нагрузки распределяет необ-ходимое количество учебных часов по предметам по годам обучения;
5) учебный план основного образова-ния включает две части – обязатель-ную и часть, формируемую участни-ками образовательного процесса;
6) часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процес-са, образовательное учреждение опре-деляет самостоятельно на основе соци-ального заказа, специфики ООП ООО;
7) продолжительность учебного года в 5–9 классах 34 учебные недели без учета государственной (итоговой) ат-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
сти и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
6) определяет нормативный срок ос-воения основной образовательной программы основного общего обра-зования составляет 5 лет, а количе-ство учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов;
7) основная образовательная про-грамма основного общего образова-ния может включать как один, так и несколько учебных планов.
8) для развития потенциала обу-чающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными воз-можностями здоровья, могут разра-батываться с участием самих обу-чающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индиви-дуальных учебных планов сопрово-ждается поддержкой тьютора обра-зовательного учреждения
|
| тестации (п. 42 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в основной школе представлены в Приложении 2.
Примерная модель учебного плана ООП ООО представлена в Приложе-нии 3.
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
18.3.2. Система условий реализации основной образовательной програм-мы основного общего образования должна содержать:
1) описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, мате-риально-технических, информаци-онно-методических;
2) обоснование необходимых изме-нений в имеющихся условиях в со-ответствии с приоритетами основ-ной образовательной программы ос-новного общего образования обра-зовательного учреждения;
3) механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
4)сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой сис-темы условий; контроль состояния системы условий.
19. Требования к условиям реализа-ции основной образовательной про-
| Раздел Примерной программы 3.2. «Система условий реализации ос-новной образовательной програм-мы» включает оптимальные реко-мендации по содержательному на-полнению обязательных разделов данной части ООП ООО:
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образователь-ной программы основного общего образования
3.2.2. Психолого-педагогические ус-ловия реализации основной образо-вательной программы основного общего образования
3.2.3. Финансовое обеспечение реа-лизации основной образовательной программы основного общего обра-зования
3.2.4. Материально-технические ус-ловия реализации основной образо-вательной программы
3.2.5. Информационно-методические
| Разработка данного раздела ООП ООО носит конкретный характер, потому что:
1) должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования кон-кретной школы;
2) учитывает организационную струк-туру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с Учредите-лем по вопросам создания условий;
3) опирается на локальные акты обра-зовательного учреждения, норматив-ные правовые акты муниципального, регионального, федерального уров-ней;
4) результатом анализа каждой из групп условий является дорожная кар-та (сетевой график) по формированию недостающих в конкретном образова-тельном учреждении условий реализа-ции основной образовательной про-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
граммы основного общего образова-ния характеризуют кадровые, фи-нансовые, материально-технические и иные (психолого-педагогические, информационно-методические) ус-ловия реализации требований к ре-зультатам освоения основной обра-зовательной программы основного общего образования
| условия реализации основной обра-зовательной программы основного общего образования
| граммы основного общего образова-ния.
Анализ недостающих условий образо-вательное учреждение может прово-дить самостоятельно в соответствии с Методикой готовности общеобразова-тельных учреждений Челябинской об-ласти к ведению ФГОС ООО (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09 апреля 2012 г. № 24/35).
Примерная модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий пред-ставлена в Приложении 4.
|
IV. План внеурочной деятельности (рекомендуемый раздел)
|
14. Основная образовательная про-грамма основного общего образова-ния реализуется образовательным учреждением через урочную и вне-урочную деятельность с соблюде-нием требований государственных санитарно-эпидемиологических пра-вил и нормативов.
| Вопросы организации внеурочной деятельности частично рассмотрены в разделе 3.1 Примерной программы «Базисный учебный план основного общего образования»
| Образовательному учреждению необхо-димо самостоятельно формировать со-держание данного раздела.
Рекомендуем придерживаться струк-туры, определенной к соответствую-щему разделу в ФГОС НОО (п. 19.10) или ФГОС СОО (п. 18.3.2.)
При формировании плана внеурочной
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
Внеурочная деятельность организу-ется по направлениям развития лич-ности:
1) духовно-нравственное,
2) физкультурно-спортивное и оздо-ровительное,
3) социальное,
4) общеинтеллектуальное,
5) общекультурное
в таких формах, как: кружки, худо-жественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские органи-зации, краеведческая работа, науч-но-практические конференции, школьные научные общества, олим-пиады, поисковые и научные иссле-дования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Формы организации образователь-ного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образователь-ной программы основного общего
|
| деятельности целесообразно учиты-вать, что он:
1) является организационным меха-низмом реализации основной образо-вательной программы основного обще-го образования (наряду с учебным планом);
2) направлен на обеспечение индиви-дуальных особенностей и потребно-стей
3) отражает все направления развития личности;
4) определяет состав и структуру на-правлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучаю-щихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обу-чающихся и возможностей образова-тельного учреждения.
Образовательное учреждение само-стоятельно разрабатывает и утвер-ждает план внеурочной деятельности.
Разработка плана внеурочной деятель-ности осуществляется исходя из реали-
|
Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программы
| Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%)
| Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)
|
образования определяет образова-тельное учреждение
|
| зуемой в рамках ООП ООО модели внеурочной деятельности. Методиче-ские рекомендации по выбору модели внеурочной деятельности в разных ус-ловиях образовательного процесса представлены в Инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки Челябинской об-ласти от 18 июля 2011 года № 103/ 4286
|
| | | | | | | | | |
В целом, основная образовательная программа основного общего образования является локальным нормативным актом образователь-ного учреждения нового формата, единственным, который обеспечи-вает достижение планируемых результатов и регламентирует содер-жание деятельности школы в новых условиях новых стандартов.
Поэтому руководителям общеобразовательных учреждений, чле-нам школьных команд по разработке основной образовательной про-граммы важно понимать, что ООП ООО должна быть разработана в полном соответствии с требованиями федерального государственно-го образовательного стандарта основного общего образования с уче-том специфики образовательного учреждения, с привлечением к ее разработке и реализации органов государственно-общественного управления.