Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления, сформированные в период и после открытого кризиса






ГештальтПС (целостная структура психики)

М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин (теория поля). Сознание рассматривалось не как сумма сенсорных элементов, а как псих. поле, где располагаются целостные псих. структура – гештальты.

Гуманистическая ПС (индивидуальность)

А.Маслоу, К.Роджерс -- Сатир, В. Франкл, Р. Мэй. Осн. идея: вера в чел. и его возможности.

А. Маслоу. Гл. ценность ГП - признание кажд. личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации. Осн. принципы 1.чел должен изучаться в его целостности; 2.кажд. чел уникален; 3.чел открыт миру; 4.чел - активное, творч. существо. Мотивационные процессы явл. сердцевиной гуман. теории. Л. Маслоу описал чел. как " желающее существо", кот. редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Потребности: физиолог. П; П безопасности и защиты; П принадлежности и любви; П самоуважения; П самоактуализации. Удовлетворение П, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание П, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Он признавал, что какие-то творч. люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и соц. проблемы. П – внутр. состояние психолог. или функцион. ощущения недостаточности чего-либо. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением П субъекта.

К.Роджерс 1. Суть - люди способны сами определять свою судьбу. 2. Сущность чел. природы ориентирована на движение вперед, к опред. целям. 3. Тенденция актуализации чел. берет свое началов физиолог. процессах организма 4. Поведение чел. можно понять только в терминах его субъективных переживаний. 5. Центр. место в мире переживаний принадлежит Я-концепции - совокупность установок, направл. на самого себя.

В. Франкл В его концепции – в отличие от ранее предложенных психоаналитиками «стремления к удовольствию», «стремления к власти» – лежит «стремление к смыслу», так как в середине XX века все больше пациентов жалуются на чувство бессмысленности существования. В.Франкл выделяет три осн. части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Для того чтобы жить и активно действовать чел. должен верить в смысл, кот. обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние, кот. Франкл называет экзистенциальным вакуумом.

Р. Мэй - фундаментальное исследование феномена тревоги в соврем. мире. Осн. мысль этого исследов. - различение двух " тревог", одна из кот. (патологическая) разрушает личность и вызывает неврозы, др. - является неотъемлемой частью творч. и продукт. жизни, в кот. риск и непредсказуемость неизбежны.

Психоанализ (бессознательное )

З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер Э.Фромм, К. Хорни, Салливан. Предмет ПС – бессознательное, как осн. движ. сила развития чела. Приоритет в изучении психики отдается мотивации, а не познават. процессам.

Теория Фрейда – пов. чел. детерминировано, и бессознательные псих. процессы имеют бол. значение в регуляции поведения чел. Источник развития Л - врожденные биолог. факторы (инстинкты), а точнее - энергия либидо. Стадии психосекс. развития по Фрейду (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная)

3 основных блока личности:

1) ид(«оно») - гл. структура Л, состоящая из совокупности бессоз-х побуждений; функц-ет в соответствии с принципом удовольствия;

2 ) эго(«я»)- совокупность осознаваемых чел. познават. и исполнительных функций психики, представляющих все наши знания о реал. мире; эго обслуживает ид. Функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3 ) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая соц. нормы, установки, моральные ценности общества.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за псих. энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести чел. к психолог. проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов Л вырабатывает спец. защитные механизмы - вытеснение проекция; замещение; сублимация и др.

Аналитическая ПС Юнга опирается на представление о существовании бессознат. сферы личности, являющ. источником целител. сил и развития индивидуальности. Личность включает 3 осн. системы:

1. Эго – это центр сознания, (чувства, ощущения, воспомин, мысли и всё то, что позволяет чел. осознавать свою идентичность).

2. Личное бессознат. (вытесненные восп., чувства, переживания), также комплексы (материн., власти).

3. Коллективное бессознательное - представлено архетипами, являющимися универсальными общечел. моделями восприятия (маска - наше публичное лицо; анима – внутр. образ женщины в мужчине и анимус внутр. образ мужчины в женщине, тень -наши агрессивные импульсы, аморал. мысли) и самость -сердцевина личности, вокруг кот. организованы и объединены все др. элементы). Юнг впервые предложил две ориентации личности: экстраверсия и интроверсия.

Бол. значение соц. окружения особенно подчеркивалось Адлером, т.к. он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, кот. формируются на про­тяжении жизни. Положения индивидуальной теории: 1.Идея фиктивного финализма: - все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, кот. определяют наше поведение. - мотивы чел. поступков определяются в бол. степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. 2. Стиль жизни - оп­ределяет и систематизирует опыт чел. Соц. интерес - опре­деляет стиль жизни его содержание и направление. 3. Творч. «Я», воз­действует на факты окружающей дейст-ти и трансформи­рует эти факты в Л чел. 4. Чувства неполно­ценности и стремления к превосходству - представляют собой ис­точники энергии личности, необходимой для ее развития 5. Механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация (неполная, полная, сверхкомпенсации, мнимая или уход в болезнь).

Согласно убеждениям К.Хорни, решающим фактором в развитии личности являются соц. отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны 2 потребности: в удовлетворении и в безопасности. Глав. в развитии ребенка является П в безопасности. В дан. случае основополагающий мотив – быть любимым и защищенным от опасности вражд. мира. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому сформируется здор. личность. И наоборот. Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Чтобы справиться с чувствами недостат. безопасности, беспомощности и враждебности, присущими баз. тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разн. защит. стратегиям. Хорни описала 10 стратегий, получивших название неврот. потребностей (в любви и одобрении, в руковод. партнере, во власти, в эксплуатировании др.)

Г. Салливан. Не имеет смысла в качестве объекта исследования рассматривать индивида, поскольку тот не может существовать и не существует отдельно от взаимоотношений с др. людьми. Ребенок с перв. дня жизни явл. частью межличн. ситуации и на протяжении остал. жизни остается в составе соц. поля.

Конгвитивная ПС (познавательные структуры)

Возникло в середине 60-х как противопоставление бихивеоризму. Считали необход. включение когнитивных компонентов в структуру поведения.

Генетическая ПС Ж.Пиаже. Создал Женевскую школу ГП. Психологи этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них важно понять механизмы познават. деятельности ребенка, кот. скрыты за внеш. картиной его поведения. Работы Ж.Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внеш. миру и себе самому. Согласно Ж.Пиаже, законы познават. развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе науч. познания.

Теория личностных конструктов Д.Келли - о дин из первых, кто придал значение когнитивным процессам, как осн. черте функционирования чел. ЛК – это идея или мысль, кот. чел. использует, чтобы осознать, объяснить или предсказать свой опыт. Примеры " умный-глупый", " мужской-женский". По крайней мере 3 элемента необходимы для формирования конструкта: два из элементов должны быть похожими друг на друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения буд. Чтобы понять др. чел., надо знать что-то о конструктах, кот. он использует, о событиях, включенных в эти конструкты.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера - положит. эмоц. переживание возникает у чел. тогда, когда его ожидания подтверждаются (когда реал. результаты деятельности соответствуют намеченным когн. представлениям). Отриц. эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными рез. деятельности имеется несоответствие или диссонанс. Согласно теории эмоции рассматриваются в качестве осн. мотива поступков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.