Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции эмоций. Сигнальная (информационная)






Сигнальная (информационная). Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.

Оценочная. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в кот. находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окр. действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Приспособительная. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внеш. или внутр. воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.

Регуляторная возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в опред. сторону, способствуют проявлению опред. реакций.

Коммуникативная. Выражая эмоции через чувства, чел. проявляет свое отношение к действительности и к др. людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Стабилизирующая (защитная). Эмоции являются регулятором поведения, кот. удерживает жизн. процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности дан. субъекта.

Мотивирующая. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внеш. среды, побуждают нас к опред. действиям.

Протекание эмоций характеризуется опред. динамикой. Выделяют динамику кратковрем. переживания (возникновение — нарастание — кульминация — угасание), и динамику длит. чувства, на фоне доминирования кот. разворачиваются различные переживания. Осн. эмоции (гнев, радость, страх) и их экспрессия на лице имеют врожденный характер.

Виды эмоций:

1.По степени интенсивности и продолжительности они могут быть: длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).

2.По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить на 2 категории: на эмоции положит. порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей чел.а и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отриц. порядка, связанные с неудовлетворением жизн. потребностей и потому доставляющие неудовольствие.

3.По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у чел. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма.

4.По форме протекания все эмоц. состояния делятся на настроение, эмоции, аффект, стресс.

Настроение - общее эмоц. состояние, окрашивающее в течение длит. времени все поведение чел.. Является эмоц. реакцией не на непосредственные события, а на их значение для чел. в контексте его общ. жизн. планов. Настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окр. природа, события, выполняемая Д. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья.

Аффект - сильное и кратковрем. эмоц. состояние, сопровождаемое резко выраженными двигат. проявлениями и изменением в функциях внутр. органов. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффектив. восторга на выступлении люб. ансамбля, и религиозный экстаз. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Отличит. черта аффекта — ослабление сознательного контроля. Аффект возникает резко, в виде вспышки, сопровождается сил. и беспорядочной двигат. активностью.

Эмоц. стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психолог. напряжения, кот. возникает у чел., когда его нервн. система получает эмоц. перегрузку. Эмоц. стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность чел., нарушает норм. ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицат. влияние не только на психолог. состояние, но и на физ. здоровье чел. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть - сильное, стойкое Ч, определяющее направление мыслей и поступки чел. Страсть органически связана с потребностями, избирательна и всегда предметна - направлена на опред. вид деятельности или предмет (страсть к знанию, страсть к музыке). Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.