Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности и мотивы деятельности, их классификация.






Потребность – внутр. состояние психолог. или функционального ощущения недостаточности чего-либо. На основе потребностей возникают и формируются мотивы. Одна и та же потребность может реализоваться через разные мотивы.

Витальные П (в пище, одежде, сне, безопасности, секс. удовлетворении, в экономии сил)

Соц. П (к общению, к популярности, к господству над др. людьми, в лидерстве и признании)

Духовные П (познать окр. мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации).

Амер. психолог А. Маслоу выделяет 5 групп потребностей: физиолог., безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру.

Потребности различают:

1.по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха;

2. по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические;

3. по функциональной роли: доминирующие - второстепенные, центр. - периферические, устойчивые - ситуативные;

4.по субъекту потребностей: групповые, индивид., коллективные, общественные.

Осн. функции потребностей личности:

Сигнальная состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует чел. о появлении дефицита, изменении состояния (физ. или псих.), нужности чего-то.

Побуждающая состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния.

Мотив внутр. причина побуждающая к Д. Источником побудительной силы мотива являются потребности.

Мотивация Д - совокупность причин побуждающих и направляющих Д (потребности, цели, установки, уровень притязаний, мировоззрение).

Виды мотивации:

Внешняя М - не связанная с содержанием опред. деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя М - связанная не с внеш. обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Например, Д – чтение книги. Мотивы: 1. Материальные - продемонстрировать знания и получить высокооплачиваемую работу; 2. Соц. - блеснуть знаниями в кругу значимых людей и добиться их расположения; 3. Духовные - расширить кругозор и подняться на более выс. уровень нравств. развития.

Виды мотивов:

самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

идентификации с др. чел. — стремление быть похожим на героя, кумира, авторит. личность (отца, учит.).

власти — стремление индивида влиять на людей.

процессуально-содержательные — побуждение к активности процессом и содержанием Д, а не внеш. факторами.

саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

достижения — стремление достичь выс. результатов и мастерства в деятельности

просоц. (общественно значимые) - связанные с осознанием обществ. значения Д, с чувством долга.

аффилиации — стремление к установлению или поддерживанию отношений с др. людьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.