Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сдвиг мотива на цель






Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н.Леонтьев. Те действия, кот. раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то опред. мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на кот. данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате, как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение нов. мотивов – нов. видов Д.

В чем состоит психолог. механизм этого процесса?

Приведем пример. Ученика-первоклассника не удается усадить за уроки. Ребенку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание действует и ребенок выполняет заданную ему на дом работу. В дан. случае мы наблюдаем след.: ребенок хочет получить хор. отметку, хочет выполнить и свой долг. Для его сознания эти мотивы, бесспорно, существуют. Однако они для него психологически не действенны, а подлинно действенным является для него другой мотив: получить возможность пойти играть. Ребенок начал готовить уроки под влиянием мотива, кот. специально для него создали. Но вот проходит неделя-другая и ребенок сам садится за занятия, уже по собственной инициативе. Он делает теперь уроки потому, что хочет получить хор. отметку. При некот. условиях рез. действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Ребенок начинает с того, что добросовестно готовит уроки, имея в виду скорее пойти играть. В результате это приводит к гораздо большему: не только к тому, что он получает возможность пойти играть, но и к хорошей отметке. Происходит новое < опредмечивание> его потребностей, а это значит, что они поднимаются на ступеньку выше.

 

28. Общая характеристика ощущений. Виды ощущений человека и их характеристика. Классификация ощущений, их физиологические механизмы. Пороги ощущений. Чувствительность.

Ощущения – отражение в сознании чел. отдельных св-в внеш. предметов и внутр. состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Наше сознание существует только благодаря наличию О. В условиях «сенсорной депривации» у чел. меньше через сутки отмечается резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в псих. деятельности. Недаром это одно из самых сложных испытаний для полярников, космонавтов. В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, О является исторически первой формой псих.. Возникновение О связано с развитием раздражимости нерв. ткани.

Жизн. роль О состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС, как глав. органа управления деятельностью, сведения о состоянии внеш. и внутр. среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Физиолог. основ. О является деятельность анализатора, состоящего из 3-х отделов:

1. Физический процесс:

- раздражитель – орган ощущения рецептора = периферический отдел анализатора.

2. Физиологический процесс:

- возбуждение = проводниковый отдел анализатора.

3. Псих. процесс:

- центр коры головного мозга = центральный отдел анализатора.

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным афферентным (приносящий) нерв. путям попадает в соответствующие участки коры голов. мозга.

Рецепторы, афферентные нерв. пути и соответствующие участки коры головного мозга – таковы три составляющие части анализаторов. Совокупная Д всех анализаторов называется сенсорной сферой психики чел.

Анализатор – это анатомофизиолог. аппарат, предназначенный и специализированный для приема воздействия из внеш. или внутр. среды и переработки их в ощущения.

Функции ощущений:

- являются основ. более сложных познават. процессов;

- превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания;

- обеспечение чувственной основы психолог. деятельности.

Св-ва ощущений:

В ощущениях отражаются не только специфические св-ва предметов и явлений, но и их:

- качества (кажд. вид ощущений имеет свои особенности – слуховые: высота, тембр, громкость, зрительные: насыщенность, яркость);

- интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

- длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью;

- пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.